Андрей ПЯТОВ: "Отличные отношения у меня с динамовцами вне поля"
Завтра голкиперу донецкого «Шахтера» и сборной Украины по футболу исполняется 30 лет
Родился он в Кировограде, имя в футболе сделал в Полтаве, а трофеи собирает в Донецке. Не поддается сомнению и место Андрея Пятова в основном составе сборной Украины. К своим 30 годам он уже выиграл все, что можно, на внутренней арене (шесть чемпионств, четыре Кубка и три Суперкубка), поднимал над головой Кубок УЕФА, ездил на чемпионат мира, защищал последний рубеж национальной команды на Евро-2012. При этом не любит носить строгие костюмы и не умеет завязывать галстук.
Завтра Андрей Пятов отметит свой юбилей. Поскольку мы знали, что в эти дни он будет находиться на предсезонных сборах с «Шахтером» в Австрии, пообщались с голкипером заранее — во время его приезда в сборную Украины.
«Обе дочери у меня кудрявые. Как папа!»
— Андрей, не каждый может позволить себе из года в год отмечать день рождения в австрийских Альпах.
— Да еще на тренировочных сборах (смеется). В этот раз едем в деревню Гоинг. Там, кстати, частенько разбивали тренировочный лагерь братья Кличко. Мы не раз ходили к ним в гости, наблюдали за спаррингами, фотографировались на память. Я со своими 190 сантиметрами там явно не самый высокий парень.
— По гороскопу ты Рак, а людям этого знака свойственна потребность в доме и семье. Так и есть?
— Семья у меня всегда на первом месте. Выпадает свободный день, стараюсь провести его с женой и дочерьми.
— Говорят, свой самый главный пенальти в жизни ты уже отразил.
— О, как копнули! Я тогда еще в «дубле» полтавской «Ворсклы» играл. И Юля, моя будущая жена, с которой мы познакомились в фитнес-центре, пришла на матч с моим участием. Уже позже узнал, что, когда в наши ворота назначили пенальти, она загадала: «Отобьет — поцелую». Отбил. Наверное, почувствовал.
— Завидным женихом ты тогда не был.
— Да. 20 лет — ни кола ни двора. Мы столько вместе пережили. Я Юле очень благодарен. Понимаю, что человек меня искренне любит. Супруга даже в шутку говорит, что если бы Пятов был трактористом, то вышла бы замуж за тракториста.
— В Полтаве у Андрея Пятова квартира на пятом этаже, а в Донецке?
— Выше — на 16-м. Соседи нешумные. Коля Ищенко на 15-м живет, Вася Кобин — на 10-м. У нас даже общий балкон оборудован. Там и стол есть, мангальчик. Главное, чтобы пожарные не прочитали в «ФАКТАХ» (смеется). Собираемся там семьями.
— У вас с Юлей две дочери. Сколько им уже?
— Даше 12 марта исполнилось восемь лет, а Милане 11 сентября будет пять. Старшая восточными танцами занималась, ходит на каток. Ребенок творческий, всякие поделки у нее хорошо получаются. Милана пока в поиске.
— Обе кудрявые, как папа?
— Обе (с гордостью)! Мама рада…
— Ты обращал внимание, что перед появлением твоих девчонок на свет их папа проводил официальные матчи и неизменно сохранял свои ворота в неприкосновенности?
— Так, давайте вспоминать. Перед рождением Даши мы точно сыграли вничью с «Динамо» — 0:0. А Милана?..
— За сборную Украины с белорусами — тоже 0:0.
— Точно. Сейчас снова ждем пополнения в семье. Нужно важную игру подгадать, чтобы еще раз «на ноль» отстоять (смеется).
— Хочешь сына?
— Хочу. Но самое главное, чтобы ребенок родился здоровым. А мальчик или девочка — любить будем не меньше. Кстати, по поводу сына нужно было с Андрюхой Шевченко проконсультироваться. У него целых четыре богатыря!
— Вместе с вами живет твоя младшая сестра. Школу уже закончила?
— Да, в этом году. Собирается поступать в Днепропетровске на факультет иностранных языков.
— А как с английским у Андрея Пятова?
— Хотелось бы лучше. Но все эта лень проклятая! Понимаю, что нужен английский. Мы же по миру столько ездим, общаемся с людьми. Хорошо, что жена у меня лучше говорит по-английски. Уже предложил Юле: «Давай вместе учить».
— С Мистером на каком языке общаешься?
— На русском, хотя всегда рядом его помощник Александр Спиридон, который поможет перевести, если что. Луческу — полиглот, знает много языков. Но русский, не секрет, для иностранцев тяжелый. Хотя Мистер практически все понимает. Когда нужно, он такой великий и могучий использует!
— Не секрет, что изучение иностранными футболистами русского языка, как правило, начинается с ненормативной лексики. Благо, учителей хватает.
— Есть такое. Но всегда в шутку, по-доброму. Джулиуса Агахову мы, к примеру, расистом называли. Дескать, что же ты так белых не любишь. Он парень с юмором, не обижался. Кто из бразильцев «Шахтера» лучше других знает русский? Фернандиньо хорошо говорил, сейчас — Луис Адриану, он давно в команде. А из новичков здорово схватывает все Фернандо. Вижу, что сам стремится: спрашивает, уточняет. Молодец!
Кстати, недавно Фернандиньо из «Манчестер Сити» прислал Луческу видеопоздравление с 10-летием пребывания Мистера в «Шахтере». На русском языке, который он уже чуть-чуть подзабыл. Насмеялись…
— Отпуск, как правило, проводите в теплых краях?
— Не всегда. Вот уже два года подряд зимой в Австрию ездим. Нам-то по контракту гонять на лыжах запрещено. А вот Даша катается, встала на лыжи и жена. Я же с Миланой — на санках. Когда дети были маленькими, далеко не вырывались. Разве что дочерей оставляли с родителями и летели на Бали, в Сингапур или в Эмираты.
«За год изнашиваю 20—30 пар вратарских перчаток»
— Ты, вообще, с футбола начинал?
— С рукопашного боя. Три года занимался. А еще были плавание, волейбол. Одно время даже совмещал футбол с занятиями другими видами спорта. Кстати, рукопашный бой мне очень помог в футболе. Ведь первый год мы в секции, по большому счету, только аэробикой занимались — прыжки, кувырки, «колесо». Словом, чеканил координацию движений. Позже навыки очень даже пригодились.
— Вратарем сразу стал?
— Честно говоря, толком и не помню. Может, какое-то время и в поле побегал.
— Знаменитый голкипер Виктор Чанов как-то рассказывал мне, как берег свои игровые перчатки. Упаси Боже, чтобы к ним кто-то дотронулся или еще хуже — примерил.
— У каждого свои правила, и каждый верит в то, во что он хочет верить. Мне, честно говоря, не страшно, если кто-то захочет посмотреть или примерить мои перчатки. Жизнь показала, что не это главное.
— А сколько пар перчаток за год изнашиваешь?
— С тренировками — пар 20—30. Потом их ребятам в клубную академию отдаю, друзья просят, знакомые. Не успеваю изнашивать… Бутс, а я играю в японских Mizunо, уходит пять-шесть пар.
— Сколько стоят хорошие вратарские перчатки?
— В среднем 100 долларов.
— У тебя солидная коллекция вратарских свитеров.
— Недавно решил ее воссоединить. С базы привез экземпляры, из Полтавы. Думал, штук 50. Оказалось больше. Причем, к примеру, Джанлуиджи Буффона и Петра Чеха у меня по два свитера. В клубе я с ними в Лиге чемпионов менялся, а свитера сборных Италии и Чехии мне в свое время Кристиано Лукарелли и Томаш Хюбшман привезли.
— Расскажи, как ты в родной Кировоград, кроме завоеванного «Шахтером» Кубка УЕФА, еще и своих «одноклубников» — Жадсона с Дуляем — привозил.
— История еще та (заметно оживляется)! На въезде в город нас встречал мой первый тренер Вадим Анатольевич Бондарь — скорректировать планы, рассказать программу. Подтянулись и два моих друга детства: один — лысоватый, а второй — невысокого роста, темненький. Уже в городе к нам подходит один любитель футбола, видно, плавающий в этом деле. А Вадим Анатольевич еще тот юморист. Быстро раскусив «специалиста», торжественно представил ему моих «одноклубников»: вот этот — Игор Дуляй, а тот, что потемнее, — Жадсон. Тот на радостях и фотографировался со звездами, и автографы брал…
— С кем в «Шахтере» дружишь?
— Со всеми украинцами. На базе в одном номере живу с Сашей Кучером. Отличные отношения вне поля у меня и с динамовцами. Съезжаемся в сборную, обнимаемся. Конечно же, подкалываем друг друга при случае. Но все клубные дела в этот момент остаются в стороне. Вот после поражения в финале Кубка Украины подошел, поздравил киевлян. Заслужили. Проигрывать ведь тоже нужно уметь.
— На хоккей в Донецке ходил?
— Конечно. По телевизору — это одно. А вот вживую… Какие скорости! Поэтому на поединки «Донбасса» в КХЛ вырывался с удовольствием. Как-то пришел на игру с детьми, нам даже вылетевшая за пределы площадки шайба досталась. А вообще, главный хоккейный специалист у нас — чех Томаш Хюбшман. Его земляки в Донецке играют. Не раз общались после игр с Лукашем Кашпаром. Отличный парень, компанейский. Я, кстати, в одном доме с главным тренером «Донбасса» Андреем Назаровым живу, с американцем Клэем Уилсоном (к сожалению, из-за ситуации в стране «Донбасс» приостановил свои выступления в КХЛ, а иностранцы покинули Донецк. — Авт.).
— В супермаркете Пятова можно встретить?
— Легко. Постоянно заезжаю за молоком — у нас два-три пакета в день уходят. У меня с продавщицами полный контакт. Болельщики, зная, что я там не сегодня-завтра появлюсь, даже оставляют на кассе мое фото. Без проблем даю автограф.
— Когда ты дома и заходишь на кухню…
— Открываю холодильник. А если серьезно, то в еде я не привередливый. К примеру, жена готовит очень вкусную пиццу, мясные блюда. Хотя питаюсь-то я в основном на базе. Но, если нужно, могу и яичницу поджарить, и суп сварить. Так что врасплох не застанете.
— Твоя рекордная серия в сборной Украины без пропущенных мячей, длившаяся 752 минуты, оборвалась на «Стад де Франс» в ответном матче плей-офф ЧМ-2014 с французами, и на чемпионат мира в Бразилию вы так и не поехали.
— Какая там серия… В те минуты была одна сплошная опустошенность и обида. На себя. Обделались мы во Франции, сами виноваты. Да, на чемпионате мира я был еще в 2006-м в Германии, но хотелось бы еще и на поле выйти.
«В Турции ловил форель, на Сейшелах — тунца»
— А как насчет вредных привычек?
— Как же без них? Ногти грызу, к примеру.
— Валерий Васильевич Лобановский, когда у него спросили, кто в его команде не курит, ответил: «Я».
— Все мы не без греха. Главное, чтобы работе не мешало. То же и со спиртным. Игры Лиги чемпионов у нас, как правило, поздно заканчиваются, и Мирча Луческу за ужином вовсе не запрещает выпить бокал пива или вина. Просто нужно знать меру.
— Мячи на футбольном поле ты ловишь исправно, а рыбу?
— У нас озеро на базе в Киршах. Раньше не раз там рыбачил. Хотя самый заядлый рыбак, пока играл в «Шахтере», был Бодя Шуст. Сейчас, когда тесть в гости приезжает, с удовольствием сидит на берегу. У нас там дача рядом, которую я купил у нашего бывшего вратаря Дмитрия Шуткова. Договариваюсь с охраной, вот он и рыбачит на базе. Недавно Даша с ним ездила. Поймала карпа примерно на килограмм и… отпустила. Дед чуть сознание не потерял. Сейчас внучке удочку специально передал. Будет время и возможность, и я с «профессионалом» порыбачу. Благо, опыт есть: в Турции форель ловил, на Сейшелах — тунца.
— Свою первую машину помнишь?
— Opel Vectra. В Полтаве купил после того, как второе место на молодежном чемпионате Европы заняли и на взрослый чемпионат мира съездил. Тогда, в 2006-м, я и с «Ворсклой» новый контракт на более выгодных условиях подписал. Так что еще и на квартиру хватило.
— И на водительские права?
— Нет (смеется). Меня отец учил. Он дальнобойщик с большим стажем. Главное — выучить правила, знаки и почувствовать машину. Сейчас у меня джип «БМВ», у жены — «Ауди». Я с самого детства о немецкой машине мечтал.
— Ехали с тобой на встречу, зашли на заправке в магазин водички купить. И у холодильника перед нами встал выбор — Андрей Пятов, Серхио Агуэро или Лионель Месси…
— А еще в нашей команде «играют» Серхио Рамос и Робин ван Перси. Хоть на банках «пепси-колы» в такой звездной компании окажусь. Мне в клубе предложили стать лицом известной торговой марки. Согласился.
— К чему еще стремиться футболисту, который все, что можно, и не раз выигрывал в Украине, добывал Кубок УЕФА, был на чемпионате мира, участвовал в Евро-2012?
— В том-то и дело, что уже есть определенный уровень. И если где-то споткнешься, сразу съедят. Каждый выигрыш чемпионата Украины — пропуск в Лигу чемпионов. Какая еще нужна мотивация? Каждый раз, выходя на поле, стараешься не подвести команду. Глядишь, что-то еще выиграем и в клубе, и в сборной. Мне ведь только 30…
Юрий САЙ