16 грудня 2013 11:05

Бакалов: "Когда Кучук решил уйти, понял: все плохо"

Что происходило с «Арсеналом» в последние годы и чем сейчас живут «канониры», рассказал экс-наставник этой команды Юрий Бакалов.

Юрий Михайлович, насколько нам известно, вы недавно побывали в Днепропетровске. С какой целью ездили в этот город?

— Каждые три года мне нужно подтверждать PRO-диплом, слушать лекции, сдавать экзамены. Вот этим я и занимался в Днепропетровске. На семинаре, кроме меня, были практически все тренеры УПЛ, а также специалисты из Белоруссии, Литвы, других стран. Из известных нашему болельщику личностей, которые приехали продлить профессиональную лицензию, назову Белькевича, Мороза, Вергейчика. Кстати, и экс-наставник «Арсенала» Леонид Кучук был. Мероприятие прошло хорошо. Хочу особо поблагодарить Центр лицензирования ФФУ, а также ФК «Днепр», создавшие тренерам отличные условия для занятий. К слову, лекции нам прочитали и испанские специалисты, работающие в днепропетровской команде. Их было очень интересно слушать.

— Уже успели соскучиться по тренерской работе, по «Арсеналу»?

— Вы знаете, я мог бы вам сейчас сказать: какой «Арсенал», зачем говорить о том, чего уже не вернешь? Однако тоска по настоящему делу, по высокому накалу борьбы, по острым ощущениям, конечно, присутствует. Причем все это неотделимо от команды, которую недавно возглавлял. Я ведь на уровне Премьер-лиги нигде, кроме «Арсенала», не работал.

Когда вы впервые переступили порог этого столичного клуба?

— По окончании карьеры игрока хотел остаться в футболе. Мне было интересно тренировать детей, и я был готов возиться с мальчишками бесплатно с утра и до вечера. В 2003 году пришел работать в киевскую детскую команду «Отрадный», опеку над которой затем взял ФК «Динамо». Летом 2005-го тогдашний наставник «Арсенала» Александр Баранов пригласил меня на беседу, в ходе которой сделал предложение потрудиться в столичном коллективе. Тогда в ФК «Арсенал» развивались все направления, и я взялся за работу с «дублем», а затем стал тренировать юношескую команду.

Какой период вашей работы в этом клубе был самым ярким и запоминающимся?

— За восемь с половиной лет было немало интересных моментов. Это и приглашение на работу в «Арсенал», и первые ее результаты, когда мои ребята из дублирующего состава (тот же Андрей Богданов), начали подтягиваться к «основе»… Но самые яркие эмоции в своей тренерской карьере испытал, когда меня назначили наставником первой команды «Арсенала» и мои подопечные одержали победу под моим руководством над «Кривбассом». Хочу также особо выделить период совместной работы с Леонидом Кучуком, у которого я многое почерпнул в профессиональном плане. Мы с Леонидом Станиславовичем остались друзьями, и, несмотря на то, что он сейчас далеко — трудится в России, мы часто общаемся.

— Когда, по вашему мнению, в истории «Арсенала» был период наивысшего расцвета?

— Самый стабильный период был при Александре Омельченко. В 2001 году тогдашний городской голова Киева основал клуб, а затем настолько качественно обеспечил его жизнедеятельность, что уже во второй свой сезон в высшей лиге новообразованная команда под руководством Вячеслава Грозного заняла пятое место. В те времена в «Арсенале» все было на уровне — проживание для футболистов и тренеров, питание, зарплаты. Потом наступил период президентства Вадима Рабиновича. И знаете, кто бы что ни говорил, но в начале своей работы Вадим Зиновьевич немало сделал для команды. Я тогда принял «молодежку» «Арсенала», и могу подтвердить, что Рабинович финансировал все на высшем уровне, интересовался жизнью коллектива, а также оперативно решал все проблемы.

— Но ведь ни при Омельченко, ни при Рабиновиче у «Арсенала» так и не появился свой стадион, база… Что являлось ядром клуба?

— Можно по-разному относиться к данной проблеме, но разве команде негде было тренироваться и выступать? А ядром «Арсенала» всегда был сплоченный коллектив — футболисты и тренерский штаб. Только от нас зависело, какой микроклимат складывался в тот или иной период. И атмосфера, поверьте, всегда была хорошей, семейной. Ребята все то с радостью принималистарались поддерживать, причем в коллектив легко вливались новички, среди которых были и легионеры. Периоды в истории клуба, конечно, случались разные, но взаимопонимание в «Арсенале» было уникальным.

Футбольная школа столичного клуба имеет хорошую репутацию. Насколько эффективной и реальной была ее связь с главной командой?

— В первый мой приход на пост главного тренера я часто посещал игры наших юношей, поскольку сам недавно трудился с молодежью, отлично знал эту кухню. Но в текущем году уделить должное внимание футбольной школе не смог, поскольку пришлось решать массу сложных вопросов, сами знаете, какой на протяжении всего 2013-го была обстановка в «Арсенале». Наиболее серьезным контакт с клубной школой был у нас при Кучуке. Леонид Станиславович проводил на базе в Счастливом для специалистов, работавших с детьми, семинары и часто смотрел вместе со мной матчи юношеских команд.

Сейчас ФШ «Арсенал» прекратила свое существование?

— Нет, она работает. Нужно сказать огромное спасибо родителям юных футболистов, на плечи которых нынче легла тяжелая ноша по содержанию школы. В скором времени наверняка изменится юридическая форма ФШ, но не ее название. У многих людей, которые в разное время так или иначе были причастны к жизнедеятельности столичного клуба, все-таки теплится надежда на возрождение клуба. Футбольная школа должна сохраниться, ведь через нее проходит столько талантливых ребят. Хочу отметить, что наши дети в невероятно тяжелый для всех нас год сумели занять призовые места сразу на нескольких юношеских соревнованиях и завоевать Кубок Киева

На игроков и тренеров давило то обстоятельство, что у команды фактически нет болельщиков?

— Для нас количество зрителей на трибунах, их поддержка, безусловно, имели значение. ФК «Арсенал», если помните, пытаясь привлечь внимание любителей футбола к своей игре, проводил различные акции, концерты и шоу устраивал. Было интересно, жизнь бурлила… В какой-то период клубу удалось добиться неплохой посещаемости — на матч порой приходили десятки тысяч болельщиков. Нам было приятно играть в таких условиях. Однако потом энтузиазм пропал, и показатели посещаемости резко снизились. Хотя в последние несколько лет наблюдалась тенденция к естественному увеличению количества зрителей на домашних поединках «Арсенала». На трибуны начали приходить истинные поклонники нашей команды. В Интернете над нами смеялись, мол, дабы заполнить пустующую арену, курсантов сгоняют… Но ведь и пару тысяч обычных людей приходило. Думаю, если бы мы остались на плаву, постепенно увеличили бы этот показатель раз в пять-шесть.

Когда вы почувствовали, что Вадим Рабинович охладел к «Арсеналу»?

— Это нужно спросить у самого Вадима Зиновьевича. Но перелом в жизни клуба стал заметен, когда тревогу за судьбу команды, за результат, стал испытывать и не смог больше этого скрывать, держать в себе Леонид Кучук. Он в какой-то момент понял, что процесс распада безвозвратен, и собрался уходить. Тогда и многие в коллективе поняли, что их будущее в тумане. Но мы все равно до последнего надеялись на перемены к лучшему.

Инициатива Александра Онищенко спасти клуб вдохновила коллектив?

— Тогда у нас появилась надежда на стабильность. Меня часто спрашивают, как проходило мое общение с Онищенко… К сожалению, личных контактов с Александром Романовичем, в ходе которых можно было обсудить текущие дела не по телефону, было крайне мало. Онищенко доверял вести дела, касающиеся «Арсенала», своим помощникам. Может быть, так принято в бизнес-кругах, не знаю… В какой-то момент даже общение через посредников, не говоря уже о возможности позвонить Александру Романовичу напрямую, оборвалось.

На кого из футболистов «Арсенала» вы могли по-настоящему опереться и с кем бы хотели вновь поработать?

— Доверял я всем игрокам и опереться мог на любого. Как известно, люди лучше всего познаются в беде. Так вот, в непростой для команды период ни один человек из нашего коллектива не дал слабину, все были честны — не было ни обмана, ни подлости. Хотя все-таки есть ребята, которые особенно близки мне по духу. Что касается будущего наших футболистов, то могу сказать, что, несмотря на отставку с поста главного тренера «Арсенала», я поддерживаю постоянный контакт со всеми игроками, знаю, где каждый из них собирается продолжить карьеру. Особенно опекаю нашу молодежь. Все ребята талантливы и без работы не останутся — кто-то уже заключил контракт с новой командой, кто-то еще только собирается это сделать, но я точно знаю — все у них будет нормально.

— Давайте помечтаем. Если вдруг возродится «Арсенал» и вас вновь пригласят стать наставником этой команды, согласитесь?


— Не знаю… Думаю, даже если такое случится, меня никто не позовет. Поэтому лучше жить реалиями и не витать в облаках.

— Сторонником какого стиля игры вы являетесь?


— В данном случае все зависит от того, какие футболисты есть у тренера под рукой. Но в целом я поклонник комбинационной атакующей игры.

— Кто из коллег по тренерскому цеху является для вас образцом?


— Те специалисты, с которыми я работал. Например, Леонид Кучук. Близки мне по философии игры также Мирон Маркевич и Арсен Венгер.

— На каких условиях вы хотели бы продолжить тренерскую карьеру?


— Чтобы перед командой стояла конкретная задача и для ее выполнения хозяева клуба создавали бы нормальные рабочие условия. Причем страна и лига, куда я мог бы поехать трудиться, не имеют никакого значения.

— Насколько вероятна возможность того, что вы возглавите «Севастополь»?


— О такой возможности я только в СМИ и читал…

Хочу ответить словами президента севастопольского клуба Александра Красильникова, который заявил, что есть несколько кандидатур на должность наставника. Так что пока никакой конкретики нет. Поживем — увидим.

Олег Семенченко, "Команда"