Дмитрий Чигринский: "Месси - тихоня и добряк"
В эксклюзивном интервью "Сегодня" Дмитрий Чигринский рассказал о совместных ужинах в "Барсе", о чем скучал в Испании, тихоне Месси и преподавательнице испанского
— За год в Барселоне появилось любимое место?
— Город, конечно, невероятный. Но больше всего мне понравился старый район Барселоны — Эль Борн. Когда-то там жили рыбаки и моряки, а сейчас там старые красивые улочки, антикварные лавки, ресторанчики, рядом порт — там было здорово проводить свободное время.
— Его было много?
— Да, достаточно много. Тренировки, как правило, проходили по утрам, и уже после часа дня мы освобождались. После обеда у меня было часовое занятие с преподавателем испанского, и все. Нет ни заездов, ни ночевок на базе. За два часа до начала домашней игры игроки собираются прямо на стадионе. Все очень профессионально, и уровень взаимного доверия достаточно высокий.
— Говорят, что испанский язык не самый сложный для изучения...
— Если на уровне бытового общения, то да. Слова красивые, фразы легко даются и быстро запоминаются. Но если подходить к изучению серьезно — грамматика, правила, структурные моменты — это требует времени и усилий. А я с самого начала хотел освоить язык досконально.
— Помогало то, что ты неплохо говоришь по-английски?
— Почти нет. Даже моя профессор-испанка не знала ни одного слова по-английски. То есть — вообще ни одного! По-русски, естественно, тоже. На первых уроках она в основном жестами объясняла, что она от меня хочет и что означают сказанные ею слова и фразы. Было очень непросто, но мы выкарабкались. А когда я уже получил определенную базу и мог кое-как изъясняться, дела пошли гораздо быстрее.
— Какие впечатления остались от испанской кухни?
— Самые приятные. Все время сидел на морепродуктах. Легкая, вкусная и полезная еда. Скажу так: наверное, не осталось ни одного вида рыбы, которую бы я не попробовал. Включая самые экзотические. Причем все — свежайшее, только-только из моря. Плюс огромное количество овощей и фруктов.
— А как же знаменитый испанский хамон — национальный деликатес, сыровяленый свиной окорок?
— Даже не пробовал. Испанцы удивлялись: как можно не любить хамон? Но я мясо там практически вообще не ел, ни в каком виде. Всегда, когда есть выбор между мясом и рыбой, я отдаю предпочтение рыбе.
— А за чем-то из наших продуктов скучал?
— Ну, разве что — за обезжиренным творогом (смеется).
— На корриде не довелось побывать?
— Нет. В Барселоне арена для боя быков, как я понял, уже достаточно давно не функционирует. Мне говорили, что из крупных городов коррида сохранилась лишь в Валенсии, а так в основном проводится в небольших городках.
— В «Барселоне» практикуются общекомандные мероприятия?
— Очень часто. После важных игр или вечерами накануне выходного дня. Заранее договаривались, выбирали место совместного ужина — в городе или за городом — и выезжали всей командой: футболисты, тренеры, администраторы, врачи. Коллектив в этом плане там очень дружный.
— Это правда, что некоторые испанские игроки даже за обедом в день матча могут позволить себе бокал вина?
— Легкое столовое вино — это часть национальной кухни и не воспринимается там как алкоголь. Что касается обеда в день матча…. Это личное дело каждого, и никто не заглядывает в тарелки и стаканы своего соседа.
— С кем из партнеров у тебя сложились самые лучшие отношения?
— Однозначно с Максвеллом. Мы сразу нашли с ним общий язык, очень много времени проводили вместе. Считаю его человеком невероятно порядочным, честным, и рад, что судьба подарила мне встречу с ним.
— На выездных матчах жили с ним в одной комнате?
— Нет, там принято размещаться в гостиницах в одноместных номерах.
— А каков в повседневной жизни Лионель Месси?
— Тихоня и добряк, вынужденный платить очень высокую цену за свой талант и популярность. В его поведении нет ни капли звездности. Вокруг него много суеты, много ажиотажа, люди словно сходят с ума, а Лео, как никому другому, иногда нужен просто покой. Я заметил, что когда есть возможность, он старается уйти в себя, чтобы хоть немного отгородиться от той суеты, которая его окружает. А вообще это, конечно, феномен. Достичь таких высот к 22-м годам и продолжать находить какую-то мотивацию, продолжать расти, совершенствоваться — это невероятно.
— У тебя остался его телефон?
— Конечно, как и всех бывших партнеров по «Барсе».
— Кого из них ты поздравил с победой на ЧМ?
— Да все собираюсь отправить Пуйолю смс-ку...
— Как тебя называли в команде?
— Чигри или Руссо — для них мы все русские.
— Яя Туре действительно хорошо изъясняется по-русски?
— Вполне сносно. Может, сразу после его отъезда с Украины было и лучше, но без постоянной практики очень многие моменты быстро забываются. Это я усвоил на собственном опыте. Уезжая из Барселоны, я чувствовал, что понимаю все и общаюсь с испанцами почти на равных. А сейчас, разговаривая с Пако (Пако Биоска, глава медицинской службы «Шахтера» — Авт.), ловлю себя на том, что значение некоторых слов уже не понимаю.
— Что-то в твоем поведении испанцев удивляло?
— Ну, про мою нелюбовь к хамону я уже говорил. Еще их очень беспокоило, почему я не умею водить машину, хотя меня самого это никогда не волновало. Ну нет у меня желания самому садиться за руль, я так привык, и мне так комфортно. А если у кого-то это вызывает улыбку или недоумение… Кстати, знаете, кто в Донецке был самым счастливым, когда я вернулся? Михалыч — мой личный водитель. Ребята из команды шутят, что он сам половину трансфера оплатил (смеется).
— Какие испанские вещи ты привез с собой?
— Если вы имеете ввиду какие-то сувениры на память, то я этим никогда не увлекался. Мои внутренние ощущения и воспоминания дороже любых безделушек.
— Если сравнивать испанок и украинок, в чью пользу будет сравнение?
— Этот вопрос даже не стоит задавать. Наши тут лидируют не то что с огромным преимуществом, а вообще находятся, так сказать, в совершенно другой весовой категории. Там тоже встречаются неплохие девушки, но наши — просто супер.
— Уже после твоего возвращения Ринат Ахметов признался, что «Шахтер» делал «Барсе» предложение по тебе еще зимой. Ты знал об этом?
— О том, что руководители клубов общались по этому поводу, я узнал уже позже от Гвардиолы. Но это ничего не меняло в отношении Пепа ко мне. Да и сейчас, когда все решалось, его позиция не изменилась. Но вы, наверное, знаете, что «Барселона» сейчас испытывает финансовые проблемы, и определяющим в моем возвращении в «Шахтер» стала возможность выручить серьезные деньги за футболиста, который почти не играл.
— Если бы сейчас вернуться на год назад, когда ты стоял на перепутье — ехать или нет в «Барсу», твой выбор был таким же?
— Однозначно. Во-первых, не в моих правилах о чем-то жалеть. А во-вторых, если кто-то думает, что для меня прошедший год стал потерянным временем, это не так. Я гораздо больше приобрел, чем потерял. Даже негатив, который был, это тоже жизненный опыт. Ничего в жизни нам не дается просто так. Значит, надо было пройти через этот этап, чтобы сделать выводы, чтобы закалить характер, чтобы стать сильнее. Но все же позитивных моментов было несравнимо больше, и никаких сомнений в правильности моего прошлогоднего решения быть не может.