16 серпня 2016 11:14

Святослав СИРОТА: "Хотел бы пригласить Георгия Деметрадзе стать моим помощником в "Зугдиди"

Известный украинский футбольный функционер, являющийся сейчас вице-президентом «Зугдиди», в интервью MatchDay рассказал об украинском инвесторе грузинского клуба, своей футбольной философии, перспективах команды и возможном приглашении Георгия Деметрадзе.


- Святослав, в прошлом сезоне вы успешно работали в «Заре» из молдавского города Бельцы: при вашем участии клуб впервые в своей истории стал обладателем Кубка Молдовы. Почему ушли оттуда?

- Так случилось, что каждый выбрал свой путь. На данном этапе «Заря» пошла своей дорогой, а мы - своей. Говоря мы, имею в виду себя, Игоря Рахаева, Виктора Догадайло и тех игроков, которые ушли вместе с нами. Никаких разногласий с клубом у нас не было. Абсолютно никаких конфликтов. О клубе могу сказать только самое положительное, потому что воспоминания у меня о периоде, проведенном там, очень хорошие. Очень хорошие люди там работали, был прекрасный коллектив. Как на футбольном поле, так и за его пределами. Я регулярно созваниваюсь с руководством «Зари». Мы поддерживаем связь и у нас прекрасные взаимоотношения. Смотрю практически все их игры, переживаю и болею за них. Но, повторюсь, каждый пошел своим путем.

- Как возник вариант с Грузией?
- Достаточно неожиданно. У меня до этого были другие предложения, не хочу сейчас озвучивать команды. Скажу только, что это клубы из Восточной Европы. Но этих вариантов сейчас уже нет, поэтому считаю, нет смысла о них говорить. Возвращаясь к вашему вопросу, скажу, что предложение из Грузии возникло абсолютно случайно. Я возвращался с моря и позвонил своему товарищу Левану Гулордаве. Как раз так удачно сложились обстоятельства, что у него была возможность встретиться с моим знакомым инвестором. Встретились, посидели, пообщались и пришли к решению, что будем возрождать зугдидский клуб. Потому что Леван Гулордава сам из Зугдиди и, насколько я знаю, его давняя мечта, чтобы в родном городе был клуб, который соответствовал бы европейскому уровню. Чтобы название футбольного клуба «Зугдиди» звучало очень громко и чтобы этот клуб выступал в еврокубках. Почему бы не попробовать это сделать?

- Где вы познакомились с Леваном?
- Мы вместе учимся на курсах получения тренерских аттестатов категории «А» в центре лицензирования ФФУ. Даже один раз экзамен вместе сдавали. Так что Леван сдал экзамен благодаря мне. Ну или наоборот, не знаю (улыбается).

- Как зовут вашего знакомого, с которым встречался Леван?
- Понимаете, на данном этапе у меня нет согласия этого человека для того, чтобы озвучивать его имя. Поэтому в свое время, если будет его желание и он будет согласен, он сам об этом расскажет. Могу сказать, что это человек, который, как и мы, неравнодушен к футболу. Он очень близок к нему. Но так вышло, что он оказался в ситуации, которые к сожалению, очень часто возникают в нашем футболе. В закрытом клубе нашего футбола, скажем так. Те, кто не вписываются в систему украинского футбола, становятся неугодными. Те люди, которые не хотят работать в пределах тех рамок, которые были установлены 25 лет назад, а хотят идти в ногу со временем и жить по-европейски, что-то создавать, зачастую становятся неугодными и ненужными. Вот он - один из таких людей. Не могу сказать, что мы сильно страдаем от этого. Мы продолжаем заниматься своим любимым делом. Этот человек хочет жить в футболе, работать в футболе и инвестировать в футбол. Очень жаль, что эти инвестиции идут не в украинский футбол. Но к сожалению, на сегодняшний день у нас такие реалии. Возможно, спустя какое-то время что-то изменится и все это будет и у нас в Украине.

- В "Зугдиди" вы заняли пост вице-президента клуба. Какие полномочия и какие обязанности подразумевает эта должность?
- На данный момент в клубе я представляю интересы инвестора. Сейчас происходит переоформление клуба, идет процесс купли-продажи. В настоящее время моя основная задача - стабилизировать функционирование клуба для того, чтобы, как говорится, начать с чистого листа и синхронизировать наши возможные траты и предыдущие расходы команды. Этот процесс займет не один день, а, учитывая, что чемпионат уже идет, этим нужно заниматься прямо сейчас. Не могу сказать, что мы оптимизируем бюджет. Мы просто хотим добиться того, чтобы тех средств, которые вкладывает инвестор на данном этапе, нам на все хватило.

«У «ЗУГДИДИ» БУДЕТ ОДИН ИЗ САМЫХ СОВРЕМЕННЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ СТАДИОНОВ»

- Расскажите о клубе. Штат работников, инфраструктура и вообще что из себя представляет клуб «Зугдиди».
- Знаете, мне не хотелось бы говорить о прошлом и о том, какой штат работников у них был. В штат, который будет у нас после приобретения клуба, войдут только те люди, которые умеют и хотят работать, профессионалы своего дела. Что касается инфраструктуры, то на сегодняшний день она оставляет желать лучшего. Но благодаря мэру города Ираклию Гогохия и губернатору Левану Шония, прикладываются все возможные усилия для того, чтобы инфраструктура клуба улучшалась. Если честно, все, кто приезжал ко мне в гости и кого я привозил на новый строящийся стадион, были поражены. То есть это действительно будет отличный стадион. Пусть и не очень большой, с вместимостью около восемь тысяч человек, но с возможностью расширения. Это реально будет один из самых современных европейских стадионов. Да, это не огромная арена, но этот стадион будет соответствовать всем евростандартам. Стадион строится по принципу «Днепр-Арены», где будет все. И чаша для болельщиков, и видеотабло, и современные раздевалки, и так далее. Думаю, что в Грузии мало таких стадионов. Впрочем, как и в Молдове, где я работал. В Украине благодаря проведенному Евро-2012, ситуация со стадионами, конечно, намного лучше.

- За чьи средства строится стадион в Зугдиди?
- Это государственная программа. Вот это именно то, чем мне очень нравится Грузия, помимо людей, еды и футболистов. Мне импонирует, что государство обратило внимание на развитие футбола. Думаю, немаловажную роль в этом сыграли Каха Каладзе и Леван Кобиашвили, который является нынешним президентом Федерации футбола. В Грузии принята пятилетняя программа развития футбола в стране, и государство инвестирует средства в строительство стадионов, в поддержку футбольных клубов и так далее. Это очень приятно, потому что редко в какой стране ты видишь такое отношение государства к футболу. Уверен, что буквально в ближайшие несколько лет мы увидим большой подъем в грузинском футболе.

- Что больше всего удивило и продолжает удивлять в Грузии?
- Знаете, в Грузии я не впервые, поэтому сказать, что был сильно чем-то удивлен, не могу. В Грузии прежде всего приятные положительно настроенные люди. Есть еще один момент, который здесь отсутствует. Хотя он присутствует во многих странах, об этом все знают, но возможно, пытаются не говорить вслух и закрывать на это глаза. Я говорю о проблеме расизма. Время от времени происходят неприятные ситуации то на одной арене, то на другой. В постсоветских странах, к сожалению, есть достаточно большие проявления расизма. Случаи я не буду напоминать. Думаю, они у многих на слуху и многие помнят об этих ситуациях. К сожалению, я вынужден констатировать, что в той же Молдове нам было очень сложно найти жилье для чернокожих футболистов. Очень многие люди просто не хотели сдавать свои квартиры ребятам. Хотя было и много людей, которые прекрасно относились к ним. Но тем не менее, эта проблема у нас была. В Грузии наоборот. Здесь нет какого-то отличия: грузин ты или нет, чернокожий или белокожий. Для меня это стало приятным открытием. Я спросил: «А как же у вас так происходит, в отличие от других бывших республик?». И на удивление, мне ответили, что очень большую роль в этом сыграло введение миротворческих сил ООН. В Грузии во время войны были войска ООН, и люди уже к этому привыкли и нормально к ним относятся. Вот этой грани расизма, его проявления, которые мы встречаем в Украине и других странах, здесь нет вообще. В Грузии наоборот, когда видят чернокожего человека, приветствуют, приглашают к себе в дом, угощают и так далее. Проявляют свое гостеприимство. Поэтому это один из тех моментов, которые меня в Грузии очень приятно удивили.

- Вы наверняка общались с местными руководителями команды. Что они говорят по поводу работы Юрия Бакалова в Зугдиди?
- Для меня не совсем корректно обсуждать человека, тренера, который работал здесь немного раньше нас. Я не в курсе того, как он работал в клубе. Но лично я по общению с Юрием Михайловичем, с которым мы знакомы, могу сказать о нем только самое положительное. Но, повторюсь, то как он работал в Зугдиди, я не знаю. Но он профессионал своего дела и я уверен в том, что он делал свою работу хорошо.

«КОГДА ПРЕДЛАГАЮТ УЖЕ ПОИГРАВШЕГО ФУТБОЛИСТА, ГОТОВОГО ПРИЕХАТЬ ЗА НЕБОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ, У МЕНЯ СРАЗУ ВОЗНИКАЮТ ВОПРОСЫ»

- Когда вы пришли в команду, с какими трудностями вам пришлось столкнуться и что в первую очередь нужно поменять? Что уже было изменено вами?
- На данном этапе еще нет изменений. Потому что мы еще фактически не вступили в управление клубом. На данный момент процесс идет, но он занимает какой-то определенный период времени. Имею в виду процесс аукциона и переоформления документов. А что касается трудностей, то это в первую очередь инфраструктура, о которой мы уже говорили с вами ранее. Инфраструктура включает в себя тренировочные поля и стадион, это самое главное. Второй момент, это то, что у команды нет своей базы. У нас сейчас принято проводить заезды. Но многие предлагают делать по-европейски и не заезжать на базу до игры. Не могу сказать, что я сторонник того или иного варианта. Просто я реалист.

В наших реалиях, когда люди ночуют дома перед игрой, особенно если это происходит в Грузии, приходят гости, друзья пообщаться. Таким образом, человек отвлекается от подготовки к игре. Это раз. Второй момент, тренер на заездах обычно проводит индивидуальные беседы с футболистом. Я уже не говорю о том, что когда команда заезжает на базу, игроки вместе спят, едят и им не дают отвлекаться от подготовки к игре на какие-то разнообразные разговоры и так далее. Одним словом, вот эта суета сует отсутствует. Когда команда на заезде, тренер может общаться с каждым игроком лично или делать командные собрания, где он рассказывает футболистам свое видение, настраивает ребят психологически. А когда нет заездов, делать это сложно. Здесь на данном этапе заезды делать достаточно сложно. Это тоже считаю проблемой. Ну и третья проблема заключается в расселении. Так как это город маленький, найти хорошие квартиры и жилье тоже не совсем просто. Познакомившись с командой, хочу сказать, что она должна усиливаться. В прошлом году «Зугдиди» занял четырнадцатое место из шестнадцати в турнирной таблице. Поэтому без усиления не обойтись. А некоторые игроки, которые тут уже есть, должны понимать, что они могут не соответствовать уровню и требованиям, которые на данном этапе будут к ним предъявляться. Команда должна выигрывать.

- Планирует ли команда усиливаться иностранными исполнителями? И если да, то как в Грузии обстоят дела с лимитом на легионеров?
- Прежде всего, хочу сказать, что клуб уже подписал контракт с тренером. На сегодняшний день главным тренером является Отар Габелия, а старшим тренером назначен Виктор Догадайло - известный украинский специалист, с которым я также работал в Бельцах. Наставники нашли общий язык, совместно проводят тренировки. Мне приятно это видеть и слышать, так как это положительно сказывается на динамике тренировочного процесса. Что касается футболистов, то в связи с теми проблемами, которые здесь сложились и о которых я говорил ранее, игроки того уровня, которого мы бы хотели, вряд ли приедут сейчас сюда. Они поедут в условные «Динамо» Киев, «Барселону» и так далее. А чтобы такие футболисты сюда приезжали, команда должна достичь результата, улучшить инфраструктуру и прочие моменты. Поэтому если мне предлагают какого-то поигравшего футболиста, который соглашается сюда ехать за небольшие деньги, у меня сразу возникает вопрос. То есть, у футболиста или какие-то проблемы по жизни, либо со здоровьем либо еще какие-то. Это с одной стороны. С другой, думаю о том, какая может быть мотивация у игрока для того, чтобы приехать сейчас сюда? Никакой. Так приехать, заработать какие-то деньги и все. Поэтому мы отдаем предпочтение молодым футболистам, которые будут доказывать. Если говорить о лимите, то тут тоже приятный момент, который считаю, Украина могла бы перенять у Грузии.

Здесь пять иностранных футболистов могут быть заявлены бесплатно, а за каждого следующего легионера надо платить взнос, около шести с половиной тысяч долларов. Так как в Грузии бюджеты ведущих клубов все-таки поменьше, чем в Украине, а бюджеты остальных - в принципе сопоставимы с командами из нижней части нашей турнирной таблицы. Поэтому благодаря установленному в Грузии регламенту, у нас есть возможность усиливаться. На сегодняшний день мы уже подписали контракт с украинцем Дмитрием Зозулей, который в прошлом году уже выступал в грузинском чемпионате за «Гурию» из Ланчхути. Теперь он перешел к нам. Также пару дней назад был подписан контракт с украинским футболистом Александром Ермаченко, с которым я знаком по работе в «Заре» Бельцы, в составе которой он выиграл Кубок страны. Остальные футболисты, которые пришли в команду - иностранцы. Это Азиз Дин-Конте, который тоже был со мной в «Заре». Это Бамба Фусени - французский игрок, который играл на Кипре и в Беларуси. Пусть и не самый высокий уровень чемпионатов, но по тем тренировкам, что я видел, он однозначно заслуживает нашего внимания. Это Эдгар Капаррош - молодой и перспективный игрок, который является воспитанником каталонской академии «Жирона». Это очень известная в мире футбольная академия. Мы рассчитываем, что в ближайшее время он окрепнет и надеемся, что зимой станет игроком основного состава. Ну и совсем недавно мы пригласили украинского вратаря Сергея Литовченко, который должен усилить состав нашей команды.

«ЦЕЛИ У «ЗУГДИДИ» ЕСТЬ, ПРОСТО НЕ ХОЧУ СЕЙЧАС ИХ ОЗВУЧИВАТЬ»

- Сейчас Грузия переходит на новый формат чемпионата, поэтому сезон будет сыгран за полгода. Какие цели стоят перед клубом в этом временном отрезке?
- Учитывая то, что мы пришли, когда сезон уже практически начался и команда была сформирована, мы можем сейчас вносить лишь относительные коррективы. Каких-то больших целей мы сейчас не ставим, но как и в любой команде, в которой я работал, будем стремиться побеждать в каждой игре. А иначе тогда нет смысла выходить на поле и играть. Если вы не ставите перед собой задачу победить, зачем вы тогда вообще выходите на футбольное поле?

- В чем тогда заключается заинтересованность иностранного инвестора, если клуб сейчас не ставит перед собой каких-то конкретных задач?
- Нет, мы ставим перед собой конкретные цели, но я не готов их сейчас озвучивать. Чтобы эти цели реализовывать, возможно, понадобится какой-то определенный период времени. Но то, что команда должна выигрывать в каждой игре, это однозначно. Иначе ради чего тогда приходить в команду?

- Вы уже смотрели несколько матчей чемпионата Грузии. Как оцените уровень грузинской высшей лиги? В чем ее особенность и отличие, к примеру, от украинской?
- Я смотрел уже много игр чемпионата по интернету, но по тому матчу, что мы видели вживую в первом туре чемпионата, думаю, давать оценку уровеню грузинского чемпионата не стоит. Так же как и по игре аутсайдеров украинского чемпионата не стоит оценивать весь украинский футбол. Если говорить конкретно о том матче, который проходил между «Зугдиди» и «Колхети» из Поти, то обе команды играли в футбол, который лично мне не нравится. Длинные передачи, борьба и попытки подбора, скажем так. Сумасшедшие разрывы между линиями, нет компактности, как модно сейчас говорить. Если говорить профессиональным языком, то нет игры в двух зонах. Команда растягивается на три зоны. Это неправильно. Возможно, для кого-то это приемлемо, но это не та игра, которую я хотел бы видеть в команде. Я знаю, что другие грузинские команды играют по-другому. Они играют короткими и средними передачами, достаточно компактно, переходя из зоны в зону, слаженно переходя из обороны в атаку. Вот к такой игре, к такому футболу мы и будем стремиться. Будем организовывать, учить. Для этого есть достаточно квалифицированные тренеры Габелия и Догадайло.

- То есть тренерским штабом вы довольны?
- Да. К слову, я был достаточно приятно удивлен и мне очень понравился тренер по вратарям. Я вам хочу сказать, что видел многих специалистов, но этот тренер по вратарям, местный грузин Мухран Карчава - наставник очень высокой квалификации. Единственный его минус в том, что он говорит только по-грузински. Но я вижу как он работает и могу сказать, что работает он не хуже многих европейских специалистов.

«ХОЧУ ПРЕДЛОЖИТЬ ГЕОРГИЮ ДЕМЕТРАДЗЕ ПОМОГАТЬ МНЕ»

- Знаю, что вы хорошо знакомы с нынешним президентом федерации футбола Грузии Леваном Кобиашвили. Он удивился, увидев вас в Грузии? Что он вам сказал?
- Да, мы действительно знакомы с Леваном, так как у нас есть общие достаточно близкие друзья. Мы общаемся. Леван не удивился, увидев меня, потому что до этого мы созванивались и он был в курсе всей ситуации. Мы договорились, что встретимся на игре. Леван тоже присутствовал на матче «Зугдиди» и «Колхети». Хочу сказать, что хорошо знаком не только с Леваном, но и с другими грузинскими ребятами, которые играли в Европе и в Украине. С теми же Георгием Деметрадзе, Михаилом Джишкариани, Лашей Джакобия. То есть знакомых у меня здесь достаточно много. И с ними всеми я уже общался, приехав сюда. Они пожелали мне удачи, успехов и сказали, что будут во всем помогать. Более того, хочу сказать, что я хотел бы пригласить Георгия Деметрадзе стать моим помощником. Он работает в федерации футбола и свой пост не покинет, но он может быть хотя бы советником на общественных началах, скажем так. У меня с ним очень хорошие взаимоотношения. Думаю, что когда клуб будет окончательно переоформлен, я ему обязательно предложу помогать мне. Знаю, что он и без всяких должностей будет помогать, и мне будет приятно, если Георгий подставит свое плечо и поможет разобраться в различных нюансах, касающихся футбольных, хозяйственных моментов, регламента и так далее. Мне бы очень хотелось, чтобы Георгий Деметрадзе был рядом со мной.

- Осенью вы станете дипломированным тренером, получите тренерскую лицензию категории «А». Планируете в дальнейшем поработать тренером?
- Нет, тренером я работать не планирую. Знаете, в Молдове я столкнулся с такой ситуацией, очень удивительной для меня и многих других специалистов. Я работал там спортивным директором в «Заре», а по регламенту спортивный директор в Молдове должен иметь лицензию «PRO». Хотя лицензирование «PRO» не предусмотрено для спортивных директоров, оно предусмотрено для главных тренеров команды. Таким образом, регламент Молдовы преподнес вот такой сюрприз. Поэтому не владея этой лицензией, в федерации футбола я заявлен быть не мог, но тем не менее, я выполнял все функции спортивного директора клуба. Я предполагаю, что в некоторых других странах тоже могут быть подобные нюансы, поэтому я считаю, что этот диплом нужно получить для того, чтобы в дальнейшем в случае необходимости быть подготовленным, имея на руках эти документы. Это первая причина, по которой я начал обучение в центре лицензирования. Вторая заключается в том, что некоторые иностранные футболисты, которые проходят там обучение, попросили меня учиться вместе с ними. Не хотел бы называть их фамилии. Это ребята, которые учатся с нами в одной группе. Да, они разговаривают и умеют писать на русском языке, но все равно у них присутствовал определенный дискомфорт и им необходима была рука друга, который бы их поддержал и помог им, скажем так. В дальнейшем, после получения лицензии «А», я обязательно планирую получить диплом «PRO» по той причине, которую я уже назвал ранее.


Александра Гулордава