19 березня 2015 13:07

Владимир БЕССОНОВ: "Дышать не можешь - а надо!"

 Прославленный защитник киевского "Динамо" и сборной СССР Владимир Бессонов всю свою карьеру умудрялся совмещать спорт и курение. Сколько раз его ругали за пагубную привычку, Владимир Васильевич и сам не сосчитает. Частенько и Бессонов-спортсмен ругал в себе Бессонова-курильщика. А когда тренером стал, то тем более не смог отказаться от сигарет – работенка-то нервная! Впрочем, Владимир Васильевич ничего хорошего в своем пристрастии не видит. Об этом знаменитый спортсмен, недавно отметивший 57-летие, рассказал "Сегодня".

- Как-то вы рассказывали, что в Киев приехали "уже с папиросой в зубах". А в "Динамо" вы перешли 17-летним. Стало быть, курить начали еще в школе?
- Как школу окончил, так и закурил. Вы­­шел однажды во двор, а там компания старших ребят. Модные, с сигаретами в зубах. Предложили закурить и мне, я и не отказался. Так и стал курить. Родители долгое время не догадывались, так как вскоре я уехал из Харькова в Киев. Да и потом я стеснялся при них курить. Ругали, конечно, когда узнали.
 
- Тренеры тоже заставляли отказаться от курения, не так ли? 
- Понятное дело. И беседовали, и ругали, и стращали – все было. Так что приходилось тщательнее скрывать свою зависимость.
 
- Вряд ли вы были единственным курильщиком в "Динамо" и сборной. Кто вам чаще всего составлял компанию на перекурах?
— Хотите, чтоб я сдал вам нарушителей режима (смеется)? Не буду, пожалуй, пусть сами вам расскажут, если захотят. Но факт есть факт – покуривали многие.
 
- Вам эта плохая привычка мешала играть? Как-никак у курильщиков развивается одышка, сужаются сосуды...
- Конечно, мешала! И бежалось тяжело, и дыхалки не всегда хватало. Тогда включались морально-волевые качества: дышать не можешь – а надо!
 
- Йохан Кройфф мог закурить даже в перерыве матча, прямо возле раздевалки... Тренеры закрывали на это глаза. А у вас никогда не возникало желания подымить перед игрой или в перерыве?
- Нет. Когда настраиваешься на игру, все остальное уходит на второй план, в том числе и курево. Вот после игры расслабиться с сигареткой – это другой вопрос. А что касается Кройффа, то в Голландии лояльно не только к табаку относятся, но и к марихуане. Потому и не ругали его тренеры. Кстати, я всегда боялся даже попробовать косяк с "травкой". У меня стойкое убеждение, что если от сигарет еще как-то можно отказаться, то от курения наркотиков – практически невозможно. 
 
- А какие сигареты предпочитали футболисты вашего поколения?
- Да всякие курили... Мы, в отличие от многих жителей СССР, часто ездили за рубеж, так что имели доступ к импортным сигаретам. Я еще тогда пристрастился к известной американской марке, которая у нашего поколения ассоциировалась с капиталистическим Западом. Вот и не изменяю ей с тех пор. Рекламировать никого не хочу, так как ничего хорошего в своей дурной привычке не вижу. И плохим примером для молодежи быть не хочу. Ничего хорошего в мою жизнь сигареты не принесли, только проблемы со здоровьем.
 
- Уже став тренером, как вы относились к игрокам-курильщикам? Руга­ли или, наоборот, могли подымить за компанию? 
- Ну еще не­ хватало тренеру по-панибратски с футболистами на перекуры ходить! Должна же быть субординация и взаимоуважение. И я считаю, что тренер не должен закрывать глаза на то, что кто-то из подопечных курит. Нужно искать подход и объяснять, что это вредно, мешает полноценно тренироваться и играть... Может, кому-то и помогут такие внушения, я же все-таки на своей шкуре испытал, что это такое – курить и играть. Но понимаете, в чем дело – тренер не может 24 часа в сутки следить за игроками, у них есть свободное время. И рыться в личных вещах или лазить под подушку тренер не может. Курить или не курить – вопрос личной ответственности футболиста.
 
- Владимир Васильевич, раз вы так негативно отзываетесь о курении, то почему сами никак не бросите? Как долго вам удавалось обходиться без табака? 
- Обязательно брошу! Признаюсь, что я на пути к этому. Меня трудно назвать заядлым курильщиком, который в день полторы-две пачки уничтожает. В среднем 6-7 сигарет выкуриваю за день. Когда праздник – и побольше. Бывало, что по несколько дней не курил, а когда брал сигарету потом, то в голову лезла мысль: "Ну и зачем опять начинать?!". Я настроен отказаться от курения. И другим не советую даже начинать.