23 жовтня 2013 12:01
1

Три буквы. "Динамо" - "Тун"

Динамовские болельщики - не ангелы и, как подтвердило недавнее столичное дерби, по части выразительной лексики дадут фору опытным филологам. Однако есть слово из трех букв, которое даже их способно повергнуть в смущение.

Слово это - «Тун». Название скромного швейцарского клуба, восемь с лишним лет назад преградившего «Динамо» путь в групповой турнир Лиги чемпионов, причем - на первой отборочной стадии.

Для киевлян, мечтавших тогда в девятый раз подряд одолеть барьер квалификации и повторить рекорд «Русенборга» с «МЮ», это стало шоком. Не поборов искушение «закидать шапками» соперника, которого отсутствие громких титулов только раскрепостило, команда во главе с едва назначенным Леонидом Буряком сперва с трудом отыграла на своем поле пропущенный гол, а затем - не удержала и минимальный перевес, отложив окончательное выяснение отношений до встречи в Берне.

Главной ошибкой по прошествии времени видится именно недооценка противника. Могло даже показаться, что хайфский «Маккаби» и «Мальме», способные выпасть динамовцам в следующем раунде, изучались с большим вниманием, чем «Тун». Предостережение в свое время работавшего в Швейцарии Александра Заварова о скоростном нападающем Марио Лустринелли и сказанные о нем же слова игравшего в «Виле» Валентина Полтавца: «Этот парень может долго оставаться незаметным, но в нужный момент - возьмет игру на себя и забьет», похоже, не были услышаны.

Злые языки утверждали, будто при подготовке к «Туну» динамовцы просматривали лишь один, не самый показательный матч предстоящего противника - с аутсайдером «Арау», но селекционер клуба Владимир Веремеев возразил: он лично летал на матч с лидировавшим в швейцарском чемпионате «Базелем» и даже привез видеозапись. Которая, судя по всему, отношения к малоизвестному по тем временам клубу не изменила. Расплата наступила в ответной встрече: забить киевляне не смогли, а на первой из трех компенсированных минут как раз вышедшему на замену Бернардини удался решающий гол.

«Катастрофой я бы случившееся не назвал. Катастрофа - это когда гибнут люди. Нужно искать причины неудач, анализировать их. Но как это сделать, если многие игроки у нас просто не воспринимают реальность, живут в собственном замкнутом мирке? Сегодня одни футболисты валяли на поле дурака, другие - возомнили себя спасателями команды. Они не уважают ни тренеров, ни старших одноклубников. Не хочу называть имен, так как это - внутреннее дело клуба. Но ненормальная ситуация сложилась у нас давно. И виноват в этом вовсе не нынешний главный тренер…»

Стилистика приведенной цитаты не оставляет сомнений в авторстве: так жестко, но вместе с тем образно оценивать игру «Динамо» на протяжении многих лет хватало смелости лишь капитану - Александру Шовковскому. Вот только не кажется ли вам, что слова, произнесенные им в далеком теперь уже 2005-м, с тех пор не раз были актуальны? И в несколько иной интерпретации произносились опытным голкипером даже в текущем сезоне?

Киевский клуб, в этом сезоне находящийся на непривычно низком для себя за последние двадцать лет месте в чемпионате страны и начавший выступление в групповом турнире Лиги Европы с поражения от заштатного бельгийского «Генка» и ничьей с австрийским «Рапидом», у которого после первого тайма динамовцы выигрывали со счетом 2:0, судя по всему, выходит из кризиса. Форменный разгром, устроенный две с половиной недели назад донецкому «Металлургу», и более чем скромная - не по счету, а по игре - победа в столичном дерби над «Арсеналом» наводит на мысль, что показательным все же должен стать завтрашний поединок с «Туном».

Его результат, скорее всего, не будет для «Динамо» ни катастрофой, ни триумфом, но его исход, а особенно качество игры, послужат основанием для выводов. Хочется верить, что не для организационных - хотя Игорь Суркис недавно не только обозначил Олегу Блохину через прессу полуторамесячный кредит доверия, но и ясно дал понять, кто способен стать его преемником.

…Мауро Лустринелли за восемь лет успел сменить несколько швейцарских клубов и один чешский, вернуться в «Тун», завершить здесь карьеру игрока и поработать с командой как и. о. главного тренера, написать диссертацию об итальянской Серии А и стать бакалавром в области делового администрирования. В «Динамо» с тех пор, насколько я знаю, научных работ никто не писал, но действующих игроков, которые помнят тунский провал, осталось двое - Олег Гусев и Александр Шовковский.

А значит, будет кому предостеречь партнеров. Или же, в крайнем случае, повторить еще одну фразу капитана из 2005-го: «Грядут большие перемены…»

Дмитрий ИЛЬЧЕНКО

Очень жаль, что перемены, которые предсказывал Шовковский, тогда так и не произошли. хОтя они были так близко - Хитцфельд, Ле Гуэн. Уверен, что история Динамо пошла бы совсем по иному, гораздо более счастливому пути, если бы ему все-таки удалось уговорить Хитцфельда.