1 серпня 2011 10:38

Чагаев и его покупка

Даниил РАДОВСКИЙ, «Команда»

В начале мая 2011 года маленький городок Невшатель (чуть менее 33-х тысяч жителей), являющийся административным центром одноименного швейцарского кантона, облетела сенсационная весть − его любимый футбольный клуб перешел во владение чеченского бизнесмена Булата Чагаева, что, естественно учитывая реноме многострадальной республики Российской Федерации, мягко говоря, насторожило обитателей очаровательного местечка на берегу Невшательского озера. Президентом клуба тут же был назначен Андрей Рудаков, который в свое время выступал за московские «Торпедо» и «Спартак», а в 90-е годы − за швейцарские ко-манды. И новости из стана заштатного «Ксамакса» посыпались как из рога изобилия…

Накануне старта нового сезона «Ксамакс» лишился сразу нескольких спонсоров, которые долгие годы поддерживали не-вшательцев. Некоторые отказа-лись сами, с другими прекратили отношения новые владельцы. Первой ласточкой стало региональное подразделение известной марки часов Tissot, предста-вители которого никак не прокомментировали подобный шаг. Следующей отказалась фирма «Группа Е», чей логотип красовался на груди футболистов «Ксамакса» несколько лет. С ней просто разорвали контракт в одностороннем порядке. Компания получила письмо с уведомлением о «разводе» и тут же лишилась аренды одной из лож стадиона. Стоит заметить, что «Группа Е» − один из крупнейших поставщиков электроэнергии в регионе.

По словам руководителей этой фирмы, односторонний разрыв контракта полностью противоречит обязательствам, которые взяли на себя боссы «Ксамакса» на недавней встрече. Как сообщила швейцарская пресса, представители «Группы Е» на встрече поставили условие «сохранения клубом невшательской идентичности, этики в его поведении, а также, разумеется, соблюдения обязательств согласно контрактам, которые должны были действовать в течение еще двух сезонов». Именно это, по мнению тамошних журналистов, и послужило причиной того, что новые владельцы «Ксамакса» в итоге решили отказаться от этого спонсора.

Сам Булат Чагаев прокомментировал эту новость так: «Ксамакс» разорвал отношения с «Группой Е» в связи с тем, что у клуба новая политика как в футболе, так и в организации вокруг футбола (включая спонсорство). У клуба свои требования. Нынешние спонсоры в основном были таковыми только из-за близких отношений с предыдущими хозяевами. «Ксамакс» существенно перестраивает свою работу и готов сотрудничать с серьезными спонсорами».

Реакция на этот шаг последовала незамедлительно. Тут же от спонсорства ФК отказались строительная компания Bernasconi & Cie SA и Banque Cantonale Neuchateloise (BCN). Представители последнего объяснили свой отказ «этическими соображениями».

«Появление новых руководителей в клубе создает атмосферу неопределенности», − заявили финансисты изданию Le Matin.

В самом клубе со «Стад ла Ма-ладьер» газете заявили, что BCN не является крупным спонсором, но давать комментарий отказались, добавив, что почти все ушед-шие меценаты сотрудничали с «Ксамаксом» благодаря исключительно бывшему руководству. Новый глава клуба Андрей Рудаков поспешил успокоить общественность. «Все эти спонсоры не соответствуют нашим требованиям, − заявил он. − Мы находимся в контакте с потенциальными инве-сторами, и у команды будет более серьезная поддержка. Это можно будет понять по нашим трансферам. Мы знаем, что «Ксамакс» − клуб с богатой историей. И мы хотим перестроить его».

Впрочем, болельщиков невшательской команды эти слова не успокоили. Некто под ником Progmatik оставил под статьей такой комментарий: «Только слепые фанатики не понимают, что происходит за кулисами. Со стороны новых владельцев наблюдается отсутствие уважения и скромности. «Ксамакс» моего детства мертв».

Карающий меч с Кавказа

Думается, столь радикальное суждение все-таки является перебором. Однако последние события демонстрируют некоторые странность в поведении новых владельцев «Ксамакса». Сначала под карающий меч попал бразильский голкипер команды Родриго Галатто, который успел сыграть всего один матч и продержался в клубе лишь неделю. Он был одним из трех игроков из Южной Америки (вместе с парагвайцем Эдгаром Бенитесом и бразильцем Карлао), прибывших на «Стад ла Маладьер» перед самым стартом сезона. Дебют Галатто пришелся на 1-й тур чемпионата Швейцарии, в котором «Ксамакс» на своем поле принимал «Люцерн» и крупно проиграл − 0:3. Возможно, именно этот разгром послужил катализатором для столь сурового решения боссов. Но дальше − больше. Выездное поражение со счетом 0:2 от прошлогоднего чемпиона страны, «Базеля», повлекло за собой отставку спортивного директора, в прошлом − знаменитого нападающего французского «Лиона» и «Барселоны» Сонни Андерсона. «Все решения принимает главный акционер. Мне добавить больше нечего», − только и смог выдавить из себя бразилец, назначенный на эту должность лишь в мае нынешнего года. Кроме него, был изгнан весь тренерский штаб команды во главе с Франсуа Чикко-лини. Любопытно, что если верить швейцарскому интернет-порталу 20 Minutes, о своем увольнении тренеры и спортивный директор узнали сразу после поединка от президента «Ксамакса» Андрея Рудакова.

«К сожалению, мы не волшебники, − рассказал после отставки Чикколини. − Нам нужно было больше времени для того, чтобы наладить игру команды. Конечно, я хотел бы остаться».

Между прочим, за период с мая по июль «Ксамакс» лишился трех наставников. Дидье-Олле Николь был уволен 12 мая, когда Чагаев купил «Ксамакс», а его сменщик Бернар Шалланд − спустя три недели после того, как команда избежала вылета в низшую лигу, но проиграла «Сьону» в финале Кубка страны.

Тут остается добавить, что буквально на днях новым тренером клуба был назначен известный испанский специалист Хоакин Капаррос. Хотя пресса вовсю сватала на вакантную должность экс-рулевого грозненского «Терека» Руда Гуллита…

«Деньги любят тишину…»

Так кто же такой этот господин Чагаев, наделавший столько шуму в тихой Швейцарии? Как удалось выяснить нашим российским коллегам, Булат происходит из влиятельной семьи − его родители были партийными функционерами. По всей вероятности, Чагаев закончил Грозненский университет нефти и газа. Затем он стал зятем министра сельского хозяйства Чечено-Ингушетии, первого секретаря республиканского комитета КПСС, а затем и президента Чечни (1995 года) − Доку Завгаева. В 1996 году Булат Чагаев становится депутатом чеченского парламента в изгнании. К этому времени он уже значится руководителем фирмы «Совамерикантрейд», зарегистрированной в Грозном и занимающейся внешней торговлей.

Буквально через два месяца Грозный захватывают сепаратисты. Остававшиеся в чеченской столице депутаты парламента уезжают кто куда. Единственное упоминание о бизнесе Чагаева этого периода нашим коллегам удалось найти на сайте «Чеченпресс», да и то в связи с Доку Завгаевым, направленным в 1996 году послом в Танзанию: «Известно, что зять Завгаева − преуспевающий московский бизнесмен».

В 1997 году Булат Чагаев попал в поле зрения российских правоохранительных органов в связи с делом о фальшивых авизо (платежных документах, мошенничество с которыми было распространено в начале 90-х). Один из инициаторов махинаций, по версии следствия, оказался работником фирмы Булата Чагаева «Совамерикантрейд». Естественно, что под колпак угодила вся компания. Впрочем, причастность Чагаева к громкому делу доказана не была, и больше его фамилия в судебных разборках не упоминалась.

Интересно, что уже в 2011-м швейцарские журналисты не смогли определить, какая недвижимость принадлежит Булату: «Я здесь гость и не имею вида на жительство», − заявил бизнесмен.

Кстати, он прав: вилла в Швейцарии в городе Сен-Сюльпис по улице Леман зарегистрирована на его жену − Ирину Чагаеву Любопытно, что и в Москве Булат не является официальным владельцем двух домов по Рублевскому шоссе. В телефонном справочнике Белокаменной сказано, что они зарегистрированы на все ту же благоверную босса «Ксамакса» − Чагаеву Ирину Доковну

В общем, вопросов, как это частенько случается с обладателями крупных денежных средств, больше, чем ответов. Как говорит Роман Абрамович: «Деньги любят тишину…»

Булат Чагаев о…

...стоимости «Ксамакса»

«Я решил купить «Ксамакс» потому, что я люблю футбол. За сколько? Считайте, что я его купил за 1 франк. Если я хочу купить хлеб, но у меня нет одного франка, то он дорогой. Но если у меня есть возможность, то я куплю этот хлеб за любую цену, особенно если буду голоден. Так и с «Ксамаксом», я хотел купить клуб, и я его купил. А сколько стоит? Спросите у тех, кто его продал, а я не помню».

...своих деньгах

«Я не понимаю, что означает выражение «чистые» или «грязные» деньги. В Швейцарии я покупаю в магазине одежду и обувь. Никто ведь не говорит: «Господин Чагаев, ваши деньги грязные, мы ничего вам не продадим». На деньгах нет имени владельца или страны. Деньги есть деньги. Сколько их у меня? Не знаю. Ни свои, ни чужие деньги не считаю. Считаю только тогда, когда что-то оплачиваю».

...угрозах футболистам

«Перед началом матча Кубка Швейцарии я показал игрокам трогательное СМС от юного болельщика. Он сообщил нам, что сейчас находится в больнице, борется за свою жизнь и призывает команду сделать то же самое. Во время перерыва я отправился в раздевалку, чтобы сказать игрокам о том, что они забыли про это сообщение и тем самым убивают этого парня. И добавил, что они так убивают и сами себя…»

...Рамзане Кадырове

«Я считаю Кадырова братом, потому что мы разделяем одни взгляды на жизнь: гордость и любовь к Чечне, открытость ко всем. С тех пор, как Рамзан пришел к власти, жить стало лучше. Он использует средства на благо народа и борется с терроризмом. Я сам потерял во время войны 10 000 друзей из-за этих бандитов. Сегодня я могу свободно ездить по республике, без охраны сходить на могилу отца».