13 вересня 2010 13:13

Колесников: "Все обязательства перед УЕФА выполнили на 100%"

Вашему вниманию эксклюзивное интервью вице-премьера Украины по вопросам подготовки к финальной части чемпионата Европы по футболу «Евро-2012» Бориса Колесникова агентству «Интерфакс-Украина».

– Борис Викторович, давайте вначале коснемся блока вопросов, связанных с Налоговым кодексом. Документ подвергался критике уже на стадии разработки. В чем Вы видите его преимущества?
– Концепция Налогового кодекса разработана в соответствии с предвыборной программой действующего президента Виктора Януковича, и это первый такой случай в истории Украины, когда он на 100% соответствует предвыборным обещаниям президента. Даже более того, мы создали дополнительные преференции для развития бизнеса, по той же легкой промышленности, например.

Налоговый кодекс предлагает три модели развития бизнеса, и любой желающий может воспользоваться каждой из них.

Первая – единый налог, который, как известно, попадает в местные бюджеты. Максимальный доход по этому бизнесу – 300 тыс. грн в год. Можно привлекать двух наемных работников, делая взносы в Пенсионный фонд от минимально установленного размера заработной платы - от этого никуда пока не денешься, поскольку пенсионная система у нас солидарная, а все «единоналожники» рано или поздно пойдут на пенсию.

Вторая модель развития бизнеса – малый бизнес. Налог на прибыль - «0%» в течение 5 лет, до 10-ти наемных работников, подоходный налог с зарплаты работающего, взносы в Пенсионный. Обороты – до 3 млн. грн.

По этим категориям, как видим, на самом деле права бизнеса и его возможности Кодекс только расширяет. Занимайтесь бизнесом на здоровье. Не «вмещаетесь» в 300 тыс. грн как частный предприниматель – занимайтесь малым бизнесом, 5 лет не платите налоги – отдавайте кредиты за развитие своего дела. Это относится к всевозможным кафе, небольшим магазинам, автомойкам, химчисткам, прачечным, парикмахерским и т. д.

Третья модель – это бизнес, который не попал в предыдущие две категории, с оборотами свыше 3 млн грн. Здесь новшества – вместо 25% платится налог на прибыль 19%, и каждый год он уменьшается на 1% до 16% в 2014 году. Если не считать Болгарию, которая получила преференции от Евросоюза, это самый низкий налог в Восточной Европе.

Здесь не платят налог на прибыль 10 лет легкая промышленность, сельское хозяйство. Также изучается возможность подобных преференций для авиастроения и судостроения, «зеленой энергетики».

К этому предприятия получают автоматическое возмещение НДС, скорее всего, солидарную ответственность плательщика и получателя – штраф 120% за несвоевременное возмещение от ставки НБУ – в данном случае 10%.

При этом мы исключаем из видов деятельности, по которым налог возвращается, операции с зерном, лесом и бизнес по консалтингу, аудиту и юридическим услугам. А это борьба с фиктивным НДС.

– А Вы уже определили объем «фиктивного» НДС по 2009 году?
– Еще не до конца. «Налоговых ям» для его утечки было создано много, в том числе при участии руководителей налоговой администрации – высокопоставленных. Поэтому по 2009 году мы ведем детальный анализ, но речь идет о десятках миллиардов гривень.

– Вернемся к Кодексу…
– Какие мы цели преследовали таким снижением налогового давления? Таким образом мы освобождаем бизнесу несколько миллиардов гривень. Их можно использовать для инвестирования в развитие и модернизацию, повышения конкурентоспособности и повышения зарплат, что, опять же, является улучшением социальной атмосферы.

И модернизация производства, и повышение заработных плат будет приветствоваться властью.
Вот вроде и все, если коротко, по ставкам.

Налог на недвижимость. До 100 м кв., подчеркиваю, не зависимо от того, сколько там живет людей – налог не платится вообще. То есть, те же пенсионеры этот налог не платят. Свыше 100 м кв. – из расчета до 40 м кв. на человека. То есть семья из 3-х человек, до 120 м кв этот налог тоже не платит.

В сельской местности – до 200 м кв. - не платят.

Все, что выше этого, облагается налогом из расчета 10 грн/1 м кв. в год. Это довольно щадящий подход.

Кроме этого, отменяются транспортный сбор, рыночный сбор, налог на рекламу...

Изучаются несколько вопросов, которые, может быть, и не связаны напрямую с Налоговым кодексом, но могут быть интересны людям. Мы рассматриваем возможность проведения техосмотров сертифицированными техцентрами под контролем страховых компаний. Есть несколько возможных моделей. Второе – мы изучаем возможность того, чтобы все салоны по продаже новых автомобилей одновременно выдавали номерные знаки на автомобиль и техталоны.

Хотя, если вы захотите эксклюзивные номера, конечно, вам придется обращаться в ГАИ.

– Единый социальный налог вместо отчислений в Пенсионный фонд, Фонд соцстраха и др. – его возможность рассматриваете?

– Да. Она рассматривалась. Мы готовим расчеты, как отразятся $100 в конверте сейчас на пенсии в будущем. Будут готовы расчеты – передадим.

Но сейчас, при солидарной пенсионной системе, как мы знаем, в Пенсионный фонд платятся взносы с зарплаты до определенного уровня. Почему? Потому что государство больше этого уровня вам пенсию не гарантирует. Соответственно, если мы введем единый социальный налог, допустим, 25%, то, соответственно, все, кто получает выше 10 тыс. грн, к этим взносам в Пенсионный фонд в 17% может получить еще 25%, а это не будет стимулировать рост зарплаты. Поэтому этот налог тоже будет ограничен зарплатой.

Задача государства – стимулировать рост зарплаты. И такое стимулирование будет до того момента, пока мы не достигнем уровня самых развитых стран Восточной Европы – той же Польши.

– А вы готовы к тому, что это вызовет определенное недовольство предпринимателей?
– Подоходный налог и взносы в Пенсионный фонд должны платить все. Да, допустим, я частный предприниматель – «единоналожник» и сам себя занял, но у меня есть дети, которые ходят в государственную школу или сад, который нужно содержать.

Почему мы хотим участвовать в затратах и не хотим пополнить доходы местного, городского бюджета? Ведь мы же ездим и ходим по городскому асфальту, невзирая на то, что к его качеству есть вопросы, кроме того, ходим по городским паркам, которые также нужно содержать, вызываем «скорую помощь» и т. д. Если мы хотим участвовать в расходах города – нужно поучаствовать в его доходах.

Второе – пенсионный фонд в нашей стране формируется по солидарному принципу. То есть, все платят - все получают. И пока он существует, то мы ничего сделать не сможем – все должны платить.

– А будет ли пенсионная реформа?
– Нельзя хвататься за все сразу – нужно для начала закончить налоговую реформу. Если размышлять на будущее, нужно понимать, что пенсионные системы есть солидарные, как у нас, и персонифицированные – когда те, кто выйдет в обозримой перспективе на пенсию, к государственным деньгам могут получить дополнительные.

Те, кто уже на пенсии и ушел на нее еще со времен СССР, ничего потерять не должны – их выплаты могут только увеличиваться. И это возможно. Вот смотрите – в августе наше правительство уплатило 6,5 млрд грн по долгам государства. У нас 13 млн пенсионеров, и если бы предыдущее правительство не нахваталось долгов, как собака блох, можно было бы сразу же увеличить пенсии на 500 грн в месяц, а газовые тарифы выросли на 50-70 грн. Понимаете?


Поэтому, безусловно, для Виктора Януковича реформы - это не цель, а средство улучшения жизни каждой украинской семьи, а не ее ухудшения – ведь тогда они теряют всякий смысл.


Мы за один день не достигнем уровня жизни Германии или других стран Запада. Если мы за 10 лет достигнем уровня жизни Польши, в которой сейчас зарплата в среднем около тысячи евро, в которой до кризиса было 12 млн миноритарных акционеров из 38 миллионов населения. А ведь люди обычно начинают покупать акции, как минимум, уже после решения проблем с жильем, средствами передвижения и обустройством детей. Они накопили излишки и позволили себе потратить их на фондовом рынке для того, чтобы заработать на нем больше, чем в банке.


Те же проблемы с ценами на продовольствие у нас. Да, правительство готово проводить интервенции на товарных рынках, но в странах Запада на продовольствие тратят 10-15% от своих доходов, а у нас 50-60%. Так вот нам доходы нужно увеличивать в 5 раз. И это главная задача правительства, поскольку цены всегда будут рыночными. А за счет чего можно увеличить доходы – только за счет роста экономики. Для этого, в свою очередь, нужны огромные инвестиции и модернизация-реконструкция.


Нас настораживает другое. Мы недавно проводили социологический опрос, и 2/3 украинских старшеклассников хотят быть прокурорами, губернаторами, работниками УБОП, госслужащими, депутатами – то есть представителями «нереального сектора услуг», которые никаких материальных благ не производят.

Конечно, здесь понятно влияние кино и телевидения. Но, как видим, мы подорвали веру в социальную справедливость. Ведь в тех же Штатах, например, если вы будете хорошо учиться, вы обязательно поступите в хороший ВУЗ и если продолжите успешно учебу там, за вами выстроится очередь из корпораций, и вы добьетесь результата своим умом, обязательно высокого. А здесь вы можете не добиться. И это они видят с детства.

Поэтому одна из наших главных задач – не вернуть веру в «светлое будущее», а сделать так, чтобы она стала жизнью.

А нам сейчас наши «оранжевые друзья» оставили образование, в котором невозможно получить специальность пилота гражданской авиации или стюардессы за счет средств госбюджета. За эти бюджетные деньги парень или девушка из простой семьи могут стать кем угодно – менеджером, юристом, но не получить летную специальность, где зарплаты в 100, 50 и 30 раз выше минимальных...

– А что вы предлагаете изменить в администрировании налогов?

– Мы стараемся сделать упор на то, чтобы сделать самое мягкое администрирование, но, в то же время, руководствуемся двумя принципами. Первое - защита добропорядочных налогоплательщиков от недобросовестной конкуренции, то есть такого не должно быть, что кто-то в отрасли платит налоги, а кто-то не платит. И второй принцип – прозрачность, при которой от налогового инспектора ничего не должно зависеть, а закон надо прописать так, что взятку не за что будет дать.

– А прозрачность отчетности?
– Мы планируем отменить налоговый учет и оставить только бухгалтерский, точнее, их сблизить по мировому контенту. И привести отчетность всех компаний к стандартам, сейчас касающихся акционерных обществ, которые используются во всем мире.

– Не можем не спросить - а трансферы футболистов будут облагаться налогами?
– Трансферы, конечно, учитываются по шкале «доходы и затраты», но там просто не возникает налог на прибыль, поскольку затраты ведущих украинских футбольных клубов в разы превышают их доходы. То есть, это потенциально налогооблагаемая база – трансфер, но нет самого налога.

– Давайте перейдем к вопросам, касающимся подготовки к Евро-2012. С Евро-2012 в Украине связано ожидание поступления больших средств от туризма. Понятно, что в первую очередь смогут заработать крупные гостиничные и ресторанные сети. А какие перспективы открывает финал чемпионата для того же малого бизнеса?
– Возможности малого бизнеса неограничены. В первую очередь в общепите и торговле. Понятно, что на три недели никакой серьезный бизнес не построишь, но можно обеспечить хороший старт.

Будут востребованы и всевозможные национальные сувениры, даже кустарного производства. И здесь речь идет не столько о сувенирной продукции с символикой чемпионата или УЕФА, сколько о местном колорите – обо всем украинском: все украинское и связанное с Украиной будет чрезвычайно востребовано.

– Для нормального проведения финала нужны люди, умеющие общаться с туристами на одном языке. Когда и как их будут учить?
– Мы уже сейчас готовы учить английскому языку желающих - волонтеров, но начнем обучение за полгода до начала, а тех 24 тыс. специалистов, которые будут отобраны для работы в Call-центрах в основных городах со знанием немецкого, английского, французского, испанского, польского языков, мы начнем обучать в ближайшее время. Русскому, я думаю, учить не придется. И, кстати, по нашим подсчетам, около 50% туристов приедет из России, ведь от Донецка до Ростова порядка 200 км, от Харькова до Белгорода - около 90 км, содействовать этому будет и безвизовый режим между нашими странами и пр. Хотя мы рады будем видеть любых гостей со всех стран мира.

– А будет где их размещать?
– Все заявки УЕФА по «семье УЕФА», а это команды, партнеры и пр. – почти 17 тыс. номеров, выполнены. Для всех остальных пока номера идут от трех звезд и ниже.

– А альтернативные варианты, к примеру, гостиницы на реке Днепр?
– Днепра на всех не хватит (улыбается). И, кстати, если мы когда-то замахнемся на проведение летней олимпиады, главная проблема будет именно в подготовке этой водной артерии – расчистка и углубление фарватера, очистка и прочее.

Мы сейчас для Евро-2012 будем заказывать несколько прогулочных плоскодонных судов одному из наших южных заводов, для экскурсий туристов в Канев, Черкассы, по Шевченковским местам.

В Каневе готовим терминал, вертолетодром, суперсовременный речной вокзал. Обсуждаем с конструкторами и возможность строительства фуникулера к мемориалу Т.Г. Шевченко - готовим проект.


А в качестве альтернативных площадок – все города, принимающие игры, будут иметь на въезде огромные площадки, куда будут подведены основные инженерные коммуникации. Такая возможность предусмотрена, там люди смогут жить в своих «домах на колесах».

– Дороги к финалу успеем подготовить?
– Со времен проблемы «дураки и дороги» особо ничего не произошло, по крайней мере, проблем этих точно не стало меньше. И за времена наших предшественников в этом направлении почти ничего не делалось. На сколько их стало больше – тема отдельного разговора.
Хотя мы к финалу, безусловно, закончим строительство кольцевых дорог – в Киеве, вокруг Львова, Харькова и Донецка, увяжем дорогами центры с новыми аэропортами, улучшим трассы Киев – Западная граница, Киев - Харьков, Донецк - Ростов, Львов - Краковец. Но от Львова до Донецка более 1,3 тыс. км – мягко говоря, много.


Хотя, опять же, президент Виктор Янукович уже поставил задачу создать возможности пересечения Украины автотранспортом за 13-14 часов, тогда это будет интересно транзитерам. Но это должен быть комплекс мер со странами СНГ и проходить дальше на Восток. Чем дальше она будет идти и качественнее будет, тем лучше.

– Кстати, «Сбербанк России» заявлял о том, что ведет переговоры о возможности предоставления кредита в 2 млрд рублей для финансирования дорожных работ к Евро-2012 в Украине. Так ли это? На какой стадии переговоры?
– Да, мы можем частично и их использовать, но нам нужно понимать, как мы будем отдавать.
В новом кодексе заложено, что акциз на бензин пойдет на новые дороги. Если мы будем в полном объеме собирать акцизы, это даст Украине $3-4 млрд в год. У нас сейчас примерно $1 млрд идет на содержание, $3 млрд – на строительство новых дорог. Я думаю, если все будет удачно с акцизами, Украину ждет такой объем дорожного строительства, что у украинских компаний нет таких мощностей.


Хотя есть много схем финансирования дорог. Если брать Европу… Есть Южная Европа, где дороги платные, - это Франция, Италия, Испания. Не готов, не в состоянии сегодня украинский потребитель заплатить за дорогу. Другие магистрали строятся методом концессии. Венгрия пошла таким методом. Вот мы послали специально заместителя министра финансов Татьяну Ефименко ознакомиться с этим опытом. В концессии, как вы знаете, дорога строится, а государство дает обязательство, что по этой дороге условно проедет 1 тыс. машин в час. Если прошло больше, концессионер поделился с государством, если меньше - государство должно доплатить. Так вот Венгрия доплачивает столько, что дешевле было бы построить дорогу за свой счет.


Поэтому мы взяли на вооружение вариант скандинавский, где акцизы на топливо и являются основой дорожного строительства. Отмена транспортного налога полностью входит в русло этого принципа. Платит только тот, кто ездит. Если у вас машина советского производства и вы ездите совсем мало, вы не должны платить транспортный налог.

– Не составит ли проблему то, что центральный стадион, на котором пройдет финал, расположен в центре столицы?
– Я был на финальном матче Чемпионата в Йоханнесбурге. Стадион, выражаясь нашим языком, построен в чистом поле. Выходить со стадиона, в соответствии с требованиями УЕФА, 8 минут. Остальной путь к машине у меня занял 1 час.

В Киеве еще сложнее. Но, учитывая, что на «Олимпийском», скорее всего, будет сыграно 5 матчей, я думаю, что мы решим эти проблемы.

– Что сейчас можно сказать о подготовке в городах в целом?

– Киев. На «Олимпийском» были недавно. Все полностью в графике. Теперь только чудо может помешать… Но чудес почти не бывает…(улыбается).


Львов. Самая лучшая гостиничная база в стране за счет Трускавца.


Недостатки: очень запущенные сроки по Львовскому стадиону. Наверстываем. Надеюсь пригласить вас в конце осени на львовский стадион, работы на котором идут в соответствии с графиком.


Львовский аэропорт. Строится абсолютно новый терминал площадью около 40 тыс. кв. м, новая полоса длинной 3200 метров. Весной приступаем к строительству дороги Краковец - Львов.

Ситуация по Донецку. Строится абсолютно новый аэропорт, второй в стране по площади – 55 тыс. кв. м. Это, для сравнения, в 2,5 раза больше, чем Харьковский, и в 1,5 раза меньше, чем последний терминал в Борисполе. Он будет иметь 2 терминала, поэтому общая площадь будет 60 тыс. кв. м. Полоса построена полностью по категории 3Б, имеет возможность принимать все самолеты, которые есть в мире на сегодняшний день.


Проблем не вижу. Кольцо строим, заканчиваем дорогу на Российскую Федерацию, внутригородские дороги. Гостиницы строятся.

– Скоро очередное заседание совета УЕФА. Чего вы от него ждете?
– Мы абсолютно к нему готовы. УЕФА хочет убедиться, что летняя строительная кампания закончена, что мы выполнили свои обещания. По всем пунктам, которые президент Украины обещал Мишелю Платини выполнить. Все обязательства мы выполнили на 100%.
Уже будем «Карпатскую» олимпиаду 2022 года скоро готовить, а вы мне все про УЕФА…

– Кстати, закончите Вы Евро-2012, а чем после этого заниматься будете?
– Возглавлять благотворительный фонд (говорит с улыбкой). Ну а если серьезно, у меня кроме Евро есть еще «Карпатская» олимпиада, как бы это пока несерьезно ни звучало.

В зоне моей ответственности находится Министерство по защите окружающей среды, Министерство по делам молодежи и спорта, Министерство культуры и туризма.