Игорь СУРКИС: "Одна неудача – еще не повод критиковать новую команду, которую создает Газзаев"
За ничьей с «Интером» и победой над «Днепром» в чемпионате страны последовал ряд неудачных матчей: выездное поражение от «Шахтера» в четвертьфинале Кубка Украины, домашняя ничья с «Карпатами» в премьер-лиге и, наконец, проигранный на последних минутах на своем поле поединок с командой Жозе Моуринью, неожиданно перевернувший ситуацию в группе с ног на голову.
БОГУШ – ПАРЕНЬ СОВЕСТЛИВЫЙ
– Что происходит с «Динамо», Игорь Михайлович? – интересуюсь у президента киевлян Игоря СУРКИСА.
– Вы имеете в виду поражение от «Интера»?
– Скорее, всю цепь последних событий, включая игру с «Карпатами», после которой вы, говорят, устроили в раздевалке самый громкий в этом сезоне «разбор полетов».
– Мне кажется, среди клубов, по крайней мере играющих на серьезном уровне, нет таких, что вовсе не знали бы горечи поражений. Спад или кризис, в зависимости от сложности ситуации, обязательно возникает в игре любой команды, и причин тому, объективных и субъективных, великое множество. В нашем же случае плотность календаря заставила провести за короткий срок такое количество матчей, что на тренировочный процесс нам элементарно не оставалось времени. Да, мы не пробились в полуфинал Кубка Украины, но проиграли, пожалуй, главному своему конкуренту на внутренней арене – «Шахтеру». Ничья с «Карпатами» не отразилась всерьез на сюжете золотой гонки: мы опережаем горняков на четыре очка, имея впереди домашний матч с донецкой командой. Кроме того, никто не отменял максимальных задач в Лиге чемпионов, где, несмотря ни на что, по-прежнему рассчитываем на выход из группы.
Мы уступили «Интеру» под занавес поединка, который складывался для нас успешнее не придумаешь, и дело тут, полагаю, в недостатке концентрации у защитников. Не выручил и вратарь, но я бы не назвал его главным виновником поражения. Одна неудача – еще не повод критиковать новую команду, которую создает Валерий Газзаев, а четыре месяца – не тот срок, за который формируется коллектив действительно солидного уровня. Но заметьте: всего три года назад мы и представить не могли, что «Динамо» окажется в состоянии до 86-й минуты играть с «Интером» на равных.
– Вы крайне деликатно отозвались о Станиславе Богуше, который допустил решающую ошибку, но с этой недели в команде вновь стала актуальной конкуренция на последнем рубеже: к тренировкам в основной группе приступил Александр Шовковский. В чью пользу, как вы полагаете, Газзаев сделает выбор в Казани?
– Во-первых, не думаю, что один неудачный поединок способен поставить под сомнение надежность Богуша. А во-вторых, в «Динамо» есть тренер вратарей Сергей Краковский, и только он может рекомендовать главному тренеру кандидатуру голкипера – исходя как из физических, так и из психологических кондиций. Надо будет посмотреть, успеет ли Стас отойти от вызванных матчем с «Интером» переживаний, ведь он – парень совестливый, и даже при том, что мы не обсуждали его ошибки по горячим следам, Богуш понимает, чем может обернуться для команды это поражение. Впрочем, повторюсь, вешать на него всех собак было бы несправедливо: вся команда во втором тайме сыграла не так, как требовал Газзаев.
– Вы говорите, что не обсуждали с игроками ошибки сразу после матча, но интернет всю прошедшую неделю, напротив, пестрел деталями якобы состоявшейся прямо в раздевалке воспитательной беседы…
– Подобные разговоры – прерогатива главного тренера, чьи функции никогда не позволю себе подменять. К слову, и сам Газзаев не стал устраивать игрокам поспешных разборов: в полнейшей тишине ограничился пожеланиями успехов тем, кому предстояли поединки за сборные, и объявлением короткого отпуска для остальных. В других словах в тот момент смыла не было, и Валерий Георгиевич, с его опытом и мудростью, отлично это понимал. Ведь зацикливаться на поражениях – значит, лишать себя шанса на будущий успех. Ну, а патент на удачу нам, согласитесь, никто не выдавал.
СУДЬИ – ТОЖЕ ЛЮДИ
– Матч с «Интером» наверняка напомнил вам прошлогоднюю встречу с «Порту», поражение в которой на последних минутах превратило отличные шансы на выход из группы в предельно теоретические.
– На днях говорили об этом с Семиным, и Юрий Павлович, высоко оценив игру с итальянцами в первом тайме, сказал, что во втором мы наступили на знакомые ему грабли. Жаль, что так и не извлекли урок из недавних ошибок. Особенно это касается защитников, позволивших себе на последних минутах предельную расслабленность.
– Семин, скорее всего, не забыл и события пятилетней давности, когда в одной группе Лиги чемпионов играли его «Локомотив», «Динамо» и «Интер», при этом проблема последних минут была характерна для вашей команды практически в каждом матче.
– Мы и железнодорожникам, кстати, уступили на их поле в концовке, хотя были близки к так нужной нам в тот момент ничьей. Я, кстати, недавно подсчитал: не пропускай мы на последних минутах, как минимум две из пяти последних попыток выйти из группы были бы успешными. Не думаю, что стоит вести речь о потусторонних силах и их влиянии: мы просто не должны забывать, что концентрация на последних минутах во сто крат важнее, чем в начале игры. Вот и в недавней кубковой встрече с «Шахтером» Фернандиньо забил нам на третьей добавленной минуте.
– Но ведь «Динамо» к тому моменту оставалось вдесятером, да и горняки уже вели в счете…
– А как по мне, уступать принципиальному конкуренту со счетом 0:1 или 0:2 – суть разные вещи. Игроки команды нашего уровня должны чувствовать ответственность за результат на протяжении всего матча.
– Последнюю на сегодня победу «Динамо» одержало над «Днепром», после чего арбитр Виталий Годулян был подвергнут суровой и, как установила впоследствии экспертная комиссия, несправедливой критике. Как отнеслись к тому, что ваш днепропетровский коллега Игорь Коломойский после финального свистка зашел в судейскую и поговорил с арбитрами на повышенных тонах?
– Сам я при этом не присутствовал, но, находясь на трибуне, был свидетелем царившего вокруг матча ажиотажа. Если вам интересно мое мнение, подкрепленное суждением специалистов с английского телевидения, куда мы посылали пленку, то во многом оно совпадает с вердиктом экспертов: удаление Павла Пашаева за прыжок в ноги Милошу Нинковичу было заслуженным. Что же касается пенальти на последних минутах, то по букве закона все было по делу. Но вот по духу… Градус напряжения публики ощущался физически, и любое решение не в пользу хозяев, конечно, казалось ей несправедливым. В такой ситуации, возможно, судье и не стоило ставить мяч на 11-метровую отметку после фола Андрея Русола. Но это, впрочем, особенность нашего менталитета. На днях смотрел поединок «Ливерпуль» – «Бирмингем», и поймал себя на мысли, что если бы в подобной ситуации пенальти назначили у нас, это был бы не просто скандал – конец света. А уж если бы спорное решение оказалось в пользу «Динамо», очередного витка истерии было бы не миновать.
– Особенно часто по поводу судейских ошибок в чемпионате Украины в последнее время высказывался ваш коллега из «Шахтера» Ринат Ахметов, по мнению которого основная или, как он говорит, системная проблема состоит в том, что арбитры находятся в ведении национальной федерации, возглавляемой братом президента «Динамо»…
– Некоторое время назад мы беседовали на эту тему с Ринатом Леонидовичем, и он сказал мне, что тремя китами объективного арбитража считает независимость, профессионализм и честность. И знаете, лично у меня на этот счет нет никаких возражений. Как и в связи с тем, чтобы создать в Украине независимую от кого бы то ни было судейскую структуру. Но для начала следует убедиться, что ее возникновение не противоречит нормам ФИФА и УЕФА.
– Не обходится без судейских ошибок и Лига чемпионов. Вам не показалось, что когда Уэсли Снайдер забивал в Киеве победный гол «Интера», Диего Милито находился в положении «вне игры»?
– Не просто показалось – офсайд был стопроцентным! Представьте, что было бы сказано по этому поводу, случись такой эпизод в матче «Динамо» – «Шахтер», да еще и в нашу пользу. Или если бы судья дал такой угловой, как в миланском поединке с «Интером», после которого соперник сравнял счет? Между тем, ни я, ни Газзаев по этому поводу не высказывались ни разу. Судьи ведь тоже люди, которым свойственно ошибаться, и видеть в каждой их ошибке предвзятость бессмысленно. Не забей Снейдер – и публика, которая, несмотря на эпидемию гриппа, заполнила стадион до отказа, вела бы речь о значительно более реальных шансах нашей команды на выход из группы.
ШЕВЧЕНКО – ПРИМЕР ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
– Статистики, рассчитав оставшиеся варианты, пришли к выводу, что вероятность выхода «Динамо» составляет 28 процентов, перспектива занять третье место и перейти в Лигу Европы – 26, тогда как шанс и вовсе остаться без еврокубковой весны – 46 процентов…
– Да я и без цифр понимаю всю сложность положения. К слову, нет никакой гарантии, что, победив «Интер», мы в конечном итоге оказались бы в группе на одном из двух первых мест. С «Рубином» могли бы позволить себе сыграть вничью, но «Барселону» в последнем туре, скорее всего, обязаны были бы обыгрывать. Победа над итальянцами и поражение от казанцев могли поставить нас точно в такое же положение. При этом я не беру в расчет вариант с третьим местом – о нем позволю себе рассуждать лишь перед заключительным матчем. Футбол, как известно, игра непредсказуемая, и «Рубин» доказал это в нынешнем сезоне со всей очевидностью.
– Победа чемпионов России над «Барселоной» стала для вас сюрпризом?
– Пожалуй, я меньше бы удивился победе Ямайки над Аргентиной. (Смеется.) А уровень «Рубина», на равных играющего с сильнейшим клубом Европы, – свидетельство высокого класса российской премьер-лиги, где, в отличие от украинской, претендуют на золото не две, а пять-шесть команд. И если на пути ко второму подряд чемпионству казанцы легко берут верх над такими серьезными клубами как ЦСКА и «Спартак», даже тот факт, что во втором тайме киевской встречи «Динамо» переиграло «Рубин» вчистую, не говорит о нашем реальном превосходстве над этой командой. Все точки над «і» расставит игра в Казани.
– Наблюдая за матчами вашей команды на внутренней и международной арене, невольно приходишь к выводу, что стабильностью в ней отличается лишь Андрей Шевченко. Вас не удивляет, что в свои годы он так убедительно выглядит на фоне партнеров, а порой и превосходит их в скорости?
– Возвращение этого игрока было для меня в последние годы, не побоюсь этого слова, идеей фикс, и вы, как человек, с которым я часто обсуждал данную идею, поймете меня, как никто другой. Кому-то все разговоры на эту тему казались банальным пиаром, но я не обращал на это внимания и делал для исполнения своей мечты все возможное. Шевченко в итоге меня не разочаровал, став тем футболистом, вокруг которого у нас создается новая команда. Андрей – идеальный пример для младших партнеров, причем не только в плане игровых качеств, но и по части профессионального отношения к делу. За годы карьеры на Западе он заработал, полагаю, не меньше, чем все игроки сегодняшнего «Динамо» вместе взятые, однако филонить не то что в матчах – на тренировках себе не позволит. Вот лидер, которого недоставало нашей команде в последние лет десять.
– Вы полагаете, все футболисты оказались готовы принять его в этом качестве?
– Допускаю, что нет. Ведь многие игроки – отмечу, далеко не всегда заслуженно – считали себя состоявшимися звездами, и появление Шевченко могли встретить настороженно. Но Андрей так органично вписался в коллектив и зарекомендовал себя не только в игровом, но и в человеческом плане, что сомнений в его лидерстве ни у кого не возникло.
– Вы знакомы с Шевченко практически два десятка лет и знаете его лучше многих, однако недавно сказали мне, что в последние два с половиной месяца ему удалось вас удивить. Чем, если не секрет?
– Все той же самоотдачей. Но в данном случае мои слова наверняка требуют пояснения. Покуда ваша газета не написала, никто и не догадывался о том, что Андрей регулярно летал в Германию, чтобы окончательно избавиться от последствий серьезной травмы спины. В обычной жизни она, быть может, тревожит не слишком сильно, и другой футболист с его авторитетом мог бы позволить себе играть по тайму, по 60 минут, не напрягаясь и довольствуясь тем, что публика и так любит его самозабвенно. Другой, но только не Шевченко. В первом же после возвращения матче с донецким «Металлургом» он не случайно попросил штатного пенальтиста Артема Милевского уступить ему право удара с 11-метровой отметки – ему было важно оправдать ожидания болельщиков.
АЛИЕВ – РЕКОРДСМЕН ПО ШТРАФАМ
– Александр Алиев, несмотря на успешное выступление в молодежном составе, зачастую не попадает даже в заявку на матчи. Это последствия его резонансного интервью?
– Скорее, свидетельство того, что игрок еще не набрал оптимальную форму. Саша и сам признал это в одной из наших недавних бесед. Иное дело, что громкое заявление Алиева не прошло бесследно – в том числе и для его семейного бюджета. Газзаев установил после прихода в «Динамо» предельно понятную систему штрафов, предусмотрев и санкции за некорректные интервью. Настолько же четко выстроена и система поощрений.
– В «Баварии» Филипп Лам, публично раскритиковавший трансферную политику клуба, был оштрафован на 30 тысяч евро. Верно ли, что Алиеву пришлось расстаться с такой же суммой, но в долларах?
– Точно сказать не могу, поскольку решение на этот счет принимал главный тренер. Но знаю, что Алиев протестовать не стал – давая интервью, он был в курсе того, на что идет. Саша в сегодняшнем составе команды, наверное, рекордсмен по штрафам, и то, что в свое время ему пришлось внести самую большую сумму в клубной истории (около 100 тысяч долларов. – Прим. Д. И.) – общеизвестный факт. Иное дело, что Алиев с тех пор изменился, став ответственно и профессионально относиться к своей работе. Думаю, его изменили женитьба и рождение ребенка. Несколько лет назад я высказывался о нем в не самых ласковых тонах, но сейчас готов принести парню извинения.
– Стало быть, нет никаких оснований для разговоров о том, что у Алиева возник серьезный конфликт с Газзаевым, следствием которого может стать переход игрока в «Локомотив»?
– Конфликта не было. И если Алиев сможет вернуться на уровень прошлого сезона, я удивлюсь, если тренер не примет это во внимание.
– Слухов вокруг «Динамо» в последнее время действительно немало. Скажем, стоило генеральному директору клуба Резо Чохонелидзе отправиться в Италию за медицинским оборудованием, как стали говорить, что ему предстоит встреча с Адриано Галлиани по поводу перехода в «Милан» Тараса Михалика, Жерсона Маграо, Андрея Ярмоленко и Артема Милевского…
– Сам прочитал об этом в интернете – и грустно улыбнулся. Признаться, был бы искренне счастлив реальному интересу к нашим игрокам со стороны клубов подобного калибра – это было бы лучшим свидетельством верности нашего пути.
– Несколько лет назад вы признались, что «Милан» интересуется Олегом Гусевым.
– На эту тему любой разговор считается предметным лишь в тот момент, когда поступает официальное предложение. А дружеские беседы, как вы понимаете, к делу не подошьешь.
– Но «Милан» известен тем, что, прежде чем приобрести игрока, на протяжении года-двух наблюдает за ним не только на поле, но и в обычной жизни. Фамилия Гусева в дружеских беседах с итальянскими коллегами по-прежнему актуальна?
– На сегодняшний день – нет. Но не исключаю, что со временем мне вновь предложат поговорить на эту тему. Тут все зависит от самого футболиста. А на «Сан-Сиро» перед матчем с «Интером» мы с генеральным директором «Милана» Ариедо Брайдой долго обсуждали лишь одного футболиста – Шевченко. Брайда расспрашивал, как мы сумели вновь сделать Андрея таким, каким он был еще три года назад.
– И что вы ответили?
– Улыбнулся. Но только на этот раз улыбка была счастливой…
Дмитрий ИЛЬЧЕНКО, «СЭ в Украине»