Интервью из прошлого. Александр Евтушок: "У британцев своеобразный менталитет"
К 25-летию некогда популярной газеты КОМАНДА zbirna.com решила открыть рубрику «Интервью из прошлого», в которой найдет место наиболее резонансным и памятным публикациям разных лет.
Сегодня герой проекта — экс-защитник Карпат и сборной Украины Александр Евтушок. В беседе, которая состоялась летом 1997 года, футболист вспоминал о своих выступлениях в Англии за Ковентри.
— Александр, как случилось, что ты попал в Ковентри?
— Это старая история. Как объяснил мне президент клуба Ковентри, впервые он обратил на меня внимание, когда я еще играл в составе львовских Карпат против ирландского Шелбурна в Кубке кубков. Особенно ему понравился мой гол в ворота соперников. Этот единственный победный мяч был забит мною в чисто английской манере, поэтому пришелся Эрику Грову по сердцу. А еще он очень любит, когда команда укомплектована высокими игроками. Вот, собственно, и вся история.
— О единственном украинце, выступающем в премьер-лиге Англии, хотелось бы узнать поподробнее…
— Родился я в Крыму, в городе Джанкое. В футбол меня привел мой старший брат Олег, который в свое время тоже довольно неплохо играл. Одно время мы даже выступали в одной команде. Но затем наши пути разошлись. Олег стал моряком, а я — футболистом. Я тоже с детства мечтал о море. Любил фильмы о кругосветных путешествиях и отважных мореплавателях, книги, где рассказывалось о приключениях корсаров. Дома у нас висела репродукция картины Айвазовского «Девятый вал». Но любовь к футболу оказалась сильнее. Уж очень мне нравилось забивать голы. А дальше — первенство района, города, симферопольская Таврия, ахтырский Нефтяник, львовские Карпаты, днепропетровский Днепр. Теперь вот — Ковентри.
— Ты сказал, что любишь забивать. Но по амплуа ты защитник, и поэтому твоя основная задача — не дать забить сопернику.
— Мне довелось попробовать себя на разных позициях. В начале своей футбольной карьеры я играл на позиции форварда, затем в полузащите, теперь — в защите. Если так пойдет и дальше, то, учитывая мой большой рост, тренеры спокойно могут испытать меня в роли голкипера. Шучу, конечно же, мне поздно уже переквалифицироваться. Защитники забивают нечасто, поэтому я помню все свои голы. Мне нравится подключаться к атакам своей команды, особенно когда подают угловые удары. Наверное, где-то половину своих голов забил головой.
— Каковы твои первые впечатления от Англии?
— Встретили меня очень хорошо. В Великобритании довольно многочисленная украинская диаспора, и отношение к представителям нашей страны довольно уважительное. Большую лепту в утверждение здесь имиджа Украины и, в частности, ее футбола внесли еще недавно выступавший здесь за Манчестер Юнайтед Андрей Канчельскис, а также «шотландцы» Алексей Михайличенко и Олег Кузнецов.
Британцы наотрез отказываются называть, как это делают в Европе, всех пост-советских легионеров русскими. Может, потому что в Великобритании у людей обостренное чувство патриотизма. Тут, например, уроженец Шотландии даже представить себе не может, как он может представлять цвета Англии или наоборот. И это при том, что англичане и шотландцы играют в одних командах, разговаривают на одном языке, а границ между странами вообще не существует. Я могу об этом судить по нашему играющему тренеру — шотландцу Гордону Страчану.
Здесь меня часто приглашают в гости представители местной украинской общины, а также в Украинский дом. Ведь, по сути, я пока единственный представитель футбольной Украины в Великобритании. Один из фанатов украинской сборной — Иван Полевой, проживающий в Англии и не пропускающий ни одного матча нашей национальной команды, — как-то сказал, что на него в свое время очень глубокое впечатление произвел отказ Алексея Михайличенко сменить свое гражданство, что давало ему возможность принять участие в чемпионате мира в составе сборной России.
— Интересно, а на каком языке ты разговариваешь с представителями украинской диаспоры?
— На украинском, естественно. Хотя в моей семье всегда разговаривали на русском языке, но украинский я освоил давно. Особенно преуспел в нашем языке за время выступлений в львовских Карпатах — одной из немногих украиноязычных команд высшей лиги. Но все равно пока небольшой акцент еще есть.
— Как бы ты охарактеризовал английский футбол?
— Очень зрелищный и очень жесткий. Арбитры не особо утруждают себя свистками — дают побороться. Но сурово наказывают за умышленно грубую игру.
— Ковентри вряд ли можно отнести к грандам премьер-лиги…
— Да. Когда я пришел в Ковентри, клуб отчаянно боролся за право сохранить прописку в высшем дивизионе. И, слава Богу, это удалось, тем более, что соперниками нашими были Ноттингем Форест, Вест Хэм Юнайтед, Сауггемптон и Миддлсбро. Борьба шла не на жизнь, а на смерть. В Англии намного легче войти в премьер-дивизион, чем задержаться в нем. Большинство клубов, за исключением Манчестер Юнайтед, Арсенала, Ливерпуля и Ньюкасла, приблизительно одного уровня, поэтому результаты матчей нельзя предугадать заранее. Все команды, независимо от того, какой дивизион они представляют, борются на поле с первой до последней минуты. Поэтому нередко в Англии победителями Кубка страны становились клубы низших дивизионов.
— Ковентри выполняет в отношении тебя все обязательства?
— Не жалуюсь. Клуб оплачивает мне квартиру, выделил мне служебный автомобиль марки «Пежо». Топливо также за счет клуба. Зарплату и премиальные выплачивают вовремя. Одним словом, на этот счет у них все четко.
— Пообвыкся уже здесь?
— Да как сказать… Все-таки сказывается огромное различие между украинским и британским образом жизни. У британцев своеобразный менталитет. Они очень законопослушные граждане. Тут никто не позволит себе перейти дорогу на красный свет, даже когда на горизонте не видно ни одного автомобиля. Англичане — люди очень экономные. Собственный дом здесь — большая роскошь. Особое отношение у них и к автомобилям. Средний англичанин может иметь три машины, зато в холодное время года будет отапливать и пользоваться одной-двумя комнатами в своем доме. Очень бросается в глаза и уважительное отношение к людям пожилого возраста.
Еще очень поразило меня то, как англичане одеваются. Их ежедневная одежда очень простая, практичная и… очень цветная. Согласитесь, у нас непривычно было бы видеть бабульку, одетую в ярко-оранжевый гольф и зеленые штаны. А тут подобные комбинации — на каждом шагу. Нелегко привыкнуть одеваться так, как это делают здесь. Мне проще — джинсы да кожаная куртка, а жена Алена все никак не может свыкнуться с их стилем одежды. В общем, перечислять все различия можно до бесконечности.
— В каком ритме живут футболисты в Англии?
— Я буду говорить только о том положении вещей, которое существует в Ковентри. Свободного времени у меня очень много, поскольку нет далеких поездок на матчи. Нет здесь также и такого понятия, как тренировочные сборы, даже накануне ответственных матчей. Команда собирается за два часа перед игрой. На выездные встречи разрешается добираться на собственном автомобиле, но как правило все игроки едут клубным автобусом.
Футбольных полей тут столько, что порой диву даешься. В распоряжении Ковентри их аж семь, притом все в отличном состоянии. В любое время приходи и тренируйся, сколько хочешь Тренировку пропустить — святотатство. Даже за опоздание взимают огромные штрафы. Английская пунктуальность дает о себе знать: за пять минут до тренировки все уже на месте. Много внимания на тренировках тренеры уделяют кроссам и ускорениям. Физике придают очень большое значение. Футболистам не запрещено употреблять пиво и алкоголь, но если хватишь лишку, потом на тренировке сам же об этом жалеть будешь.
Почти на каждую тренировку команды приходят болельщики. Их можно разделить на несколько категорий. Есть фанаты, которые ездят на все матчи Ковентри. В основном это подростки и студенты. Все они экипированы в сине-фиолетовую клубную атрибутику, которую можно приобрести в специализированном магазине в районе стадиона. Чего там только нет! Шарфы, шапочки, значки, флаги и даже постельное белье, выдержанное в стиле и цветах Ковентри. Естественно, в ходу и футболки с номерами и фамилиями игроков.
— Наверное, футболку с твоим номером и фамилией также покупают?
— У каждого игрока на протяжении сезона свой номер. Мне достался номер «23». Не хотелось бы хвастаться, но довольно часто до и после игры болельщики просят оставить автограф прямо на футболке с номером «23» и моей фамилией.
— Не отказываешь?
— Никогда. Мои коллеги отвечают отказом в основном из-за каких-то суеверий. Но у меня их нет. Я верю в себя и в собственные силы.
— Английский язык уже освоил?
— Пока нет. Еще когда паковал чемоданы в Англию, купил самоучитель английского. По нему и учусь. Тяжеловато дается язык, но я стараюсь. Впрочем, особенных трудностей из-за незнания языка на поле не испытываю, потому что основные футбольные обращения уже освоил. Да и партнеры уже более или менее ко мне привыкли. Алексом называют.
— Как проводишь свободное время?
— Люблю с женой прогуляться по городу. Читаю много, телевизор смотрю. Особенно нравятся мне передачи о бильярде (в Англии его называют «снукер»). Ну и, естественно, на досуге стараюсь штудировать английский.
— Планами на будущее не поделишься?
— Не люблю заглядывать в будущее. В конечном итоге все будет зависеть от меня.
— Саша, а что значит футбол в твоей жизни?
— Очень многое. Я считаю, что от игры надо получать удовольствие. Если же оно пропадет, то лучше сразу «завязать» с футболом. Но у меня пока с этим все о’кей!
P.S. Как сообщили газете «КОМАНДА» в пресс-службе Ковентри, контракт Александра Евтушка с футбольным клубом на следующий год не продлен, хотя руководство английской команды было довольно игрой украинского легионера.
Евгений Кравс, 24.04.1997