29 серпня 2020 08:15

Интервью из прошлого. Александр Евтушок: "У британцев своеобразный менталитет"

К 25-летию некогда популярной газеты КОМАНДА zbirna.com решила открыть рубрику «Интервью из прошлого», в которой найдет место наиболее резонансным и памятным публикациям разных лет.


Сегодня герой проекта — экс-защитник Карпат и сборной Украины Александр Евтушок. В беседе, которая состоялась летом 1997 года, футболист вспоминал о своих выступлениях в Англии за Ковентри.


Александр, как случилось, что ты попал в Ковентри?


— Это старая история. Как объяснил мне пре­зидент клуба Ковентри, впервые он обратил на меня внимание, когда я еще играл в соста­ве львовских Карпат против ирландского Шелбурна в Кубке кубков. Особенно ему по­нравился мой гол в ворота соперников. Этот единственный победный мяч был забит мною в чисто английской манере, поэтому пришелся Эрику Грову по сердцу. А еще он очень любит, когда команда укомплектована высокими игро­ками. Вот, собственно, и вся история.


О единственном украинце, выступа­ющем в премьер-лиге Англии, хотелось бы узнать поподробнее…


— Родился я в Крыму, в городе Джанкое. В футбол меня привел мой старший брат Олег, который в свое время тоже довольно неплохо играл. Одно время мы даже выступали в одной команде. Но затем наши пути разошлись. Олег стал моряком, а я — футболистом. Я тоже с дет­ства мечтал о море. Любил фильмы о кругосветных путешествиях и отважных мореплавателях, книги, где рассказывалось о приключениях кор­саров. Дома у нас висела репродукция карти­ны Айвазовского «Девятый вал». Но любовь к футболу оказалась сильнее. Уж очень мне нра­вилось забивать голы. А дальше — первенство района, города, симферопольская Таврия, ахтырский Нефтяник, львовские Карпаты, днепропетровский Днепр. Теперь вот — Ко­вентри.


Ты сказал, что любишь забивать. Но по амплуа ты защитник, и поэтому твоя основ­ная задача — не дать забить сопернику.


— Мне довелось попробовать себя на разных позициях. В начале своей футбольной карьеры я играл на позиции форварда, затем в полуза­щите, теперь — в защите. Если так пойдет и дальше, то, учитывая мой большой рост, тренеры спокойно могут испытать меня в роли гол­кипера. Шучу, конечно же, мне поздно уже пе­реквалифицироваться. Защитники забивают нечасто, поэтому я помню все свои голы. Мне нравится подключаться к атакам своей коман­ды, особенно когда подают угловые удары. На­верное, где-то половину своих голов забил го­ловой.


— Каковы твои первые впечатления от Анг­лии?


— Встретили меня очень хорошо. В Велико­британии довольно многочисленная украин­ская диаспора, и отношение к представителям нашей страны довольно уважительное. Боль­шую лепту в утверждение здесь имиджа Укра­ины и, в частности, ее футбола внесли еще не­давно выступавший здесь за Манчестер Юнайтед Андрей Канчельскис, а также «шот­ландцы» Алексей Михайличенко и Олег Кузне­цов.


Британцы наотрез отказываются назы­вать, как это делают в Европе, всех пост-совет­ских легионеров русскими. Может, потому что в Великобритании у людей обостренное чувство патриотизма. Тут, например, уроженец Шотлан­дии даже представить себе не может, как он мо­жет представлять цвета Англии или наоборот. И это при том, что англичане и шотландцы иг­рают в одних командах, разговаривают на од­ном языке, а границ между странами вообще не существует. Я могу об этом судить по наше­му играющему тренеру — шотландцу Гордону Страчану.


Здесь меня часто приглашают в гости пред­ставители местной украинской общины, а так­же в Украинский дом. Ведь, по сути, я пока един­ственный представитель футбольной Украины в Великобритании. Один из фанатов украинской сборной — Иван Полевой, проживающий в Англии и не пропускающий ни одного матча нашей националь­ной команды, — как-то сказал, что на него в свое время очень глубокое впечатление произ­вел отказ Алексея Михайличенко сменить свое гражданство, что давало ему возможность принять участие в чемпионате мира в составе сбор­ной России.


Интересно, а на каком языке ты разгова­риваешь с представителями украинской диа­споры?


— На украинском, естественно. Хотя в моей семье всегда разговаривали на русском языке, но украинский я освоил давно. Особенно пре­успел в нашем языке за время выступлений в львовских Карпатах — одной из немногих украиноязычных команд высшей лиги. Но все равно пока небольшой акцент еще есть.


Как бы ты охарактеризовал английский футбол?


— Очень зрелищный и очень жесткий. Арбит­ры не особо утруждают себя свистками — да­ют побороться. Но сурово наказывают за умышленно грубую игру.


Ковентри вряд ли можно отнести к грандам премьер-лиги…


— Да. Когда я пришел в Ковентри, клуб от­чаянно боролся за право сохранить прописку в высшем дивизионе. И, слава Богу, это удалось, тем более, что соперниками нашими были Ноттингем Форест, Вест Хэм Юнайтед, Сауггемптон и Миддлсбро. Борьба шла не на жизнь, а на смерть. В Англии намного легче войти в премьер-дивизион, чем задержаться в нем. Большинство клубов, за исключением Манчестер Юнайтед, Арсенала, Ливерпу­ля и Ньюкасла, приблизительно одного уров­ня, поэтому результаты матчей нельзя предуга­дать заранее. Все команды, независимо от то­го, какой дивизион они представляют, борются на поле с первой до последней минуты. Поэто­му нередко в Англии победителями Кубка стра­ны становились клубы низших дивизионов.


Ковентри выполняет в отношении те­бя все обязательства?


— Не жалуюсь. Клуб оплачивает мне квартиру, выделил мне служебный автомобиль марки «Пежо». Топливо также за счет клуба. Зарпла­ту и премиальные выплачивают вовремя. Од­ним словом, на этот счет у них все четко.


Пообвыкся уже здесь?


— Да как сказать… Все-таки сказывается ог­ромное различие между украинским и британ­ским образом жизни. У британцев своеобразный менталитет. Они очень законопослушные граждане. Тут никто не позволит себе перейти дорогу на красный свет, даже когда на горизонте не видно ни одного ав­томобиля. Англичане — люди очень экономные. Собственный дом здесь — большая роскошь. Особое отношение у них и к автомобилям. Средний англичанин может иметь три машины, зато в холодное время года будет отапливать и пользоваться одной-двумя комнатами в своем доме. Очень бросается в глаза и уважительное отношение к людям пожилого возраста.


Еще очень поразило меня то, как англичане одеваются. Их ежедневная одежда очень прос­тая, практичная и… очень цветная. Согласи­тесь, у нас непривычно было бы видеть бабульку, одетую в ярко-оранжевый гольф и зеленые штаны. А тут подобные комбинации — на каж­дом шагу. Нелегко привыкнуть одеваться так, как это делают здесь. Мне проще — джинсы да кожаная куртка, а жена Алена все никак не мо­жет свыкнуться с их стилем одежды. В общем, перечислять все различия можно до бесконеч­ности.


— В каком ритме живут футболисты в Анг­лии?


— Я буду говорить только о том положении вещей, которое существует в Ковентри. Сво­бодного времени у меня очень много, посколь­ку нет далеких поездок на матчи. Нет здесь так­же и такого понятия, как тренировочные сборы, даже накануне ответственных матчей. Коман­да собирается за два часа перед игрой. На вы­ездные встречи разрешается добираться на собственном автомобиле, но как правило все иг­роки едут клубным автобусом.


Футбольных полей тут столько, что порой ди­ву даешься. В распоряжении Ковентри их аж семь, притом все в отличном состоянии. В лю­бое время приходи и тренируйся, сколько хо­чешь Тренировку пропустить — святотатство. Даже за опоздание взимают огромные штра­фы. Английская пунктуальность дает о себе знать: за пять минут до тренировки все уже на месте. Много внимания на тренировках трене­ры уделяют кроссам и ускорениям. Физике придают очень большое значение. Футболис­там не запрещено употреблять пиво и алкоголь, но если хватишь лишку, потом на тренировке сам же об этом жалеть будешь.


Почти на каж­дую тренировку команды приходят болельщи­ки. Их можно разделить на несколько катего­рий. Есть фанаты, которые ездят на все матчи Ковентри. В основном это подростки и сту­денты. Все они экипированы в сине-фиолето­вую клубную атрибутику, которую можно при­обрести в специализированном магазине в районе стадиона. Чего там только нет! Шарфы, шапочки, значки, флаги и даже постельное белье, выдержанное в стиле и цветах Ковент­ри. Естественно, в ходу и футболки с номера­ми и фамилиями игроков.


— Наверное, футболку с твоим номером и фамилией также покупают?


— У каждого игрока на протяжении сезона свой номер. Мне достался номер «23». Не хо­телось бы хвастаться, но довольно часто до и после игры болельщики просят оставить авто­граф прямо на футболке с номером «23» и моей фамилией.


Не отказываешь?


— Никогда. Мои коллеги отвечают отказом в основном из-за каких-то суеверий. Но у меня их нет. Я верю в себя и в собственные силы.


Английский язык уже освоил?


— Пока нет. Еще когда паковал чемоданы в Англию, купил самоучитель английского. По не­му и учусь. Тяжеловато дается язык, но я ста­раюсь. Впрочем, особенных трудностей из-за незнания языка на поле не испытываю, потому что основные футбольные обращения уже ос­воил. Да и партнеры уже более или менее ко мне привыкли. Алексом называют.


Как проводишь свободное время?


— Люблю с женой прогуляться по городу. Чи­таю много, телевизор смотрю. Особенно нра­вятся мне передачи о бильярде (в Англии его называют «снукер»). Ну и, естественно, на до­суге стараюсь штудировать английский.


Планами на будущее не поделишься?


— Не люблю заглядывать в будущее. В ко­нечном итоге все будет зависеть от меня.


Саша, а что значит футбол в твоей жиз­ни?


— Очень многое. Я считаю, что от игры на­до получать удовольствие. Если же оно пропа­дет, то лучше сразу «завязать» с футболом. Но у меня пока с этим все о’кей!


P.S. Как сообщили газете «КОМАНДА» в пресс-службе Ковентри, контракт Александ­ра Евтушка с футбольным клубом на следу­ющий год не продлен, хотя руководство англий­ской команды было довольно игрой украинско­го легионера.


Евгений Кравс, 24.04.1997