Анатолий БИДЕНКО: "Мне удалось выбить внушительную сумму денег для сборной"
Анатолий Биденко принимал активное участие в организации первого официального матча сборной независимой Украины с Венгрией
Анатолия Дмитриевича Биденко любителям футбола особо представлять не нужно. Ведь он более 20 лет был вице-президентом Федерации футбола Украины.
«Первый матч сборной мог состояться в Киеве»
— Нам было очень важно после завоевания независимости провести официальный поединок, — вспоминает Анатолий Дмитриевич. — Поскольку нужно было, прежде всего, постараться поставить крепкий заслон перед стремлениями россиян переманить ведущих украинских игроков для выступлений за сборную СНГ.
Почему выбор остановили именно на венграх? Скорее всего, потому, что они быстрее всех отреагировали на наше предложение провести спарринг. Ведь, припоминается, мы отправляли такие приглашения федерациям еще нескольких стран.
— Соответствует ли действительности информация о том, что сначала планировалось проведение этого поединка в Киеве неделей раньше?
— Да, но затем пришлось вносить коррективы, ибо у нас не нашлось средств на оплату перелета венгров из Будапешта, обеспечение их достойным проживанием и питанием…
Вот почему и обратились к ним с предложением сыграть в Ужгороде — ближайшем к Венгрии нашем областном центре…
— Если не секрет, во сколько ФФУ обошелся приезд венгерской делегации?
— О каком-то финансировании не могло быть и речи по известной причине. Мы просто договорились с ними об обмене делегациями. Сначала они приехали к нам в гости, а через несколько месяцев состоялся еще один поединок — уже в Ньиредьхазе…
— Припоминается, тогда в расширенный список кандидатов в сборную Украины был включен 41 футболист, среди которых были игроки, представляющие зарубежные клубы. Однако никто из них в Ужгороде так и не появился…
— Все объясняется просто: нехватка средств на оплату их вызова…
«Билет на первый матч сборной стоил 50 карбованцев»
— По чьей инициативе у руля сборной оказался Виктор Прокопенко?
— Поскольку среди кандидатов в сборную было больше всего представителей Черноморца, тренерский совет принял решение доверить руль наставнику именно этой команды…
— Сколько времени заняла подготовка к поединку?
— Около месяца, ведь нужно было позаботиться, чтобы газон авангардовского стадиона соответствовал требованиям дня, чтобы не стыдно было зайти в раздевалку…
Что касается руководства этим процессом на финишной прямой, то я был откомандирован президентом ФФУ Виктором Банниковым в Ужгород за четыре дня до поединка…
— Наверняка вам сразу пришлось решать проблему лишнего билета…
— Ажиотаж, действительно, был небывалый. Тем более, что и цена билета была, как говорят, чисто символической, как для того времени — 50 карбованцев. Для нас тогда было очень важно, чтобы трибуны заполненились до отказа. И по имеющейся информации, на Авангарде 13 000 зрителей собиралось только однажды — 29 апреля 1992 года…
— До стартового свистка арбитра из Минска Вадима Жука форс-мажорных ситуаций не возникало?
— Проблема неожиданно возникла разве что после телефонного звонка Виктора Банникова накануне поединка…
Он проинформировал, что с ним связались представители английской фирмы Умбро, которые предоставили нам игровую форму и просили разместить на стадионе рекламные щиты. Поскольку матч транслировался на две страны, то англичане, по-видимому, были заинтересованы в дополнительной рекламе.
Но поскольку доставить фирменные щиты уже не было времени и возможности, то пришлось обращаться за помощью к местным художникам, которые мастерски скопировали логотип нашего первого экипировщика…
— А это правда, что сборная Украины в Ужгороде играла в форме, предназначавшейся для итальянского Интера?
— Нет. В начале 90-х техническим партнером киевского Динамо были англичане с Умбро. И когда нужно было срочно решать вопрос с игровой формой для сборной Украины, то Виктор Банников отправился в Лондон с представителями столичного клуба. И хотя в Умбро были загружены работой, они согласились пошить для сборной Украины два комплекта формы.
Однако поскольку было ограниченное количество футболок, а вскоре подопечных Виктора Прокопенко ждали спарринги в США, то мы предупредили наших игроков, чтобы они не обменивались инвентарем с венграми…
Да, были недовольные, но тогда сложилась такая экстремальная ситуация. Что касается спортивных костюмов, то англичане сразу уточнили, что не успевают, и пришлось искать компромиссный вариант. Поэтому мы снова обратились к ним и поинтересовались, имеются ли у них в наличии костюмы, цветовая гамма которых чем- то напоминает украинскую.
Нам предложили костюмы, изготовленные для Интера, где преобладали черный, синий и желтый цвет. Поскольку других вариантов не было, пришлось соглашаться. Но поскольку эти костюмы приобрели уже в достаточном количестве, каждый игрок, вызванный на матч с венграми, оставил его себе. На память…
«Самой желанной наградой стали слова Виктора Банникова»
— Вы акцентировали внимание на том, что у ФФУ были трудности с финансами. И все же, хоть как-то удалось отблагодарить ребят?
— В тот период действительно не было возможности содержать на штатной основе медицинский персонал, сервисную группу. Неудивительно, что на матч с венграми мы одолжили у киевских динамовцев администратора, врача, массажиста.
Впрочем, футболисты, обслуживающий персонал в накладе не остались. Мне удалось договориться с руководством местного Лесбанка, и они выделили для сборной довольно внушительную сумму денег…
— А вы себе на память сохранили афишу, программку или билет с того памятного матча?
— Я этим не увлекаюсь, да и тогда было не до коллекционирования. Важно было, чтобы футболисты имели возможность продемонстрировать на поле все, что умеют.
Чтобы обошлось без эксцессов после финального свистка… Поэтому для меня самой желанной наградой стали слова Виктора Банникова о том, что в Ужгороде все было организовано на высоком уровне.
Василий МИХАЙЛОВ