Лучший друг истины – время
Олег Александрович Ошенков одевал в рыцарские латы техническое мастерство киевских динамовцев, а его программы предсезонной подготовки включали не только футбольные баталии на снегу и лыжные кроссы, но и гимнастику с акробатикой.
Этот непростой Ошенков
Этот рыцарь русского и канадского хоккеев, футбола и силовых единоборств, до мозга костей питерец, а значит в одном лице интеллигент и гладиатор, прививал своим подопечным манеру жить смело, независимо, доводить до конца все свои благие начинания. По словам моих приятелей-ленинградцев, не по сплетням знакомых с закулисьем местного спорта, Ошенков при своем небольшом росточке не спускал обиды и Гулливерам. Его работа с киевским «Динамо» длилась шесть сезонов – с 1951 по 1956 год включительно, и именно в этот период среда киевских болельщиков оплодотворилась сумасшедшей идеей отобрать у Москвы монополию на чемпионский титул.
Бацилла чемпиономании объявилась в нашем безмятежном футбольном пространстве, когда Ошенков и компания стали серебряными призерами всесоюзного первенства. Шел на убыль 1952 год. После этого успеха минул всего лишь еще один сезон – и в 1954 году Олег Александрович сделал динамовцев Киева обладателями Кубка СССР. Все предыдущие поколения футболистов и тренеров не смогли сотворить такое, а Ошенкову удалось! Надо было быть совершенно бесчувственным, чтобы при таких раскладах не мечтать о золотых чемпионских медалях…
Проницательные люди поняли окончательно, с кем имеют дело в лице Ошенкова, когда тот взял себе в помощники Антона Леонардовича Идзковского. Легендарный вратарь киевского «Динамо» даже когда молчал производил впечатление человека из среды, рассеянной большевиками по погостам, заграницам и концлагерям. Его учтивая речь, располагающая сочетанием вежливости и достоинства, только укрепляла это впечатление.
Оказывается, Ошенков грубоват вовсе не потому, что простолюдин. Скорее закавыка в том, что сначала ужасы революции, а потом еще и блокады во вторую мировую войну отвратили питерцев от изящных манер.
При Ошенкове поднялся на новую ступень уровень тренированности футболистов. Вот характерная деталь: для команды стало обычным делом приступать к предсезонным тренировкам не только в зале, но и на заснеженном поле. Олег Александрович доказал своим подопечным, что в таких условиях можно и нужно испытывать удовольствие от футбола. Также тренер потребовал, чтобы игроки учились – в школе, техникуме, институте. По его утверждению малокультурному человеку не место в классной команде. Ибо интеллектуальная сущность футбола непрерывно усложняется. А еще Ошенков первым в советском футболе ввел в обиход сначала двухзразовые в день, а потом и трехразовые тренировочные занятия.
Счастье не в награде, а в доблести
Сезон 1951 года стал переломным в послевоенной истории киевского «Динамо». На каждой тактической позиции появились футболисты хорошей выучки, обладающие перспективами дальнейшего роста классности. Роль ведущего вратаря перешла к 22-летнему Макарову, в линии защиты прочно окопались Голубев и Голяков, в полузащите – Михалина и Юст, в линии атаки рядом с многоопытными Виньковатовым, Товтом и Дашковым расправили крылья талантливые Коман, Сенгетовский и Богданович.
Весной, на сборе в Одессе пристальное внимание киевлян привлек 21-летний центральный нападающий Андрей Зазроев. После отменного дебюта в составе тбилисского «Динамо» он вдруг очутился в Перми. У наших земляков хватило сил и возможностей заявить Андрея за свою команду. И на киевском футбольном небосклоне взошла звезда необыкновенной яркости. Через три года Андрей Зазроев будет признан самым техничным форвардом советского футбола. На первом же году службы в киевском «Динамо» этот остроумный жизнерадостный студент исторического факультета киевского университета был избран товарищами по команде своим капитаном.
Такого чемпионата СССР, как в 1952 году, советский футбол не знал ни до того, ни после этого сезона. Участие национальной сборной в Олимпийских играх, которые приютила столица Финляндии, принудило клубные команды разыгрывать чемпионский титул в один круг. Все матчи, кроме двух, проходили в Москве.
Подопечные Олега Ошенкова стартовали так, словно это не чемпионат СССР, а турне по Австралии: со сетом 3:0 повержены одноклубники из Минска, 4:0 – московский «Локомотив», такой же итог встречи с донецким «Шахтером». Относительно легко отделалась лишь команда города Калинина, финалистка прошлогоднего кубкового розыгрыша, – 1:2. Ни одного потерянного очка, первое место в турнирной таблице – и небольшой тайм-аут для лицезрения игр в Финляндии.
А там грянула битва СССР – Югославия. При наличии каких-то распрей между лидерами стран игра возымела не только спортивный интерес. За полчаса до финального свистка югославы вели 5:1, однако легендарный при жизни Всеволод Бобров в течение пятнадцати минут забивает три мяча. И в конце концов советские сравнивают счет. В дополнительное время Константин Бесков попадает в штангу; счет 5:5 так и не изменился. Переигровка состоялась два дня спустя, упертые югославы все-таки добились своего – 3:1 в их пользу.
Уже забылось, как были наказаны бонзы советского футбола за проигрыш команде заклятого врага высшего руководства, но роль страдальцев почему-то выпала на долю динамовцев Киева. Сначала они проиграли одноклубникам из Ленинграда 1:3, затем – 1:2 ленинградскому «Зениту», а после ничьей со столичным «Торпедо» (2:2) – постыдные 0:4 в матче с лидером, столичным «Спартаком».
Ошенков и Идзковский вышли из берегов. Олег Александрович и раньше был горазд на малолитературные тирады, но Антон Леонардович… Ощущение собственного ничтожества глубоко проникло в грешные души игроков команды – как-никак они оскорбили своей недобросовестностью почти святого!
Одержав две победы и дважды завершив матч вничью, наши земляки подошли к последнему туру чемпионата, имея 15 очков – столько же, сколько было на счету и у столичных одноклубников, с которыми им предстояло встретиться в заключительном туре. При этом у москвичей оставался еще один не сыгранный ранее матч – с одноклубниками из Ленинграда.
Команда Ошенкова победила конкурентов – 3:0. Два мяча на счету Зазроева, один гол в активе Виньковатова. Теперь динамовцам Москвы, чтобы финишировать вторыми в чемпионате, нужно было выигрывать у «Динамо» из Ленинграда со счетом 8:0.
Эта встреча состоялась 25 октября в Киеве – столицу СССР тогда спеленали совершенно нефутбольные холода. Зрители заполнили стадион «Динамо» под завязку; на чьей стороне была вся эта публика уточнять не надо. С первых минут встречи динамовцы Москвы принялись выстраивать пирамиду забитых ими голов – один, два, три, четыре… При этом счете потекли от стадиона в сторону ближайших пивных струйки людей с расшатанной нервной системой. Зато тех, кто остался на трибунах, в конце концов посетил восторг, даруемый разве что воинскими победами: московское «Динамо» выиграло всего лишь со счетом 5:0. Второе место в чемпионате – у киевского «Динамо»!
Все 13 матчей чемпионата провели защитник Виталий Голубев, полузащитник Михаил Михалина и нападающий Золтан Сенгетовский,
По 12 игр на счету у нападающих Андрея Зазроева и Владимира Богдановича, 11 – у защитника Абрама Лермана, по 10 встреч провели полузащитник Эрнест Юст и нападающий Виктор Жилин, по 9 – нападающий Владимир Журавлев и защитник Петр Тищенко, нападающий Павел Виньковатов, по 7 – вратарь Олег Макаров и нападающий Михаил Коман. Вклад в победу внесли вратари Анатолий Зубрицкий и Евгений Лемешко, защитник Николай Голяков, полузащитники Тиберий Попович и Николай Таранец, нападающие Георгий Дралюк и Александр Щанов – все они провели менее половины матчей. Исключительно высокой результативности добился Андрей Зазроев – 11 голов в 12 играх.
Команда начинала сезон, имея в своем составе трех мастеров спорта, теперь их стало двенадцать.
Потянуло в Киев Кубок СССР
Сезон 1953 года был потрачен командой на перестройку тактики и лечение товарищей, пораженных вирусом зазнайства. Ошенков задумал вылепить игру, способную окончательно преодолеть косность царствующей тактики «дубль-ве». Кое-что удалось, например, игра с тремя полузащитниками вместо двух. Но трудное это дело – подкапываться под привычки, укоренившиеся в отрочестве.
Глубокая пахота тренеров дала желанные всходы лишь через год. Под свое обновленное видение эффективной организации игры Ошенков подобрал парочку-другую новых исполнителей. Сразу же были введены в основной состав правый крайний нападающий 24-летний Георгий Грамматикопуло из ленинградского «Динамо», опытнейший полусредний нападающий 29-летний Виктор Терентьев из московского «Спартака» и 24-летний защитник Владимир Ерохин, человек добродушнейшего нрава, наделенный физической силой Добрыни Никитича. Этот чудный во всех отношениях парень, отысканный в одной из армейских команд, действующих в Украине, вскоре станет игроком сборной СССР.
Должен сказать, что следить за этим составом команды то ли во время тренировочных занятий, то ли в календарной игре доставляло воистину эстетическое удовольствие. Все как на подбор отличались сугубо индивидуальной манерой исполнения приемов владения мячом, их высокая техническая оснащенность не давала сбоев ни при каких обстоятельствах. Это бесспорная заслуга прежде всего тренера.
Сам разносторонний атлет, Ошенков одевал в рыцарские латы техническое мастерство своих игроков. Нормой для его программ предсезонной подготовки были не только футбольные баталии на снегу, лыжные кроссы, гимнастика и акробатика. Уже на второй год своей работы с динамовцами Киева Олег Александрович адаптировал их к боксу, а перед следующим сезоном заставил еще и к штанге подходить, штурмовать личные рекорды.
Со стороны футболистов было немало ворчаний, дело доходило и до бунтов в виде неприкрытого саботажа. Но ленинградца Ошенкова никакие ветры не гнут. И в конце концов до футболистов с тонкими ощущениями состояния своего организма дошло: чем гармоничнее развита мышечная система, тем безотказнее контроль мяча в любой толканине.
В 1954 году под рукой Ошенкова подобралась команда, техничная как бразильцы и мышечная, как чемпионы Балтийского флота по перетягиванию каната. В чемпионате СССР она заняла пятое место - забраться выше в какой-то мере помешала охота за Кубком СССР. Зато на этой тропе зверь был подстрелен.
Охотничий азарт обуял коллектив после победы над московским «Спартаком». В прошлом эта команда шесть раз становилась камнем преткновения для динамовцев Киева в кубковых турнирах, а тут судьба повернулась лицом к нашим землякам: спартаковцы были повержены в Москве со счетом 3:1. Чем не знак свыше? И бригада Ошенкова двинулась на штурм приза. В четвертьфинале был повержен в Киеве ЦДСА (3:1), в полуфинале – ленинградский «Зенит» – 1:0 (дело происходило в Москве).
И вот финал: «Спартак» (Ереван) – «Динамо» (Киев). Москва, 20 октября, стадион «Динамо». С утра столицу поливает дождь со снегом, к началу игры (19:00) на раскисшее футбольное поле улегся густой туман. Идеальные условия для демонстрации голой, ничем не задрапированной физической подготовки. Открыли счет наши земляки – на 34-й минуте с подачи Комана ворота соперников поразил Терентьев. После перерыва ереванцы сравнивают счет. А гол, решивший судьбу приза, на счету Михаила Комана, прочно стоявшего на ногах при любой погоде. Впервые Кубок СССР отправился в Киев.
Новые владельцы приза выступали в таком составе: Макаров, Ларионов, Голубев, Попович, Кольцов, Михалина, Богданович, Терентьев, Зазроев, Коман. Фомин.
Вскоре Макаров, Голубев, Фомин и Кольцов в составе сборной СССР отправились в зарубежное турне. После войны ни с кем из динамовцев Киева подобное не случалось...
Валерий МИРСКИЙ