Кризис в "Динамо": Держать удар!
Обозреватель «СЭ» размышляет о том, в какой мере неудачный старт обновившего состав на 50 миллионов евро «Динамо» в чемпионате страны может привести к отставке Олега Блохина.
Честно признавшегося недавно, что времени на формирование команды у него достаточно мало.
Не только мне показалось: после воскресного поражения от «Черноморца» Олег Блохин выглядел тренером, готовым объявить об отставке.
Если не мгновенно, то по недолгому размышлению.
«Комментария не будет», - решительно произнес он, с явной неохотой придя на пресс-конференцию, и в ожидавшем его эмоционального спича зале повисла гнетущая тишина.
Вслед за такими словами обычно следует однозначное сообщение: устал, ухожу, написал прямо в раздевалке заявление по собственному желанию.
Однако оставить «Динамо» без главного тренера при чемпионских амбициях, но с двумя поражениями кряду и (виданное ли дело!) на восьмом месте в турнирной таблице мог кто угодно, но только не Блохин.
И дело, конечно же, не в контракте, по которому в ближайшую пару лет причитается сумма с шестью нулями. Наивно было бы представлять Блохина альтруистом, ничем кроме футбола не живущим, но, думаю, и кастинг на роль стяжателя он бы не прошел. А тем, кто запамятовал, напомню характерную историю годичной давности. Когда сбылась в канун юбилея мечта его тренерской жизни - предложили возглавить команду, с которой связаны самые звездные мгновения игроцкой карьеры.
Блохин, без оглядки нырнув в проблемы «Динамо», так близко принял их к сердцу, что вынырнул на больничной койке. Врачи не скрывали: случись приступ не в Конча-Заспе и не окажись рядом мгновенно оценивший обстановку клубный доктор, спасти тренера или помочь ему с минимальными потерями перенести последствия сложной болезни было бы затруднительно.
Иной поберег бы на его месте здоровье и, продолжая лечение, держался бы как можно дальше от футбола. Но надо знать Блохина, чтобы не удивиться дальнейшим событиям: придя в себя, он потребовал у жены Анжелы мобильный телефон - и набрал помощников по тренерскому штабу «Динамо» и сборной. Позднее - пригласил ассистентов с докладом. Влиять на определение состава и тактику, конечно, не пытался, но словно губка впитывал подробности. Чтобы затем потребовать установить в палате телевизор, а как только дадут добро несговорчивые врачи - отправиться на стадион.
Небезразличием продиктованы все действия Блохина - даже те, за которые его принято критиковать. Отлучил от состава Артема Милевского, не раз нарушавшего спортивный режим, а однажды и вовсе опоздавшего на тренировку на три часа? Легендарный игрок, не за красивые глаза получивший много лет назад «Золотой мяч» и меряющий теперь по себе своих футболистов, просто не мог понять - как можно манкировать профессиональными обязанностями. С переведенным в «Динамо-2» почти за полгода до истечения контракта Александром Алиевым - та же история, хотя, возвращаясь из аренды в «Днепре», игрок и обещал не повторять прежних ошибок.
Штрафует Евгения Хачериди? В любом клубе существует система как наказаний, так и поощрений, но трудно представить, что Блохин применяет постоянные санкции к своему ведущему защитнику исключительно из личной неприязни. Немного по-детски звучало в интервью футболиста объяснение: от премиальных остаются копейки, поэтому я, дескать, и намерен сменить клуб. Будто в «Шахтере», мигом уловившем, куда дует ветер, никогда не существовало штрафов за опоздание, необоснованное получение желтой карточки или такую банальность, как не надетые на тренировку щитки.
Горняки уже сделали по приобретению Хачериди два предложения. Последнее, равное 15 миллионам евро, совпало с травмой центрбека, выбывшего минимум на неделю. Кто-то уже ухватился за произнесенную Блохиным в телевизионном флэш-интервью фразу: мол, парень после предложения из Донецка совсем перестал тренироваться. Да и повреждения, из-за которого его пришлось заменить на Евгения Селина, на самом деле и нет. Но почему бы не сделать скидку на тренерские эмоции? Тем более что на пресс-конференции, сделав упомянутую в начале этого текста паузу, он не стал впрямую критиковать игроков.
Извинившись перед публикой, Блохин по-мужски взял ответственность на себя: «Какие тут могут быть разговоры?» Дал журналистам понять, что обязательно разберется, почему команда «не бежит и не играет». Сказал, что есть в поражении от «Черноморца» и вполне объективные причины, но ссылаться на них в таком разговоре - суть проявление слабости.
«Надо уметь держать удар», - подчеркнул тренер, прямодушно признавшись, что сожалеет о выпадении именно украинских футболистов. Лимит, влияние которого на состав Блохин не хотел обсуждать неделей ранее, встал перед «Динамо» во весь рост - и теперь в матче с «Таврией» ему придется идти на кадровый риск как минимум по одной позиции.
…Хачериди в Донецк, конечно же, не продадут. При нынешней кадровой ситуации - ни за 15 миллионов, ни за 20. А Блохина наученный горьким опытом и научившийся даже после таких игр держать нервы в узде Игорь Суркис в отставку сгоряча не отправит. Впереди - старт в Лиге Европы, на которую, мне почему-то кажется, киевляне и сделают в крайне неудачно стартовавшем сезоне главную ставку.
Но и чемпионат страны, в котором «Динамо» уже отстает от прошлогоднего графика на те самые восемь очков, со счетов сбрасывать не станет…
Дмитрий ИЛЬЧЕНКО