Юнес Бельанда. Рекордсмен, лидер или разгильдяй?
Алекс Гапоненко поведал о франко-марокканском новичке «Динамо», а я попробую предсказать роль Юнеса в киевском «Динамо».
ЗАГАДКА ЮНЕСА, ИЛИ ПОЧЕМУ ВСЁ-ТАКИ КИЕВ?
Раскрою небольшую тайну. Разумеется, мы с Артемом Франковым знали о готовящемся трансфере и по мере сил всячески препятствовали попаданию всякой информации по этому поводу в наш интернет, так что удивил меня лично не сам переход Юнеса в «Динамо».
Удивила позиция Юнеса. С одной стороны, он уже весной говорил о желании уйти из «Монпелье» и об отказе подписывать новый контракт. Подтверждали сие и тренер Рене Жирар, и президент «Монпелье» Луи Николлен. В общем, уход Юнеса такой уж тайной не был. Настоящий секрет – куда он уйдет! Ибо клубы назывались самые-самые разные и всенепременно великие. В том числе «Арсенал» и оба миланских гранда. Сам Юнес говорил, что для него не так важен чемпионат, как желание играть в Лиге чемпионов. Несмотря на неудачное выступление тогда еще чемпиона Франции, Беланда получил колоссальное удовольствие от участия в таком турнире. При этом он считает, что именно ЛЧ, отобравшая массу сил и эмоций, послужила первопричиной падения «Монпелье» с первого места фактически в середину таблицы.
Тем не менее, чаще говорилось о том, что Юнес перейдет в АПЛ. Наверное, с намеком на «Арсенал», тренер которого Арсен Венгер любит подбирать всё молодое, талантливое и французское и где играет партнер Беланда по чемпионскому сезону в составе «Монпелье», лидер атаки «сине-оранжевых» Оливье Жиру. Или с намеком на «Тоттенхэм», а то и «Ньюкасл», где тоже в последнее время неровно дышат на французских игроков. Да и сам Беланда как-то обмолвился, что при прочих равных условиях Англия будет его первым выбором.
Но, видимо, интерес «Арсенала», равно как и «Интера» с «Миланом», не отличался конкретностью, и они сошли с гонки за Беланда. Если, повторюсь, участвовали в ней. Если вся эта информация не была выдумкой французской прессы. До финишной прямой добрались трое: «Динамо» (Киев), «Астон Вилла» и «Аль-Джазира». Затем сошла с дистанции «Вилла», по слухам, дававшая за Юнеса 12 миллионов фунтов. Но сам Беланда вроде как не рвался на «Вилла Парк».
«Аль-Джазира» предлагала Беланда бОльшие деньги, тем не менее, он выбрал Киев. Это вдвойне удивительно, ведь в «Монпелье» он устроил скандал, требуя повышения зарплаты и угрожая в ином случае покинуть клуб. За эдакое своего рода бессребреничество по отношению к «Динамо» ему от болельщиков киевлян низкий поклон, при том что ни о какой Лиге чемпионов в этом сезоне мечтать Киеву не приходится. В следующем – посмотрим, а пока это трансфер с перспективой и для «Динамо», и для самого игрока. С одной стороны, французской, куда более сильный и интересный чемпионат, с другой – участие в Лиге Европы при прочих проблемах (язык, менталитет образ жизни и так далее), с третьей – бОльшие деньги. Разве неудивителен в этой ситуации выбор Юнеса и где-то «Монпелье»? Для французского клуба предложение «Динамо» тоже было не самым выгодным, ибо, опять же по слухам, киевлянам Беланда обошелся в 13 млн.евро, то есть меньше, чем давала «Астон Вилла». Если эта сумма верна (трансфермаркт пишет об 11-ти миллионах), то Юнес становится самым дорогим приобретением в истории киевского «Динамо».
ПОЧЕМУ ВСЁ-ТАКИ МАРОККО
Тем удивительнее была появившаяся во французском «Экипе» новость о том, что вдруг, с какой-то радости, Юнес передумал. Интересно, как он мог передумать после подписания контракта, презентации и вручения ему футболки с игровым номером?!
Да, в чем-то Беланда свойственно менять решения. Изначально, на молодежном уровне, он ведь играл за сборную Франции, а потом решил выступать за Марокко (родился во Франции, но в марокканской семье, где у него пять братьев и сестер, а решение играть за историческую родину назвал «выбором сердца» и желанием порадовать родителей). И утверждает, что не сожалеет о своем решении, что горд играть за сборную, несмотря на ее последние неудачи – например, вылет из группы на Кубке африканских наций 2013 года и отсутствие шансов на поездку в Бразилию. И, несмотря на слухи о конфликте в сборной, что якобы на одной из тренировок Беланда с кем-то из партнеров решил поиграть в верблюда. Сам игрок это полностью опровергает, говоря, что в сборной великолепная атмосфера, а как журналисты могут о чем-то утверждать, если не были свидетелями этого. Ну как могут? Со слов того, кто был свидетелем.
Конечно, для любого европейского клуба и в том числе «Динамо» такой выбор Беланда в пользу африканской сборной – серьезный минус. «Динамо» это чувствует на своем опыте, памятуя отлучки в сборную своих африканцев в январе для участия в КАН. Последний пример – Браун Идейе, который, согласитесь, после победы на КАН-2013 не смог выйти на прежний уровень игры во второй части сезона. А сейчас из-за участия в Кубке Конфедераций он снова остается без полноценного отпуска, хотя и пропустит большую часть подготовки к сезону-2013/14. Посмотрим, будет ли это стоить ему места в основе.
Помимо январских, тренерам «Динамо» нужно готовиться и к осенним проблемам – пост, Рамадан, мусульмане чтут, где бы они ни жили и чем бы ни занимались. Благо, у «Динамо» есть опыт многолетней работы с Бадром Эль-Каддури и другими мусульманами.
ЧЕЛОВЕК-КАРТОЧКА
Из игровых недостатков Беланда отметим физическую силу, посредственную игру головой (что, однако, не помешало ему именно головой забить в Париже в чемпионском сезоне), но Киев умеет подтягивать «физику» игроков. Лишь бы не переусердствовал в этом...
И, конечно же, его недисциплинированность. Я не о том инциденте (если он был) в сборной Марокко, а об игре. Из года в год Беланда – самый несдержанный, недисциплинированный игрок команды. В чемпионском сезоне он схлопотал две прямые красные карточки и пять желтых, в прошлом – прямая красная карточка, удаление за две желтых и шесть горчичников! Согласитесь: две в среднем красные карточки за чемпионат при таком обилии желтых превращаются в головную боль для тренеров и партнеров. Особенно болезненна была красная карточка в матче с «Эвианом», полученная за драку в самом конце чемпионского сезона. Из-за нее Беланда пропустил три последних матча и не сыграл в том поединке, в котором его клуб оформил победу в первенстве.
И ВСЁ ЖЕ ОН ХОРОШ!
Об игровых достоинствах поговорим подробнее, ибо их гораздо больше.
1. Подкупает универсализм Юнеса. Выше вы могли прочитать, что в «Авиньоне» (Из «Авиньона» он хотел уйти в «Сент-Этьен», но его мать настояла на «Монпелье», не захотев отпускать сына слишком далеко от дома) в детстве Беланда играл на позиции либеро. В детских и юношеских командах «Монпелье» из него делали опорника (то есть имеются навыки игры в обороне), а в символическую сборную «Экип» по итогам чемпионского сезона-2011/12 Юнес попал как правый полузащитник. При том что французская пресса называла одним из ключевых ходов Жирара перевод Беланда с фланга полузащиты в центр!
В центре обороны играл, хотя прекрасно понимаем, что с нынешними габаритами центральный защитник из него никакой, опорником играл, на фланге полузащиты бегал, «под нападающим» – аналогично! А ведь Юнесу только 23 года! А еще это говорит о его умении работать на команду.
2. Молодость, а значит, способность учиться и прогрессировать. Хочется верить, что в Киеве Юнес станет еще сильнее того Беланда, которого мы знаем по «Монпелье». Хотя в «Монпелье» он заявил о себе в полный голос, став лучшим молодым игроком чемпионата-2012, а игра его команды в атаке во многом зависела от успешных действий Юнеса.
3. Беланда – игрок для схемы 4-2-3-1. Именно по этой схеме играл «Монпелье» Жирара, именно так играет «Динамо» Блохина.
4. Игра ногами. Ах, какие у него ноги! Президент «Монпелье» Луи Николлен говорил про новичка «Динамо»: «У него два Бен-Арфа и три Насри в каждой ноге!» Конечно, это преувеличение, как и сравнение Беланда с Кабаем. Однако даже такое нескрываемое преувеличение говорит об умении играть ногами. И в это понятие вкладывается многое. Например, удар, особенно с правой. Удар Беланда одновременно и смачен по силе и хорош поточности.
Скорость, дриблинг и связанное с этими качествами умение проскакивать соперников. Техника, которая действительно сопоставима с техникой Бен Арфа, а уж ему в свое время авансы выдавали те еще! И если б не характер, глядишь, он вырос в великолепного мастера.
Умение забивать. А что, если в двух последних чемпионатах Юнес забивал минимум по десять мячей, а в прошлом сезоне, даром, что полузащитник, стал лучшим снайпером команды. Важно, что забивает он важные мячи. Например, в чемпионском сезоне он забил 12 мячей. Из них в семи случаях он открыл счет в матче, в двух сравнял, еще в одном – сократил отставание в счете до минимума, после чего партнеры спасли матч! И особенно часто Беланда открывает счет – семь раз в чемпионском сезоне, пять – в прошлом.
Такая любовь к первым мячам отнюдь не означает, что Беланда во втором тайме играет слабее, чем в первом. В чемпионском сезоне он из дюжины мячей до перерыва забил семь. В прошлом те же семь, но из десяти всего он провел во вторых таймах. Если в чемпионском сезоне он трижды открывал счет в дебюте матчей, то в сезоне прошлом единственный мяч в первой пятнадцатиминутке пришелся на игру Лиги чемпионов с «Арсеналом», когда он на 9-й минуте реализовал пенальти, который сам и заработал.
Умение исполнять 11-метровые удары. Именно Беланда был штатным пенальтистом «Монпелье». Правда, в прошлом сезоне пенальти он пробивал не очень часто – только три раза (забил дважды), зато в чемпионском реализовал пять из пяти. Из восьми пенальти (с учетом лигочемпионского матча с «Арсеналом») минимум четыре он реализовал ударом а-ля Панёнка или «черпачком». Не реализовал пенальти точно так же. Секрет в том, что ранее он забивал «Аяччо» «черпачком», так что голкипер корсиканцев был готов именно к такому удару и не стал падать. Пижон, судя по всему, еще тот. Зато партнерам аналогичные проколы не прощает. Когда Камара не реализовал пенальти в том самом матче с «Эвианом», в котором Беланда в концовке получил красную карточку, досталось и ему, и Оливье Жиру. Камара, мол, не имел права подходить к «точке», если не может толком по мячу попасть, а Жиру якобы струсил пробивать пеналь в ответственный момент – в концовке матча при равном счете. Умение играть в комбинационный футбол.
Пас? Присутствует, хотя в плане паса мне лично другой футболист «Монпелье» француз Кабелья кажется куда более интересным персонажем и более тонким, изящным игроком.
В общем, очень и очень интересный персонаж. И, если приходу Раффаэля прошлым летом на эту же позицию я больше недоумевал, чем радовался, то здесь, при многих недостатках, радости всё-таки больше. И, судя по реакции, которую вызвало его появление на НСК «Олимпийском» в перерыве матча с «Зенитом», у болельщиков «Динамо» тоже.
Андрей Шахов, «Футбол» (Киев) №54 (1131) 2013г. (с.14, 15)