Денис БОСЯНОК: "Такой слабой команды у "Динамо" не было со времен Сабо"
Почему так произошло? Что будет дальше? Не потеряет ли Украина ещё и второго культового комментатора? Об этом, а также о всякой-всячине, в частности, о перспективах "Металлиста" и "Динамо", Денис Босянок рассказал журналисту сайта "Футбол 24".
"Сёмин разбил сердца настоящих болельщиков"
– Денис, начнем с наиболее "горячей" темы. Сегодня "Металлисту" предстоит сыграть ответный матч против "Олимпиакоса". Чего ожидаете от этой игры? Насколько катастрофические те домашние 0:1?
– Я считаю, что команда Маркевича уже проиграла свою дуэль "Олимпиакосу". Буду искренне удивлен, если она выиграет на поле греческого суперклуба. То есть я не верю в то, что "Металлист" забьет два мяча и пропустит меньше.
– Что случилось на прошлой неделе? Возможно, после "Зальцбурга" была банальная недооценка соперника?
– Я не имею права и возможности анализировать, я не смотрел матч. Совсем. Я просто не слежу за "Металлистом" в таких деталях, чтобы потом глубоко анализировать игру команды.
– Складывается впечатление, что мы так и не научились играть против эллинов. И клубы, и сборная чаще уступают, чем побеждают...
– Вы намекаете на греческий комплекс? Он просто очень памятный из-за поражения национальной команды. Но у нас много неудобных соперников, правда? Не только Греция. К тому же, на мой взгляд, с греками на самом деле нет очень глубоких неудачных традиций. Наоборот. Это просто в последние сезоны так сложилось, что уступила национальная команда и все задумались: "Почему?" Никакого комплекса нет. Причина в конкретных проблемах того или иного украинского клуба.
– Сердце "Металлиста" – латиноамериканское. Импонирует ли вам легионерский путь развития клуба?
– Если смотреть в корень проблемы, то, конечно, нет. Я хочу, чтобы в Украине развивались детско-спортивные школы, ведь это настоящий путь в будущее. Конечно, куда легче купить готового футболиста, чем вырастить своего ребенка, и не одного. Потому что это – намного дольше. Путь через приобретение иностранцев и их продажу – малоперспективный. Этот коммерческий подход исповедуют практически все владельцы украинских клубов, выступающих в еврокубках. У них одна политика. Они развивают свои детские школы, но этих юных дарований мы практически не видим. Такая политика не имеет права на существование. Я – против такого развития любого клуба.
– Как глубоко отслеживаете события в украинском футболе? Ведь зритель ассоциирует вас, как правило, с Серией А...
– Я отслеживаю матчи любимой команды, то есть, "Динамо". Эти игры просматриваю очень тщательно. Остальное – при наличии времени и желания. Матчи "Шахтера" и "Металлиста" в еврокубках не смотрю вообще, – признаюсь честно.
– Вы упомянули о "Динамо". Заметили в этом клубе какие-то положительные сдвиги?
– Нет никаких положительных сдвигов. Страшный сезон, черный сезон... Как по мне, такой слабой команды не было со времен Сабо. Прежде всего из-за тренера. Страшно пугливый футбол от Сёмина просто разбивал сердца настоящих болельщиков. Команда играла с одной тактикой – пугливой, примитивной и просто неприемлемой. Особенно это было заметно в Европе.
– Наверное, ещё и проблемы с дисциплиной имеются, не так ли?
– "Динамо" уже давно не может похвастаться тем, что коллектив – дружная семья. Атмосфера там не самая лучшая. Многие об этом говорят – не в микрофон, конечно, а за спиной. Группировки в команде – об этом давно всем известно. Я, по крайней мере, не вижу единого коллектива, мощного коллектива. Это также идет от руководства и главного тренера.
– Могут ли как-нибудь повлиять на ситуацию ветераны – Ребров, Лужный? Да и Шовковский, непосредственно на поле дирижирующий коллективом...
– Трудно сказать... Лужный разочаровал решением, когда остался в команде после того, как его не назначили главным тренером. Очевидно, он решил пойти более легким путем. Шовковский – на своем месте. Он, несмотря на то, что играет второе десятилетие, всё равно находит для себя в игре удовольствие и какие-то ориентиры. И ниже своего среднего уровня не опускается. Ну а Ребров начинает работать тренером – чего можно от него ждать? Все они способны повлиять, но лишь тогда, когда будут развиваться и идти вперед собственным путем. Очень бы хотелось, чтобы Лужный и Ребров выросли в хороших тренеров – сильных и независимых. Для этого, возможно, нужно попробовать себя не под теплым крылом домашнего клуба, а пойти работать в другую команду.
"Дал слово, что не буду комментировать на русском"
– Вы будете работать на матчах чемпионата Европы. Уже известно, сколько игр пропустите "сквозь себя"?
– Думаю, что перепадет 16 матчей, а всего будут работать три комментатора. Кроме меня – Столярчук, а имя третьего пока неизвестно.
– Наверное, уже теперь ведете приготовления, что-нибудь подчитываете?
– Мы делаем это ежедневно, это наше ремесло. Конкретно я готовиться не могу, ведь пока не знаю, какие матчи буду комментировать.
– За кого будете держать кулаки, кроме сборной Украины?
– Кроме нашей национальной команды? Я уже давно болею за Италию. Вы сами, наверное, догадываетесь. Существует ещё одна сборная, которую поддерживаю столько времени, сколько являюсь сознательным болельщиком, - это Ирландия. Волей жребия они оказались в одной группе.
– Ожидалось, что вашим партнером станет Дмитрий Джулай, однако он отправился в Европу. Стал ли для вас неожиданностью такой шаг?
– Конечно. Очень давно друг друга знаем. Мы 15 лет работали вместе и я надеюсь, что ещё поработаем (Пауза). Обидно, досадно – не то слово. Уход Джулая вообще ставит под сомнение "Спорт-1", будущее существование этой компании, ведь очень много сделано общими усилиями. Но у него было предложение, у него семья, дети, и ему надо их кормить. Дмитрий принял это предложение и уехал работать в Ирландию.
– Что известно о телеканале "Сетанта Евразия"?
– Это ирландский спортивный спутниковый канал, штаб-квартира которого - в Дублине. Джулай поехал комментировать чемпионат и Кубок Англии в СНГ. У них ещё нет штаб-квартир. Не только в Украине, но и в Восточной Европе в целом.
– Когда Дмитрий вернется домой хоть на несколько дней?
– Это надо у него спросить. На несколько дней – вряд ли, потому что он долго ждал визу, и теперь будет работать до завершения сезона. И только тогда сможет на короткое время вернуться в Киев. Если, конечно, захочет. Скорее семья к нему туда поедет.
– Каким видите свое будущее после Евро? Возможно, также отправитесь в Ирландию?
– Трудно об этом говорить сейчас. Я не хотел бы работать за границей, если честно. Мне хочется работать и жить на своей земле. И у меня нет планов непременно уехать за границу, потому что там легче. Надо тут что-то менять. Наконец, должен кто-то и в Украине работать. Поэтому планов уехать у меня нет. Как, впрочем, нет и уверенности в светлом будущем "Поверхность ТВ" (Пауза). Ну и плюс – там (на "Сетанта Евразия" - Авт.) комментирование на русском языке, а я не хочу комментировать на русском.
– Принципиально?
– Да. Однажды я уже "согрешил". Это было в 2000 году на СТБ. После этого не хочу. Дал себе слово, что не буду комментировать на русском.
"Ушел в "бунтарскую" журналистику"
– Откуда у парня, родившегося в российской глубинке, а выроставшего на русифицированном юге Украины, появилась такая страсть к государственному языку?
– Ну, я горец по происхождению, ведь родился на Уральских горах. Но сейчас мне уже трудно представить себя где-нибудь в другом месте. Так сложилось, ветром занесло меня на юг Украины, где на украинском языке почти никто не говорил. Повезло, что судьба свела с родным факультетом журналистики в столице Украины. У меня были очень хорошие преподаватели, а также люди вокруг – друзья, однокурсники. Спасибо за них Богу. Тогда, двадцать лет назад, университет действительно был центром культуры и образования.
– Помните свой первый выход в эфир?
– Мой первый серьезный эфир – это Кубок Кубков 1997 года, матч "Ливерпуль" – "Пари Сен-Жермен" на "1+1". До этого был матч сборной мира и сборной Бразилии на канале "ТЕТ". Очень долго готовился к поединку "Ливерпуля", что там говорить! Меня трясло – это я хорошо помню.
– Есть у нас комментаторы, родившие "перлов" на несколько томов. Наверняка и вы время от времени попадаете в курьезные ситуации?
– Какие курьезы? Хм... Забываешь, как правило, кнопку выключать комментаторскую, поэтому в эфир просачивается слово горячее и ругательное. Одно такое слово у меня вырвалось во время обзора матчей Лиги чемпионов, но, вроде бы, никто не отреагировал. Просто конфуз случился поздно ночью.
– Каких качеств не хватает нашим молодым комментаторам?
– Я не буду судить никого и никогда. Это работа слушателей и зрителей. С моей же стороны – это некорректно.
– Чем интересуется Денис Босянок кроме футбола? Если музыкой, то какой? Если книгами, то каких авторов?
– Ну вот, вы практически ответили на свой вопрос – это рок-музыка, литература и рыбалка. Вот такие три моих пристрастия. В литературе у меня много любимых имен. Назву, наверное, наших... Наибольшее влияние на меня имели два человека – Василий Андреевич Симоненко и Олесь Терентьевич Гончар. А вот именно из-за рок-музыки решил уйти в "бунтарскую" журналистику. Возможно, сейчас это мало кто поймет – как комментатор может быть "бунтарским". Но в целом журналистика – это и есть бунт.
Беседовал Олег Бабий