29 квітня 2011 10:27

О "своих" стадионах и "съемных квартирах"

Идея написать о стадионах, на которых играть нельзя, и о тех, кто в трудный момент подставляет клубам-«безхатченкам» свое плечо, зрела давно - года эдак два. Может быть, еще с Добромильской эпопеи, или с тогдашними поисками пристанища киевским «Арсеналом» - безусловным рекордсменом по количеству «родных полян» в нашем чемпионате, но окончательно вызрела только в эти теплые апрельские дни, когда в минувшем туре произошел невероятный, наверное, для любой другой страны случай, когда одновременно в двух матчах хозяева («Арсенал» и «Кривбасс» «принимали» гостей на де-факто принадлежащих тем полях (экзотику вроде пномпеньского Олимпийского стадиона, являющегося домашней ареной едва ли не для всех клубов элитной лиги Камбоджи не предлагать), а в третьем «Заря» играла «дома» в Донецке с донецким же «Металлургом». Для полного счастья не хватило только встречи «Севастополя» с «Таврией», но судьбоносное крымское дерби еще впереди и, кто знает, возможно, станет изюминкой чемпионата.

А уже ближайший тур порадует нас очередным возвращением «Металлиста» на «Динамо» - стадион, где три с небольшим года в матче с таким же, как и в эту субботу, названием произошла интересная история. Но с начала хотелось бы сделать небольшой экскурс в историю, и начать его, конечно же, с «Арсенала».

АРМЕЙСКО-КАНОНИРСКИЕ СКИТАНИЯ

До 2009 года «бездомный клуб» успел освоить все более или менее пригодные для футбола столичные арены (НСК «Олимпийский», «Динамо», «Оболонь», спортивно-тренировочный комплекс им. Банникова, динамовский мини-стадион в Чапаевке, а армейский прародитель «Арсенала» еще и на ЦСКА играл). Но той весной обстоятельства сложились так, что клуб Вадима Рабиновича вынужден был начать поиски новых малоисследованных земель. Тогда изначально предполагалось, что клуб остановит выбор на Борисполе, но в начале марта 2009-го руководство «Арсенала» довольно неожиданно объявило, что матч чемпионата страны 14 марта против «Таврии» клуб проведет в Ахтырке…

Это не удивило - стадионы Сумской области пользовались популярностью. Еще не успевший кануть в Лету ФК «Харьков» к тому времени давно облюбовал красавец «Юбилейный» в областном центре, сменив, впрочем, его потом на Полтаву. Хотя лидерство все же принадлежало Донецкой области. «Шахтер» проводил игры чемпионата Украины в Комсомольском, «Металлург» - в Макеевке, Докучаевске и Харцызске. В Крыму «Таврия» радовала своими визитами болельщиков Севастополя и Армянска. Влип в историю ФК «Львов», волею небесной канцелярии искупавший футболистов «Металлиста», а заодно и себя на стадионе в Добромиле.

Но вернемся к «Арсеналу» и «Таврии». Радоваться обретению хоть какой-нибудь прописки киевлянам, как оказалось, было еще рано. Симферопольцам, впрочем, тоже. Уже по прибытии в «нефтяной» райцентр Сумской области, крымчане с удивлением узнали, что киевляне, мягко говоря, погорячились, избрав своим домом не лицензированный ФФУ стадион. Пришлось, едва заселившись в гостиницу, сниматься с места и перебираться в Сумы на «Юбилейный». А там вдруг пошел снег, и шел он целый день. В середине марта такое бывает. Выяснилось, что от капризов небесной канцелярии не спасает и лицензия. Матч отменили и перенесли.

В Борисполь «Арсенал» все же на время переехал, потом в нашей премьер-лиге тяга к перемене мест поутихла, и только в заканчивающемся уже сезоне бахчихарайский «Севастополь» стал симферопольским, а луганская «Заря» - донецкой…

КАК ЭТО ДЕЛАЛОСЬ В СССР

Не менее интересен в плане и советский период футбольной истории. Догадываетесь, какой из украинских команд чаще всего доводилось мыкаться не только по родному городу, но и по всей стране в поисках временного пристанища? Ответ будет неожиданен - как, ни парадоксально, киевскому «Динамо».

Впрочем, о парадоксальности можно говорить только лишь на первый взгляд. Одни лишь выступления в еврокубках внесли в реестр домашних арен «Динамо» четыре иногородних стадиона. Не умели у нас толком готовить поля к мартовским баталиям, да и зимы, смею заверить, были более суровыми. Вот и приходилось киевлянам (и не им одним) по весне обращать свои взоры в сторону южную.

Начало было положено поединком с «Селтиком» в 1966 году, который пришлось проводить 26 января. Естественно, ни о каком Киеве в это время года речи быть не могло, и сыграли в Тбилиси при +15. Увы, отыграть выездные 0:3 в Грузии не удалось - всего лишь ничья - 1:1. Что примечательно, и в дальнейшем, «антипогодная измена» родному стадиону итогового успеха динамовцам не приносила. Что в Симферополе (дважды), что в Одессе, что еще раз Тбилиси. Всякий раз киевляне в итоге вылетали.

Спасаясь от погоды во внутренних соревнованиях, однажды динамовцам приходилось принимать соперников («Спартак» из Орджоникидзе в 1970-м) даже в Сочи, а старт сезонов 1980-го и 1981 годов команда проводила в Закарпатье, а если конкретнее, то в Ужгороде и Мукачево. Кстати, в 1980-м групповой турнир Кубка СССР помимо этих двух городов проводился в Виноградове и Сваляве. И, наверное, там было ничуть не хуже, чем на черноморском побережье Кавказа в 1979-м, когда «Динамо» открывало официальную программу кубковыми матчами в Леселидзе, а их соперники по группе осваивали еще и Эшеру с Кудепстой.

Тут как-то сразу приходит на ум воспоминание о том, как киевляне всерьез планировали провести поединок Кубка страны с мариупольским «Металлургом» в Израиле, где готовились к старту весенней части сезона рядом с командой, тренируемой тогда нынешним наставником «Ворсклы» Николаем Павловым. Не получилось - УЕФА разрешения не дал. А вот в 2006 году уже израильский клуб избрал Киев своей домашней ареной, когда в рамках отбора к Лиге чемпионов «Маккаби» из Хайфы принимал в столице Украины английский «Ливерпуль». И ведь это было не первое киевское евросвидание на нейтральном поле. С еврокубками киевляне познакомились еще в далеком 1958-м, когда на 50-тысячнике на Черепановой горе в дополнительном матче сразились гэдээровский Висмут из Карл-Маркс-Штадта и румынский «Петролул» из Плоешти.

ПОКА РЕКОНСТРУИРОВАЛИ «ОЛИМПИЙСКИЙ»

Возвращаясь к еврокубковым выступлениям «Динамо», отмечу, что лишь однажды арендованная за городом «поляна» стала счастливой для «бело-голубых» - в 1978 году они на харьковском «Металлисте» прошли финскую «Хаку», но борьба с морозами там была совсем не при чем. 30 с лишним лет назад создалась ситуация, чем-то напоминавшая нынешнюю. Страна готовилась к 1980-му. Кое-кто знает, что на ХХII съезде КПСС Никита Сергеевич Хрущев обещал построить к тому времени материально-техническую базу коммунизма. С коммунизмом не сложилось, ограничились Олимпийскими играми.

Новых стадионов к ним никто не строил (разве что залы и гребной канал), но в серьезной реконструкции арены все же нуждались. Проблемы с деньгами появились лишь тогда, когда Олимпиада завершилась, и власти, просчитав все доходы и расходы, схватились за голову. Так что, не стоит удивляться, что в Киеве наряду с Центральным стадионом, на поле которого проходили игры одной из групп футбольного турнира, решили одновременно подлатать и «Динамо», тогда еще приписанного к улице Кирова. К слову, в наследство от тех времен нам достался недострой напротив Ипподрома. Там снимала клип, готовясь к Евровидению, Руслана.

Где приютиться единственному представителю столицы Советской Украины в высшей лиге чемпионата СССР поначалу особо не задумывались - есть же еще стадион СКА. В последний раз чемпионы СССР 1977 года сыграли на построенном в 1941-м (официальное открытие должно было состояться 22 июня) и дополненным верхним ярусом в 1967-м «Центральном» 1 июля 1978 года.

Три матча на стадионе, расположенном на Воздухофлотском проспекте, пришлось провести «Динамо», чтобы понять, что его ширина никак не соответствует размашистой фланговой игре команды Лобановского. В результате, в день знаний, 1 сентября, киевляне отправились во Львов, где приняли тбилисских одноклубников, а через две с небольшим недели и московских. Оба раза с успехом - по 1:0. Но на этом их Галицкая эпопея почему-то завершилась. О причинах история умалчивает. Кстати, интересно, что в 1972 году московское «Динамо» с Йожефом Сабо в центре полузащиты проводило во Львове домашний полуфинальный матч Кубка кубков с берлинским «Динамо». Вы можете себе представить нечто подобное сейчас?!

А у «бело-голубых» из столицы Украины за этим последовало кратковременное (на одну игру) возвращение в Киев на тот же СКА, после чего команда на месяц «переселилась» в Харьков, где провела два поединка в рамках Кубка чемпионов и две встречи первенства страны. Финишировали же динамовцы вновь на СКА. 1979 год и почти вся первая половина 1980-го (до Олимпиады) для «Динамо» практически полностью прошли на одноименном киевском стадионе, после чего она всерьез и надолго обосновалась на Центральном, впоследствии переименованном в «Республиканский» (но уже без «имени Никиты Хрущева», как в 50-е), а еще позже получившего гордое имя НСК «Олимпийский».

СЕЗОН ОТКРЫВАЛСЯ НА ПЕРВОМАЙ

Возращаясь же к советским реалиям, нельзя не вспомнить, что при составлении календаря тогда не пользовались слепым жребием. Ранней весной и поздней осенью все команды стремились загнать «на юга». Годов до 60-х этого было достаточно, чтобы официально открывать летний сезон в Москве на Первомай. Позже клубам из Белокаменной и других относительно северных городов все же приходилось искать поля в более теплых краях. Сочи, Ташкент, Фергана, Грозный, Тбилиси, даже Киев неоднократно…

Наверное, стоит вспомнить и том, что «в связи с проведением в 1952 году Олимпийских игр в Хельсинки» (хотя, если здраво рассудить, то никакой связи там и не наблюдается) почти все игры (за исключением двух) чемпионата СССР, проводившегося в один круг, состоялись в Москве.

А еще интересная история произошла в 1970-м. В советской прессе по понятным причинам об этом не писали, но то, что произошло тогда в Одессе, как говорил один из персонажей фильма «Тот самый Мюнхгаузен», «больше чем факт, это было на самом деле». Не стану говорить об эпидемии, выражусь мягче и по-научному: в августе того года в прибрежных водах Жемчужины у моря обнаружили переизбыток холерного вибриона. Был объявлен жесткий карантин, и «Черноморец» вынужден был на протяжении месяца с лишним проводить домашние матчи вдали от родных стен. Возможно, это в какой-то мере повлияло на то, что по итогам чемпионата «моряки» вынуждены были покинуть высшую лигу. С другой стороны, и когда все «это» начиналось, они уже находились в зоне вылета.

Год назад одесситы покинули премьер-лигу, играя на «Спартаке». Возвращение, надо полагать, не за горами. И опять - на «Спартак»…

Евгений БЕЛОЗЕРОВ