Cyprus Cup. "Секреты антикиллеров"
По следам очередного триумфа голкипера сборной Украины Александра Шовковского в серии послематчевых пенальти, обозреватель нашего издания попытался разобраться: что именно позволяет 36-летнему вратарю выигрывать матчи в одиночку. Помочь ему в этом попытались четыре выдающихся украинских голкипера своего времени. «Горняк» Юрий Дегтярев почти три года успешно защищал «рамку» национальной сборной СССР, а двукратный чемпион Украины Игорь Кутепов успел проявить себя в «Динамо», «Металлисте» и главной команде нашей страны. Страж ворот «Днепра» и «Черноморца» Георгий Городенко считался основным голкипером своих клубов в течение 12 сезонов. Еще один вратарь одесских «моряков», а также «Динамо», «Металлиста» и «Трабзонспора» Виктор Гришко назывался в почетном списке «33 лучших» игроков СССР.
Каждому из этих вратарей было задано по пять одинаковых вопросов.
- Чем бы вы объяснили феноменальную способность Шовковского парировать 11-метровые удары?
Георгий Городенко: Саша- настоящий счастливчик! Когда Калитвинцев выпустил его на послематчевую серию с румынами, все сразу вспомнили матч ЧМ-2006 со швейцарцами. А я там был и помню, как Шовковский потащил два важнейших мяча в футбольной лотерее. Надо же, не подвел и сейчас. Просто красавец!.. Основным козырем Александра я бы назвал интуицию. Пенальтисты ведь обычно угол не меняют. И второй румынский игрок после неудачи партнера по команде был уверен, что вратарь украинской команды в ту же сторону больше не прыгнет. А Саша с его тонкой вратарской психологией все просчитал. Включил так называемую «хитрость второго порядка» и отправил оппонента в психологический нокаут.
Что мне особо в нем импонирует, так это отношение к делу. Молодые, казалось бы, оттирают на второй план, но он не перестает тренироваться и держать себя в тонусе. И очень плодотворно работает с тренерами вратарей, а они в «Динамо» и сборной весьма квалифицированные. И, честно говоря, оценивая очередной успех Шовковского, я склоняюсь к тому, что это была вовсе не обычная «угадайка», а выверенный до мелочей анализ действий каждого бьющего игрока.
Виктор Гришко: - Прежде всего, огромным опытом, накопленным за долгие годы карьеры. Чисто психологически, будем откровенны, вратарь чувствует себя во время пенальти более комфортно: в случае неудачи камень в его огород все равно не полетит. А вот чувство долга бьющего игрока воспаляется куда острее. Шовковский это прекрасно понимает. При этом, что меня поражает больше всего, несмотря на свой ветеранский статус и звездную биографию, Александр продолжает сохранять в себе какой-то огонек, без которого выходить на поле не стоит ни одному футболисту, вне зависимости от возраста.
Игорь Кутепов: - Тем, что Шовковский - хороший вратарь. Я не шучу. В моем понимании есть два типа голкиперов - плохие и хорошие. Хотя среди последних есть те, кто не очень уверенно чувствует себя во время противостояний с пенальтистами. Так, что Александра я бы даже назвал очень хорошим голкипером с прекрасным чутьем. Обратите внимание, как он парировал два первых пенальти: не валился раньше времени, стоял до последнего, и это принесло свои плоды.
- С чисто профессиональной точки зрения, я считаю, что загадывать при отражении пенальти угол вратарю никогда не нужно. Куда эффективнее просто стоять на реакцию, не рассчитывая на возможность угадать. Кроме того, за счет приобретенного опыта, можно рассмотреть многие детали - как именно игрок подходит к мячу, с какой стороны совершает разбег, как разворачивает голеностоп... Очень важна и рабочая нога: левша чаще бьет в правый от себя угол, а правша - наоборот.
Юрий Дегтярев:
- Чем помогает голкиперу «Динамо» и сборной Украины оригинальная «раскачка» перед ударом: три коротких прыжка в разные стороны, предваряющих один большой в направлении мяча?
Городенко: - Думаю, это позволяет ему держать себя в определенном прыжковом тонусе. Когда вратарь неподвижно стоит на линии ворот перед ударом, импульс от направления полета мяча - к мозгу, а от него - к мышцам, не позволяет быстро среагировать на удар. Энергичные прыжки голкипера позволяют ему раскачать себя, чтобы лететь навстречу с мячом из динамичного стартового положения.
Гришко: - В противостоянии вратаря и пенальтиста решающим может стать любая мелочь, любое движение. Но главным фактором остается психология. Обратите внимание: зачастую подходящие к «точке» игроки стараются не смотреть в глаза голкиперу, чтобы не потерять уверенности в себе. В то же время страж ворот целыми комплексами движений пытается сбить оппонента с нужной волны. Я в свое время принимал решение в последний момент, но перед этим делал все, чтобы направить бьющего по ложному пути. Думаю, что Шовковский аналогичными профессиональными секретами владеет в совершенстве.
Кутепов: - У каждого свои методы. Шовковскому удобнее готовить себя к удару таким образом, и он выработал для себя авторский стиль. Уверен, что его обманные движения сбивают с толку многих игроков.
Дегтярев: - Думаю, Шовковский просто раскачивает игрока команды соперников, чтобы тот дрогнул перед самым ударом - то есть, в самый решающий момент.
- Вспомните самый памятный пенальти, парированный вами в бытность игроком?
Городенко: - Память возвращает меня в 1965 год. Тогда наш «Черноморец» вернулся в первую группу класса «А» и в первом же матче встретился в Тбилиси с действующими чемпионами СССР. В начале второго тайма после голов Толи Коршунова и Валеры Лобановского мы повели 2:1, но еще в конце первой половины встречи арбитр назначил «пендель» в наши ворота. Бить идет сам Слава Метревели, и со стороны это выглядит как восхождение палача на эшафот. Мне, соответственно, в этом спектакле отводится роль жертвы. И тут происходит следующее: ко мне подходит Лобан и говорит: «Я сейчас покажу большим пальцем правой руки угол, в который, якобы, будет бить Метревели, а ты уже посмотри и скумекай, заметил он этот жест или нет, а потом определись, куда будешь прыгать». Я говорю Валерию: «Хорошо!» и начинаю думать, увидел Слава спецсигнал или нет. А про себя думаю, что вообще-то обычно пенальтисты волею-неволею всегда бросают взгляд в сторону угла, в который будут бить. И, как мне показалось, Метревели посмотрел в угол, противоположный тому, что показал нам с ним Лобановский. Слава разбегается, я угадываю направление удара, мяч летит далеко не в самую «шестерку», и я ловлю его в мертвую! Что вам сказать, стадион застыл в гробовой тишине (справедливости ради заметим, что в заключительные полчаса встречи великолепные грузинские мастера успели провести в ворота Георгия Городенко два мяча, и «Динамо» выиграло 3:2. - Прим. М.С.).
Гришко: - Не привык делить матчи на основные и второстепенные. Я ценил каждую минуту, проведенную на поле - вне зависимости от статуса соревнований, в которых участвовал. Пытался полностью отдаваться игре и в чемпионате СССР, и в еврокубках, и в первенстве области, где выступая за овидиопольский «Днестр», провел 28 «сухих» матчей кряду. Памятные одиннадцатиметровые у меня, конечно, были. В Киеве парировал удар Анатолия Демьяненко, однажды в очень важный момент отразил выстрел с «точки» в Ереване, в матчах Кубка УЕФА за «Трабзонспор» против «Астон Виллы» отбил пенальти, а затем два добивания в упор. Лишь с четвертой попытки англичанам удалось затолкать мяч в сетку.
Кутепов: - Вспоминается юношеский чемпионат Европы (U-19), который проходил в Москве в 1984 году. В финале турнира сборная СССР сражалась с венграми и в послематчевой серии пенальти обе команды реализовали по одному удару из пяти! Мне удалось отразить три попытки, еще однажды футболист сборной Венгрии не попал в створ ворот. Но шестой удар оказался для нас роковым: соперники забили, а мы - нет.
- Определенное количество «сэйвов» я, конечно, сделал. Но так чтобы выделить какой-то один пенальти... Честно говоря, никогда не придавал этому особого значения. Всегда старался стоять до последнего, отражать удары на реакцию. По всем техническим параметрам, четко и точно исполненный 11-метровый отразить практически невозможно. Это доказано научно. Поэтому киперу нужно сделать все возможное, чтобы заставить соперника дрогнуть.
Дегтярев:
- Кто из ваших современников считался самым большим специалистом по отражению 11-метровых?
Городенко: - Обалденной реакцией славился Борис Разинский. В 1963 году его транзитом через киевское «Динамо» привез в Одессу Всеволод Бобров. Но затем Боря получил травму, и в ворота встал я. Вскоре Разинский отправился в Будапешт, где отыграл два сезона в коллективе физкультуры.
Гришко: - В каждой команде Советского Союза вратарская позиция была укомплектована очень прилично. Ринат Дасаев, Николай Гонтарь, Владимир Пильгуй, Виктор Юрковский, Валентин Елинскас, Юрий Роменский, Юрий Курбыко, Иван Жекю - лишь часть блестящих голкиперов, славящихся своим умением отражать пенальти. И главное - каждый из них отличался своим неповторимым стилем.
Кутепов: - Очень хороши в этом аспекте вратарской игры были москвич Сергей Овчинников, белорус Юрий Курбыко, Куралбек Ордабаев из «Кайрата». А вот знаменитый спартаковец Ринат Дасаев не очень хорошо отражал пенальти, хотя и прервал знаменитую серию одессита Владимира Плоскины.
Дегтярев: - В первую очередь, вратари сборной Лев Яшин и Владимир Маслаченко. Последний умышленно оставлял один из углов приоткрытым, провоцируя бьющего исполнить удар именно в этом направлении. Я перенял у коллеги этот приемчик, и должен заметить, что многие покупались. А Яшин парировал таким образом удар итальянца Сандро Маццолы.
- Назовите самых искусных и хладнокровных пенальтистов своей эпохи?
- В каждой команде высшей лиги были такие «железные» парни. Достаточно изучить статистику, чтобы понять: им разрешалось даже промазать. Кредит доверия оставался неизменно высоким.
Городенко:
- В этом аспекте не было равных бакинцу Игорю Пономареву и моему одноклубнику по «Черноморцу» Владимиру Плоскине. Пономарев был на редкость выдержанный игрок, направление удара выбирал в самый последний момент в зависимости от поведения вратаря: делал фирменную паузу и спокойно разводил мяч и кипера по углам. Если тот стоял до последнего, целил в самую «шестерку» - так, что уже не достать. Плоскина также отличался завидным хладнокровием. И если Игорь Беланов бил пенальти на силу, то Вадик всегда исполнял удар с «точки» на технику. После каждой тренировки мы оставались с ним на поле и раз за разом соревновались в этом элементе игры. Парировать удары нашего капитана было невероятно тяжело: обычно Плоскина попадал куда хотел - с точностью до сантиметра. И меня натренировал, за что теперь, увы, уже заочно, говорю Вадику большое спасибо. Царствие ему небесное…
Гришко:
- Отмечу динамовцев Леонида Буряка и Олега Блохина, а также его тезку - Саленко. Этот игрок исполнял 11-метровые просто замечательно. Подходил к мячу абсолютно спокойным и исполнял удар, что называется, «на тоненького».
Кутепов:
- Мне импонировала манера Буряка, который бил либо на технику, либо отправлял мяч четко в самый угол - в «треугольничек» между основной и задней стойкой. Но рано или поздно любой штатный пенальтист все равно промахивался.
Дегтярев: