29 травня 2017 12:52

Артем ФРАНКОВ: "Расследование по делу о матче "Десна" - "Арсенал-Киев" вскоре будет передано в полицию"

Член Комитета по этике и честной игре ФФУ Артем Франков — о заседании КЭЧИ, на котором был рассмотрен скандальный поединок Первой лиги между черниговской «Десной» и столичным клубом «Арсенал-Киев» (5:1).


«Больше всего времени отнял скандальный матч „Десна“ — „Арсенал-Киев“. Характер и объем ставок, сделанных на эту игру, позволяет сделать однозначный вывод: киевляне сливали. А вот кто конкретно и, главное, кто выступил организатором сего процесса — вопрос вопросов, который только предстоит выяснить.

Подвопрос: допустим, клуб полностью идет КЭЧИ навстречу — но КАК хозяева/руководители могут расследовать случившееся? Какие инструменты у них в руках, кроме дверей, в которых можно зажать яйца подозреваемым?


Простите, это была мрачная шутка... Но суть проблемы не меняется».


«Одно дело, когда игроки признаются в содеянном, совершенно другое — когда они категорически настаивают, что всего лишь неудачно сыграли и никакого злого умысла в их действиях не было. В данном случае речь идет о шести отстраненных футболистах „Арсенала“ — решение о том принял генеральный директор клуба Александр Москаленко после многократного просмотра злосчастного поединка. Представитель же этих игроков Олег Печерный заявил: все они полагают, что клуб намеренно их оклеветал, а столь неудачное выступление вызвано плохой психологической обстановкой, возникшей как следствие задержек по зарплате, и не более того. Притащить полиграф (12 тысяч гривен на выезд, есть такая услуга)? А они не хотят его проходить и в самом деле имеют право отказаться от данной процедуры, не имеющей никакой законной силы! (В данной ситуации прозвучало так: нет, мы готовы, но пусть это будет сколько-нибудь официально — в ФФУ, в МВД, но не в клубе, потому что мало ли. Не доверяем.)


И вот тут стала очевидной разница между западной и нашей реальностью. Я потихоньку спросил Альфредо Лоренсо, который возглавляет почти аналогичный комитет испанской Ла Лиги — и как вы поступаете, зайдя в такой вот тупик? Ответ — материалы передаются в полицию, дальше делом занимается она. В принципе, всё понятно — проверка телефонов, интернет-активности, банковских карт и счетов, допросы и сличение показаний, одним словом, полноценное следствие — и если что-то вытанцовывается, наступает черед наручников и сроков. Логично? А как же. Беда в том, что для нас такой расклад выглядит дико; прямо скажу, я лично и близко не рассчитываю на сколько-нибудь серьезное подключение полиции к футбольно-коррупционным делам, по крайней мере, в ближайшее время!»


«Как работали у нас — ведь решения по договорнякам все-таки принимались? Использовали собственную службу расследований, пусть ее возможности куда слабее, чем у органов, информаторов (величайший секрет любой организации, потому что информация правит миром), а также приглашенных экспертов. Собственно, гендир „Арсенала“ Москаленко в данном случае и выступил таковым, но очень хотел, чтобы ему дали авторитетное мнение со стороны — было, не было, кто и в какой мере. То есть понятно, что было (ставки!), но где конкретика:


— Я хочу, чтобы мне не просто звонили (речь о том, что присутствовавший на матче секретарь КДК Игорь Грищенко набрал Москаленко и президента клуба Кикирешко, которые в тот момент подъезжали к Харькову, торопясь на финал Кубка. — А. Ф.) — у вас там договорняк, сделайте что-нибудь! — а сами что-нибудь реальное предпринимали. Мне нужно ваше решение по матчу и виновным!


Если же процесс затянется, как, например, было с Котелюхом — год прошел, и ничего! (Речь о давешнем матче „Арсенал-Киев“ — „Верес“, где подозрения возникли еще до матча, а Котелюх в конце игры сыграл рукой и привез пенальти — вопрос насчет умышленности его действий так и завис. Дело о том матче благополучно пребывает в полиции, насколько мне известно, но без движения. — А. Ф.) — мы с президентом просто снимем наши команды со всех соревнований и прекратим финансирование клубной школы (450 детей. — А. Ф.). Потому что у нас нет ни малейшего желания этим заниматься в подобных условиях. Поймите, как быть, если всё опять закончится ничем? Я отстранил игроков, а они мне в лицо будут смеяться, как когда-то произошло с Котелюхом!


Вот и у КЭЧИ схожая история — если комитет не дает конкретных результатов, если его деятельность не приводит к реальным наказаниям, то вскоре придется распевать Высоцкого:


Мне ж рабы в лицо хихикают!
На войну бы мне, да нет войны...


Ну, не рабы и война, в общем-то, есть, но суть, полагаю, понятна».

«Расследование по делу о матче „Десна“ — „Арсенал-Киев“ продолжается и вскоре будет передано по инстанциям. То есть в полицию тоже. Лишь бы наше МВД не выступало в данном случае ватной стеной, в которой тонет всё — напор, удары кулаками и ногами, „пот намерений добрых и бунтов тщета“... А ведь это очень, очень вероятно, согласитесь.


Тем не менее, иностранные коллеги во главе с Франческо Баранкой четко придерживаются того мнения, что экспертный совет не нужен, что он по определению необъективен. Я очень опасаюсь, что пока мы протопчем и протопаем весь этот путь в Европу, в нашем футболе столько всего произойдет безнаказанного и расслабляющего! Потому что есть „как правильно“, а есть „как нужно“ — если вы хотите получить результат.


А вот что касается отказа использовать детектор лжи (true machine, бу-га-га), то я полностью разделяю скепсис иностранных коллег. Если никакой результат теста не способен ни на что повлиять, то в чем смысл процедуры? Нет, доказательства должны быть совершенно иного рода, а Полиграф Полиграфычи хороши для телешоу», — написал Артем Франков в редакционке свежего номера журнала «Футбол».