История одного пенальти
Пожалуй, самый резонансный эпизод в завершавшем первую часть сезона 17-м туре случился в Харькове, где на 33-й минуте встречи «Металлиста» с «Днепром» столичный арбитр Олег Деревинский зафиксировал фол со стороны гостей и указал на «точку» – пенальти! Сам факт назначения 11-метрового удара грандиозных споров не вызвал.
НОВЫЙ БЕСТСЕЛЛЕР КОЭЛЬО
Пусть тысячу раз неумышленно, но защитник днепропетровцев Виталий Денисов коснулся мяча рукой в своей штрафной площадке, а, значит, судейская бригада имела все формальные основания для радикальных мер. Самое интересное случилось затем, когда к мячу подошел лучший бомбардир слобожан Жажа Коэльо.
После небольшой стартовой припрыжки бразилец сделал пять быстрых шагов и вдруг… резко встал, будто вкопанный. В этот момент пытавшийся угадать направление удара Лаштувка уже летел в правый от себя угол. Форвард «Металлиста» добавил еще один маленький шажок левой ногой, снова остановился, и перенес вес на правую, чтобы отправить мяч в незащищенную часть ворот. За время этих бесконечных сюрплясов (в велоспорте «сюрпляс» – эффектный приём ведения спринтерской гонки, выражающийся в умении гонщика сохранять равновесие при полном отсутствии поступательного движения) голкипер «Днепра» успел не только упасть, но и подняться, обреченно наблюдая за радостью соперника.
В то же время партнеры чешского вратаря одной лишь только наблюдательной функцией не ограничились: к центру поля судья Олег Деревинский прибыл в сопровождении делегации послов от гостевой команды, пытавшихся доказать нелигитимность столь издевательского способа реализации 11-метровых ударов.
Прокомментировать этот фрагмент корреспондент «СЭ» попросил одного из действующих инспекторов ФФУ, который из соображений корпоративной этики предпочел сохранить статус инкогнито: «Классическая трактовка подобных эпизодов звучит следующим образом: путь к лежащему на «точке» мячу футболист может сокращать аритмично, но в завершающей фазе исполнения удара движения игрока должны быть цельными и динамичными. Коэльо, как показалось со стороны, сделал остановку непосредственно перед мячом – в самый последний момент, что не соответствует традиционной судейской методике и нарушает принцип, сформулированный в своде футбольных законов. Впрочем, при существовании свежих поправок эти положения могли быть пересмотрены…».
ЛИКБЕЗ ДЛЯ «ДНЕПРА»
Одного из лидеров «Днепра» Максима Калиниченко, занявшего в выше описанной ситуации весьма активную гражданскую позицию, звонок корреспондента «СЭ» застал в Москве, где экс-игрок «Спартака» по традиции проводит часть своего зимнего отпуска.
– Максим, что именно вызвало вашу бурную реакцию – сама манера исполнения Коэльо 11-метрового, или то обстоятельство, что сразу несколько игроков «Металлиста» вбежало в штрафную «Днепра» еще до удара?
– После того, что сделал Коэльо, на последнее мы не обратили никакого внимания. Бразилец не просто начал финтить или делать какие-то обманные движения. Перед самым мячом он просто встал на обе ноги, подождал, пока Лаштувка улетит в один угол, а сам спокойно пробил в другой. Обслуживавший матч Деревинский сказал нам, что, согласно новым правилам, такой стиль исполнения пенальти вполне имеет право на жизнь. Мы, само собой, ничего об этом не слышали. Если арбитр не ошибается, значит, вина лежит на сотрудниках нашего клуба, не посвятивших нас, футболистов, в судейские реформы.
– Вы уже когда-нибудь сталкивались с подобным способом реализации ударов с «точки»?
– Вратарь «Баварии» Ханс-Йорг Бутт сделал нечто подобное в выездном поединке Лиги чемпионов с «Ювентусом». Но таких акцентированных остановок немецкий голкипер себе не позволял и на двух ногах тоже не стоял. Это что же получается: можно просто застыть перед мячом и подождать, пока вратарь упадет, а потом пробить по пустым воротам?!
Напоследок Максим попросил проинформировать его по поводу точных изменений в правилах арбитража подобных моментов. «Не имея точной информации по этому поводу, судить судей, естественно, не берусь, – подытожил свой монолог Калиниченко и (начитан этот парень, конечно, до неприличия) вежливо извинился за тавтологию.
Для сравнения мы решили рассмотреть под микроскопом исполнение 11-метрового удара голкипером «Баварии» Хансом-Йоргом Буттом в матче с «Ювентусом». После первого рывка последовала припрыжка на двух ногах, а затем пять быстрых шагов, на последнем из которых 35-летний вратарь разорвал ритм разбега, что стало полной неожиданностью для стража ворот «старой синьоры». Пытавшийся сбить коллегу по амплуа Буффон задергался и, упав на левую руку, никак не отреагировал на удар в противоположный угол. Необходимо отметить, что таких акцентированных остановок, как Коэльо, Бутт не делал: его манера реализации ударом с «точки» выкристаллизовывалась годами, ведь Ханс-Йорг был штатным пенальтистом и в «Ольденбурге», и в «Гамбурге», и в леверкузенском «Байере». Всего же за всю свою карьеру опытнейший кипер отметился более чем тридцатью голами.
Окончательную точку в «деле Коэльо» автор этих строк попросил поставить первое лицо арбитражного корпуса Украины Вадима Шевченко, сославшегося на официальную поправку 2006-2008 гг., внесенную в кодекс действий рефери соответствующей комиссией ФИФА.
– Арбитр не должен препятствовать игроку, выполняющему 11-метровый удар, использовать обманные движения, – процитировал букву закона, руководитель судейского комитета ФФУ. – Если же при этом футболист, по мнению судьи, допустил неспортивное поведение, он должен быть наказан, а попытка реализации пенальти не засчитана.
Таким образом, «де юре» судьба каждого из подобных эпизодов должна решаться на усмотрение арбитра. Но сентенция Калиниченко о необходимости ликбеза относительно всех новшеств в кодексе судейских законов остается в силе. Иначе узнавать о реформах в правилах арбитража все наши футболисты будут именно так как «Днепр» – задним числом, обжегшись там, где можно было просто аккуратно подуть на воду.
Михаил Спиваковский, «СЭ в Украине»