Мирча ЛУЧЕСКУ: "Категорически заявляю, что никакой возможности возглавить сборную Украины я не имею"
Главный тренер "Шахтера" прокомментировал разрешение президента своего клуба Рината Ахметова начать переговоры с главой ФФУ Григорием Суркисом по поводу работы в национальной сборной Украины
— Проблема в том, что на этот вопрос я должен отвечать прессе… По большому счету, никакого официального предложения я не получал, ко мне никто не обращался. Что же касается моего присутствия в национальной сборной Украины, то слишком много предположений и инсинуаций возникло по этому поводу. Меня уже везде разбирали журналисты — и в прессе, и в Интернете — вне зависимости от того, приму я это предложение или нет. Я с интересом следил за этим. Я хотел бы четко ответить на вопрос. Самое важное — то, чего я достигал до этого во всех странах, где работал на протяжении многих лет. Очень много говорится о каком-то контракте, который мне могли бы предложить. И, наверняка, по этому поводу может появиться какая-то зависть.
За время своей карьеры я оказывался много раз в подобных ситуациях. В 36 лет я был игроком и старшим тренером Корвинула, а также главным тренером национальной сборной Румынии. Никогда я не испытывал какого-то дополнительного стимула. Я это делал только потому, что мне нравился футбол. Я чувствовал ответственность перед той командой, которую тренировал. Если бы было по-другому, то мне пришлось бы очень сложно работать с футболистами. Я получал зарплату и как игрок, и как футболист. Так было тогда, при социалистическом строе. Стал тренером национальной сборной — меня, наверное, заставили принять это при том режиме. И проиграв квалификационный турнир на Чемпионат мира в Мексику в 1986 году, потом мы со сборной попали на чемпионат Европы во Францию. Туда прошло всего восемь команд, а не столько, сколько попадает сейчас.
Будучи тренером национальной сборной, я принял и Динамо (Бухарест), за который в свое время выступал и поэтому не мог им отказать. Опять же, у меня был контракт с Федерацией футбола, поэтому я отказался от заработной платы в Динамо (Бухарест). Потом мы проиграли Австрии 4:0, после чего семья Чаушеску вынуждена была меня отправить в отставку. Я остался тренером Динамо. Естественно, Стяуа был под руководством сына Чаушеску, у нас была большая борьба с этой командой.
Что касается моего присутствия в национальной сборной Румынии и клубах этой страны, то мое мировоззрение осталось прежним. Украина меня не поменяла. Когда я понимаю, что не выполняю условия своего контакта, то жму руку и ухожу. Так было с Брешией, Галатасараем и Бешикташем. Естественно, в прошлом году у меня стали появляться мысли о том, чтобы пожать руку нашему президенту. Я никогда не ставлю во главу угла финансовую ситуацию. Если бы на первом месте в моей карьере была материальная сторона, то я бы никогда не достиг того, чего достиг на сегодняшний день. У меня контракт с Шахтером. Поэтому на сегодняшний день никаких контактов с Федерацией футбола нет. Что касается совмещения постов, о которых тоже говорили в прессе, то были в моей карьере и такие моменты, и я справлялся с этим. Хотя, конечно, сложнее работать в клубе, чем в национальной сборной. Тренеры сборной находятся со своей командой мало времени. Очень тяжело организовать сборную команду так, как можно выстроить игру клуба. На первое место выходит опыт тренера и его способность мобилизовать команду на данную игру. Нужен очень кропотливый анализ соперника плюс способность выбрать оптимальный состав на игру.
Считаю, что в национальной сборной должен быть нейтральный тренер. Не хотелось бы находиться в диспуте с болельщиками Шахтера или Динамо, не зависимо от того, кто они — журналисты-болельщики или люди, которые имеют свое мнение. Тренер национальной сборной должен быть независим, чтобы работать спокойно, с большой уверенностью. А так как еще до официального приглашения уже были всевозможные дискуссии, опросы и так далее, то я категорически заявляю, что никакой возможности принимать национальную сборную Украины я не имею. Но если нужна будет моя помощь в тех или иных вопросах, я сделаю все возможное и отдам все свои знания, чтобы помочь успешному выступлению сборной Украины на международной арене. Таков мой категорический ответ. Хотелось бы закрыть эту тему и готовиться к завтрашней очень важной игре. И просто выиграть.
Что касается моих обязательств, то у меня с «Шахтером» контракт еще на полтора года. Не хотелось бы, чтобы повторилась ситуация, когда у меня еще оставался год контракта и началось давление, как это было. Поэтому хочу после окончания этого сезона определиться, что будет дальше. Любому тренеру сложно работается в последний год. На нем лежит вся ответственность, нет спокойствия, а каждый говорит только о последующем тренере.
Немца надо брать, Фогтса или Хитцфельда. А сссеровских уже хватит, насмотрелись уже. Он казахи как нас лабали в ответке, явно не просто так, а по установке тренера! Так что дай Бог здравый смысл и мысли у суркисджана!