18 листопада 2009 18:19

Максимов: "Сомнительная история с допингом нас надломила"


Когда будут подводиться итоги футбольного года в Украине, наверняка на звание «команда-открытие» будет претендовать столичная «Оболонь». В клубе, который тренирует Юрий Максимов, нет звездочек национального масштаба, да и по бюджету «пивовары», наверное, один из самых скромных коллективов премьер-лиги. Зато в игровом плане «Оболонь» многим дает фору, являясь при этом самой бескомпромиссной командой турнира. И все было бы хорошо, если бы не нашумевший и довольно странный допинг-скандал…

Помните печальную историю с дисквалификацией нападающего сборной Украины Сергея Нагорняка? Тогда, в октябре 1997 г., после первого стыкового матча ЧМ-1998 Хорватия — Украина допинг-проба днепропетровца показала наличие в организме запрещенного препарата бромантана. Дабы избежать наказания для самой национальной команды, Сергей полностью всю вину возложил на себя и доктора «Днепра» Леонида Левченко. ФФУ среагировала моментально: врачу запретили работать в командах мастеров высшей, первой и второй лиг украинского футбола, а футболиста отлучили от мяча до 31 декабря 1999 г. Отметим, все это происходило на фоне международного турнира среди национальных команд.

А вот с «Оболонью» федерация обошлась значительно суровее. Помимо четырехмесячной дисквалификации игроков Валерия Куценко, Александра Иващенко, Ивана Леня и Евгения Лозинского, якобы пойманных на неотоне, у клуба отобрали три очка, заработанных в матче с запорожским «Металлургом», на год «изолировали» от спортивного общества врача команды и выписали «пивоварам» штраф на $150 тыс.

И это при том, что сам факт приема допинга по большому счету не доказан. Ведь неотон, стимулирующий метаболические процессы в организме, не входит в черный список запрещенных препаратов. Да, его нельзя вводить спортсменам при помощи капельницы. Но и все. А врач «оболонцев» Виктор Кедик уверяет: футболисты получили обычные инъекции при помощи шприца, а объем вещества не превышал допустимые 50 миллилитров, о чем свидетельствует запись в амбулаторном журнале.

«Оболонь» подала апелляцию на решение ФФУ. А 21 ноября ей на выезде в рамках 14-го тура премьер-лиги предстоит встретиться в Полтаве с местной «Ворсклой». За несколько дней до матча «Новая» пообщалась с главным тренером команды Юрием Максимовым.

— Сейчас мы ждем решения апелляционного комитета относительно дисквалифицированных футболистов, — рассказывает Юрий Вильевич. — Апелляцию подали давно, думаю, числу к 19-му нам все объявят. Но, откровенно говоря, я даже предположить не могу, какое решение может быть принято. Сами все узнаем из СМИ. И, честно, приятно, что журналисты в большинстве своем небезразлично к этому относятся.

— Многие считают, что «Оболонь» наказали несправедливо.

— Конечно! И, думаю, вы понимаете, что все это не просто так было затеяно… Мое мнение таково: идет борьба за голос в премьер-лиге, нужно, как говорится, либо переманить нас на какую-то другую сторону, либо что-то еще.

— Если апелляция не будет удовлетворена, имеются другие варианты изменить ситуацию в свою пользу?

— Даже не знаю. Но кроме дисквалифицированных ребят у нас сейчас еще три человека травмированы. На прошлой неделе в команде были большие нагрузки, и игроки начали выбывать из строя. Поэтому сейчас занятия несколько легче, чтобы ребята немного восстановились. У нас в строй вернулись полузащитники Сергей Сибиряков и Александр Антоненко. Возвратились, слава богу, сборники, но ждем еще нападающего Андрея Воронкова, которому предстоит еще одна игра за сборную Беларуси. В то же время получили повреждение защитники Андрей Фартушняк и Андрей Конюшенко, хавбеки Виктор Комленок (игрок сборной Молдовы) и Сергей Яворский. Поэтому до матча с «Ворсклой» важно прийти в себя и сохранить хотя бы тех, кто остался.

Если честно, ситуация с допингом нас существенно надломила — до сих пор не можем опомниться. Для нас четыре дисквалифицированных человека — это очень много. Тем более, они являются ведущими исполнителями на своих позициях — два центральных защитника, центральный полузащитник и центральный нападающий.

— «Оболонь» — самая бескомпромиссная команда текущего первенства. Вы вничью не играете — или пан, или пропал…

— Это раньше за победу давали два очка, а сейчас ведь три. Поэтому ничья — далеко не то, что нам нужно. Тут уже либо выигрываешь, либо терпишь поражение в бескомпромиссной борьбе за победу. Точно так же, например, мы и с запорожским «Металлургом» играли — пошли ва-банк.

Потом на авансцену вышел человек, который, кажется, все делает назло футболу, — Вячеслав Попов (первый зам главы спортивно-медицинского комитета ФФУ. — Авт.). Думаю, мне надолго запомнится, как он написал, что «Оболонь» выиграла на допинге, мол, после первого тайма уступала 0:1, а после перерыва вышла и забила четыре мяча. Скажите, но разве в футболе такого никогда до нас не было, что команда в первом тайме проигрывает, а потом сравнивает счет и выходит вперед?

— Допинг допингом, но после игры с «Металлургом» вас назвали лучшим тренером тура…

— Вот... В нашем футболе много всяких подводных камней, и порой приходится сложно.

— В премьер-лиге тяжелее, чем было в первой?

— Разумеется, и эмоционально в том числе. В этом году, пожалуй, мы еще не все возможное сумели сделать. В «Оболони» пять арендованных футболистов, четверо из которых — игроки основного состава.

— Юрий Вильевич, нужно ли вашей команде по итогам сезона подняться выше 12-го места, на котором сейчас находитесь?

— Скажу честно: сейчас наша цель — удержаться в премьер-лиге. А потом уже, думаю, уверенность появится и у самих футболистов. Если кто-то не тянет, то на их места должны прийти другие игроки, у которых есть желание выступать. С этого коллектив и строится, ведь за год команду не сделать. Футболисты должны год, два, три поиграть вместе, прочувствовать, понять, кто, как и чем дышит, с полуслова учиться читать друг друга. Тогда что-то начнет получаться. И еще желательно, чтобы никто никуда не уходил.

А у нас в футболе что происходит? Пришел тренер, поработал полгода-год, не дал результат, его и выгнали. Пришел другой, и через пару месяцев картина повторилась. Футболисты пытаются под них подстраиваться, но только что-то начинает получаться, как происходит новая смена на тренерском мостике. И в голове у ребят формируется полнейший сумбур и хаос. Я считаю, что как бы там ни было, надо подписать контракт на три года и дать специалисту работать. А если после этого срока результат не устроит, только тогда уже и искать другого.

— Виктор Леоненко как-то сказал, мол, у Максимова заиграет любая команда…

— Не знаю. Просто я прошел очень хорошую школу: и в Киеве, и в «Днепре», и за границей побывал. И точно определил, что самое главное — дисциплина. Если ее не будет, можно сразу уходить.

— Каким образом добиваетесь ее?

— С некоторыми ребятами нужно методом кнута и пряника, с некоторыми надо только по-доброму. У каждого свое восприятие происходящего. Кому-то скажешь — он обидится и четыре дня не будет разговаривать, а кому-то надо и палкой постучать по одному месту. Тренер, считаю, сродни психологу, к каждому игроку нужно искать индивидуальный подход.

— Можно сказать, что в какой-то мере ребята считают вас своим другом?

— Думаю, да. Просто после Киева, когда я ушел в бременский «Вердер», понял для себя, что такое тренер.

— У вас не было предложений возглавить другую команду?

— Не так давно был вариант с заграничным клубом, имелись два предложения от коллективов нашей премьер-лиги. Но давайте не будем об этом. Честно, я не хочу оставлять ребят. Они поверили в меня, и дай бог, чтоб все было хорошо, и мы продолжили сотрудничество. У меня нет желания убивать костяк, ведь там есть футболисты, которые хотят играть. Надо, чтобы в команде находилось 25 человек, чтобы конкуренция была. Тогда даже тот, кто не попадает в состав, знает, что сезон длинный, и если кто-то травмируется, то получит шанс, который надо использовать. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Как я уже говорил, когда только пришел в команду, главным для меня было наладить дисциплину. Когда кто-то из ветеранов ее не чтит и, я вижу, делает что-то во вред команде, отстаивая личные интересы, то с такими игроками сразу прощаюсь. Лучше из дубля возьму молодого спортсмена, чтобы у него глаза горели. В этом случае, думаю, у него будет больше шансов стать футболистом, чем у остальных.

— Покупать кого-то в межсезонье планируете?

— У нас и слова такого в обиходе нет. Нужно что-то предпринимать, чтобы футболисты были именно «оболонские», которые бы приходили и подписывали с нами контракт. Видишь, что игрок нормальный — договор с ним нужно подписывать не на год, а на три. Должно быть доверие.

— «Оболонь» уже называют открытием сезона. Согласны с этим?

— Некоторые соперники и те же специалисты, возможно, недооценили нашу команду. Но сейчас ситуация несколько иная по сравнению с той, когда у нас все были в строю. Выход из строя любого из наших игроков вынуждает делать перестановки. Кроме того, для побед все же нужна свежая кровь и чтобы у ребят было желание. А научить премудростям игры можно, пожалуй, любого футболиста.