1 лютого 2009 12:57

Сергей КРАВЧЕНКО: "Между "Шахтером" и "Динамо" выбирать не приходилось"

Настоящим открытием минувшего года стал полузащитник полтавской «Ворсклы» Сергей Кравченко. Футболист, которого еще пару лет назад никто толком не знал, успешно дебютировал в составе национальной сборной, став ключевым ее исполнителем в средней линии, и даже успел отметиться голом. Неудивительно, что на талантливого игрока обратили внимание представители ведущих клубов Украины. Расторопнее всех оказались скауты киевского «Динамо», и с нового года Сергей – полноправный игрок наиболее титулованного клуба страны.

На просмотр в Италию, играть – в Азербайджан

Нашу беседу мы и начали с темы переезда Кравченко в столицу.

– «Динамо» – клуб, о котором многие мечтают с детства. Можно сказать, что это относится и к вам?

– Честно говоря, не могу утвердительно ответить на ваш вопрос. Кто-то думал о «Динамо», кто-то – о «Шахтере», «Днепре», но это не совсем про меня. Время было такое, что я больше стремился уехать играть за границу. Побывал на смотринах в Италии, Испании, Германии... Сначала показался в «Наполи» и в «Овьедо». В последнюю команду меня сосватал Виктор Онопко. Вроде бы и не списывали, но вы же знаете, что там существует лимит на иностранцев не из Евросоюза. Вот и пришлось после этих смотрин паковать чемоданы.

Два дня провел в лагере «Шальке». Но и из этой затеи ничего не вышло. Спустя некоторое время снова прибыл в Германию на просмотр в «Карлсруэ». Тогда за эту команду еще выступал россиянин Иван Саенко. Но немцы сказали, что на меня рассчитывают только через полгода. Вот и вернулся в Украину поддерживать форму.

– Пришлось даже статус профессионала сменить на любительский?

– Да я профи-то еще и не был, но все равно не вижу в этом ничего зазорного. В первенстве Донецкой области выступал за команду из Славянска. Потом благодаря связям моего отца Сергея Кравченко, в прошлом игрока «Шахтера», я с позволения его бывшего одноклубника Сергея Ященко имел возможность тренироваться со второй командой донецкого «Металлурга».

– Значит, вы вернулись к родным пенатам, ведь были выпускником футбольной школы этого клуба?

– Можно сказать и так. Хотя начинал в СДЮШОР «Шахтера». Своими первыми тренерами считаю отца и Александра Пожидаева. Однако обстоятельства сложились так, что пришлось перебраться в «Металлург». После окончания школы меня вновь приглашали в «Шахтер». Правда, лишь в третью команду.

– И все же за границей вам удалось поиграть. Пусть и не в совсем чужом для родившегося еще в СССР человека государстве – Азербайджане. Каким ветром туда занесло?

– Это было довольно неплохое время. Когда в донецком «Шахтере» от моих услуг отказались, то вновь остался, можно сказать, на улице. И тут мой друг Денис Соколовский предложил попробовать силы в «Карабахе» из Агдама. Команда не хватала звезд с неба, но была крепким орешком с неплохой материальной базой. Кстати, к моменту распада Союза она играла в буферной зоне второй лиги вместе с украинскими коллективами, такими как «Карпаты», «Заря», тернопольская «Нива»...

Клуб хоть и представлял город Агдам, дислоцировался в Баку. В целом отыграл за них почти полгода. Мною были довольны. Предлагали даже сменить гражданство с прицелом на сборную, где уже выступали некоторые мои земляки. Хотели существенно улучшить условия моего пребывания в клубе. Но я уже был настроен на возвращение в Украину.

14 – счастливое число в Полтаве

– Почему именно «Ворскла»?

– За моей игрой в то время следил работавший в Полтаве еще один бывший папин одноклубник – Валерий Гошкодеря. Он и порекомендовал меня экс-тренеру «Шахтера» Виктору Носову, который тогда руководил «Ворсклой». Долго не раздумывая, я уехал в Полтаву.

– Судя по результатам, вам не приходится об этом жалеть...

– За три года, которые провел в «Ворскле», считаю, стал там своим. Никогда не забуду это чудесное время. Конец прошлого сезона мы провели на одном дыхании, выдав блестящую победную серию. А в осеннем отрезке нынешнего чемпионата еще больше прибавили. Думаю, что «Ворскла» по праву занимает высокое место в турнирной таблице. – Осенью ваша команда не дала разогнаться киевскому «Динамо» и донецкому «Шахтеру». И если киевляне довольствовались ничьей, то донецкий клуб вовсе был повержен. Чем можете объяснить феномен вчерашнего аутсайдера?

– Тут есть несколько факторов. Главный – человеческий. С приходом на тренерский мостик Николая Павлова у нас наладилась железная дисциплина. Это очень опытный специалист. Свой высокий профессионализм он уже давно доказал, тренируя «Днепр», «Динамо» и «Ильичевец». Для него нет секретов в футбольном хозяйстве.

Нашему наставнику удалось всех объединить единой целью, привить общее понимание игры. Да и трансферная политика «Ворсклы» была выстроена очень грамотно. Учитывали не только игровые качества потенциальных новичков, но и человеческие. Поэтому и боролись, как говорится, один за всех и все за одного. Прибавила команда, игроков стали замечать. Раньше в «Ворскле» были только легионеры-сборники, теперь и в нашей национальной команде, помимо меня, дебютировали Григорий Ярмаш и Олег Красноперов.

– Последний матч за «Ворсклу» наверняка будете помнить очень долго...

– После игры с луганской «Зарей» эмоции были положительными, ведь удалось забить один из победных мячей. Есть и еще один любопытный факт. В Полтаве играл под четырнадцатым номером и за три года в этом клубе забил четырнадцать мячей.

– Ностальгии по этому славному городу не будет?

– Конечно же, всегда буду его вспоминать. Мне очень понравились и сам город, и люди, которые в нем живут. Мы с женой в свободное от футбола время частенько бродили по полтавским улицам и любовались окружающей красотой.

– Прощание получилось незабываемым?

– После заключительной игры с «Зарей» заехали в загородный ресторан и отметили окончание осеннего отрезка чемпионата. Было сказано много теплых слов как руководителями города и клуба, так и болельщиками.

– Как говорится, обмыли успех?

– Нет, что вы. Спиртного я не употребляю. Очень редко могу пригубить шампанского. Больше налегаю на соки.

Ждал, что скажет Семин

– Когда узнали об интересе к вам киевского «Динамо»?

– Сначала был звонок от президента киевского клуба Игоря Суркиса. Но, честно говоря, больше волновало мнение главного тренера команды Юрия Семина. Когда же и из его уст услышал, что он серьезно рассчитывает на меня, колебаний больше не было. Отец, который также является и моим агентом, одобрил выбор. Правда, из Полтавы в Киев сразу меня не отпустили, попросив доработать до окончания срока действия контракта. Жаль, в Лиге чемпионов сыграть не удалось. Но, думаю, в Полтаве меня некому упрекнуть, что я остался в «Ворскле» только доигрывать. Бился до конца.

– Не окажется ли воспитанник донецкого футбола не в своей тарелке в лагере принципиального противника?

– Не думаю, что в связи с этим у меня могут быть какие-то проблемы. Ведь между «Шахтером» и «Динамо» не приходилось выбирать. Повторюсь – предложение поступило только от киевлян. Конечно, существовали и другие варианты продолжения карьеры, но киевский был на порядок лучше.

– А полтавчане не пытались удержать?

– Только тогда, когда уже проявился интерес со стороны киевского «Динамо». Произошла встреча с руководителями «Ворсклы». Они предложили улучшенные условия. Но для себя я уже все решил.

– Снова переезд, новые партнеры...

– Есть и старые. Вместе с Романчуком и Богушем выступал за молодежную сборную. В главной национальной команде страны познакомился еще со многими динамовцами. Да и на базе в Конче-Заспе удалось побывать. Что и говорить, условия там сказочные. Остается только усердно работать на тренировках.

– О суматошной жизни в Киеве в стране ходят легенды. Чего только стоят огромные пробки на дорогах, да и бытовая суета будет, наверное, значительно отличаться от размеренной жизни в Полтаве.

– Не думаю, что на этом нужно заострять внимание. Да, о киевских пробках слышал. Но это не главное. В Киев приезжаю играть в футбол. Так что эти неудобства можно стерпеть, тем более что их терпят и другие.

– Переход в «Динамо» примечателен еще и в том плане, что теперь к вам как игроку сборной будет приковано более пристальное внимание. Готовы ли к этому?

– С приходом в национальную сборную Алексея Михайличенко многое там поменялось. Теперь немало футболистов приезжают в главную команду не только из двух-трех отечественных суперклубов. Раньше такого не было. Так что и до «Динамо» вниманием ни я, ни другие сборники обделены не были.

– Дебют получился – как в кошмарном сне. Долго снилось поражение от Голландии?

– В том матче, откровенно говоря, не мог особо помочь. На замену вышел минут за пятнадцать до конца, когда команда уже проигрывала – 0:3. Единственный плюс состоит в том, что вообще появился на поле, почувствовал, как говорят, разницу. Уже во второй игре со шведами был в «основе». Играл намного увереннее. А в следующем поединке со сборной Польши, проходившем во Львове, смог наконец и забить.

Сбросил костюм... и под венец

– В прошлом году вы покончили с холостяцкой жизнью. Каковы ощущения в новой роли?

– Не сказал бы, что многое изменилось. Ну разве что кольцо на пальце появилось.

– Даже свадьбу сыграли в экстремальном режиме...

– Вы правы. Она состоялась сразу после игры со сборной Швеции. Едва приехав, сбросил спортивный костюм и пошел под венец. Но праздник удался. Было весело. Позволил себе немного шампанского. А вот друзья даже чуть-чуть режим нарушили. Но в этом ничего страшного нет.

– О пополнении в семье еще не задумывались?

– Опять не хотелось бы загадывать.

– В свободное время к чему душа лежит?

– Обожаю большой теннис. Не обхожу вниманием кинотеатры, кафе... Посещаю и боулинг-клубы. За время пребывания в Полтаве пристрастился к бильярду. На базе стоял стол, вот мы и оттачивали это ремесло. Нравятся хорошие машины. А рыбалку не люблю. В целом жизнью доволен. До этого постоянно двигался вперед. Хочу, чтобы было так и дальше.

Евгений БЕЛОЗЕРОВ