21 січня 2009 18:15
4

Юрий СЕМИН: "Больше всего удивился количеству пустых мест на трибунах "Динамо"

Олег Востряков, газета «Новая»

Назначение Юрия Семина на пост наставника киевского «Динамо», помнится, вызвало неоднозначную реакцию. Одни твердили, что лучшие годы этого тренера позади, надо бы специалиста помоложе, с более современными взглядами. Другие кинулись обсуждать его неудачный опыт со сборной России и другим «Динамо» — московским, утверждая, что Семин — это тренер одной команды. То бишь московского «Локомотива», с которым Юрий Павлович дважды выиграл российское «золото» и столько же раз добрался до полуфинала Кубка кубков. Были и такие, кто считал, что «Динамо» и вовсе безнадежно — дескать, команду из кризиса может вывести только чудо.

Никаких чудес! Сегодня, спустя год после появления Юрия Павловича в Украине, можно со стопроцентной уверенностью говорить: руководство клуба угадало с тренером на все сто процентов. Как опытный хирург, удаляющий опухоль, Семин легко избавился от явного балласта в лице ряда игроков, остальным малость вправил мозги плюс влил в организм команды порцию свежей крови в виде новых и пришедшихся ко двору исполнителей — и мы вновь получили «Динамо», игра которого радует глаз. А что радует самого Юрпалыча в Киеве? Что он любит и не любит в футболе? Что думает по поводу своего украинского периода карьеры? Ответы на эти и некоторые другие вопросы мы попытались получить, пообщавшись с тренером накануне испанского выездного сбора.

«Стараемся разнообразить процесс»

— Юрий Павлович, довольны ли вы состоянием игроков после отпуска?

— В целом — да. Каждому футболисту было дано задание на время каникул. Конечно, не все сработали, как хотелось бы в идеале. Но в среднем процентов на 80 задания выполнены и, можно сказать, большинство игроков прибыли в Конча-Заспу в хорошем тонусе. Ну а дальше уже все зависит от самих исполнителей — кто лучше себя зарекомендует во время сборов, тот и будет играть.

— А вы сами свои планы на отпуск все осуществили?

— Да. Решал всякие бытовые вопросы, немного отдохнул. Еще в декабре побывал на испанском супердерби «Барселона» — «Реал», получил истинное наслаждение от футбола и царящей на стадионе атмосферы. Потом съездил в родной Орел, где навестил могилу мамы (Новый год тренер провел с семьей в Австрии, где успел покататься на лыжах и коньках. — Авт.).

— Вам пришлось резко менять планы на межсезонье из-за отмены Кубка Первого канала и военных действий в секторе Газа. В итоге вместо крепких российских команд и «Металлиста» вашими спарринг-партнерами на первом сборе стали третьелиговский немецкий «Унтерхахинг», норвежский «Викинг» да польская «Легия». Неравноценная замена…

— Дело даже не в смене спарринг-партнеров. Проблема в другом. Теперь мы играем обычные контрольные поединки, а Кубок Первого канала — это был, можно сказать, официальный турнир. По крайней мере, его матчи, как показал опыт, не уступали официальным по накалу и самоотдаче… А нам перед февральскими поединками Кубка УЕФА с «Валенсией» очень нужна хорошая игровая практика. Соперник-то нынче на ходу, у них в Примере чемпионат в самом разгаре. Но я ни в коем случае не жалуюсь. Да, «Валенсия» сильна. Но мы никого не боимся. Прошлой осенью «Динамо» продемонстрировало, что в состоянии противостоять любой команде.

— Нельзя не согласиться: «Динамо» выглядело в Лиге чемпионов очень достойно. Если бы еще не пропускать голы на последних минутах… Кстати, уже придумали, как отучить футболистов от этой дурной привычки?

— Тут очень многое зависит от психологии. Футболист обязан сохранять максимальную концентрацию вплоть до финального свистка. У нас, к сожалению, это получалось не всегда. Да и не повезло в какой-то степени. Ведь игроки соперников, поражавшие наши ворота, тоже могли ошибиться, не попасть в цель. Впрочем, футбол, как и история, не терпит сослагательного наклонения. А над недостатками будем работать.

— На первом зимнем сборе, как известно, в основном ведется работа функциональной направленности. Интересно, а чего больше всего не любил делать во время предсезонных сборов футболист Юрий Семин?

— Я недолюбливал кроссы.

— Странно. Ведь со скоростью и выносливостью у вас, кажется, проблем не было.

— Да вроде бы не было. Но кроссы бегать не любил. Слишком это монотонное занятие.

— И что же вы сейчас говорите подопечным, которые, как и вы в свое время, не любят наматывать круги по стадиону?

— А мы просто стараемся разнообразить процесс. К примеру, рваный ритм — одни отрезки нужно бежать в легком темпе, другие — с ускорением.

— С этого года к работе в тренерском штабе «Динамо» подключился Борис Игнатьев. Что входит в его обязанности?

— Руководство определенной группой игроков во время тренировочных упражнений. А кроме этого, он возьмет под личный контроль молодых футболистов — Допилку, Морозюка, Кравца, Ярмоленко… Игнатьеву есть что им рассказать.

«Сейчас играют лучше»

— Считается, что одно из самых удачных ваших решений в «Динамо» — перевод Михалика из середины поля в центр обороны. Когда родилась мысль, что Тарас мог бы сыграть сзади? Ведь вы, наверняка, прежде чем принять «Динамо», просмотрели не один матч с участием команды…

— Мысль о возможной переквалификации Михалика появилась в процессе работы, уже после того, как я хорошо узнал этого футболиста.

— Чем же вы руководствовались?

— Надежностью Тараса. На него можно положиться. Причем это касается не только футбола. Кстати, сам Михалик на предложение сменить амплуа согласился без каких-либо возражений. Дескать, надо — значит надо. Словом, повел себя как профессионал.

— Он и в дальнейшем будет играть в обороне?

— Посмотрим. Будем принимать решения по ситуации.

— Еще вопрос по персоналиям. Есть ли шансы вновь играть за «Динамо» у бразильцев Клебера, Ринкона и Родриго?

— Шансы есть у всех игроков команды…

— Я вот к чему. Когда-то спортивный директор французского «Лиона» в беседе с Игорем Суркисом сказал, что два бразильца в команде — это хорошо, три — катастрофа, четыре и больше — трагедия. То есть вы допускаете, что бразильская диаспора в «Динамо» может быть многочисленной?

— Для меня главный критерий при выборе футболистов — их уровень мастерства и отношение к делу. А на национальности подопечных я никогда не разделяю. Для меня все они — динамовцы.

Особый счет к «Арсеналу»

— Теперь вспомню ваше изречение: «Футбол — это игра, в которую я не люблю проигрывать». А что вам еще не нравится в футболе?

— Все остальное люблю.

— И что, вас, к примеру, не раздражает, когда футболисты повально корчатся якобы от боли после небольшого столкновения, пытаясь симулировать травму? В ваше время, помнится, подобного не наблюдалось. По крайней мере массового характера это явление не носило.

— Ну мы же не можем знать, какую на самом деле боль испытывает упавший игрок. Футбол стал более скоростным, нежели раньше, более контактным, жестким. И играют сейчас, кстати, лучше, чем раньше.

— Так уж и лучше?

— Ну да. Сейчас вообще все делают лучше — и бегают быстрее, и прыгают выше.

— Рискну поспорить. К примеру, с полдесятка легкоатлетических мировых рекордов были установлены еще в 1980-е.

— А как же спринтер Усейн Болт? А Лена Исинбаева? Нет, что ни говорите, жизнь, а с нею и спорт, не стоят на месте.

— Хорошо. Вернемся к футболу. Если бы можно было повернуть время вспять, какой бы матч вы пожелали сыграть заново: ничейный против донецкого «Металлурга» в прошлом чемпионате Украины, когда потеряли ключевые очки в гонке за «золотом», или же проигранный на выезде против лондонского «Арсенала», когда были утрачены шансы на выход в плей-офф Лиги чемпионов-2008/2009?

— Конечно же с «Арсеналом». Уж больно обидными получились для нас оба поединка с англичанами. Дома вели 1:0, а на последних минутах, вместо того чтобы забить второй мяч, обрезались и пропустили контратаку. Кстати, тогда нам «канониры» забили из положения вне игры. Да и на «Эмирэйтс» они тоже были не правы: мало того, что проигнорировали негласные законы фейр-плей, так еще дважды нарушили правила — Фабрегас фактически разыграл мяч сам с собой, а Бендтнер, уже в нашей штрафной, подыграл себе рукой. Ни в коем случае не пытаюсь найти виноватых. Но если бы была возможность еще раз встретиться с «Арсеналом» — был бы рад.

— Что вызвало у вас наибольшее удивление за год работы в Украине?

— Пожалуй, больше всего удивился количеству пустых мест на трибунах «Динамо». Честно говоря, был уверен, что матчи самой титулованной команды страны собирают больше зрителей. Тем более что и команда-то, по играм минувшего сезона, заслуживала внимания. Видимо нам надо более тесно работать с болельщиками. Они — наш резерв.

— И в заключение продолжите, пожалуйста, фразу «год работы в «Динамо» — это…»

— … Очень интересно! Новый опыт, новые эмоции, новое окружение. Плюс — я вновь начал ощущать постоянное напряжение, по которому за последнее время, не работая тренером, соскучился. А главное —ребята впитывали все то, что требовал и предлагал тренерский штаб. Когда на тренировках царит взаимопонимание, то и дело спорится лучше. Очень рассчитываю, что мы продолжим в том же духе.

Штрихи к портрету

- Будучи футболистом, Семин сменил семь команд (280 матчей, 39 голов в чемпионатах СССР). Свои главные награды завоевал в 1970-м — национальное «серебро» и Кубок СССР — в составе московского «Динамо», где выступал вместе со Львом Яшиным. Тренерская карьера получилась более плодовитой: 8 медалей (2 из них — золотые) и четыре Кубка России (все — с «Локомотивом»).

- Когда Семин в 1965—1967 гг. играл за московский «Спартак», к нему приклеилось прозвище «Шило». «Семин был худющий, бесстрашный и какой-то... острый, — вспоминал как-то Геннадий Логофет. — Вот мы и говорили: «Давай, коли». Позже, когда Семин тренировал «Локомотив», болельщики окрестили его Йоханом Палычем — за некоторое внешнее сходство с легендарным голландцем Йоханом Кройффом. Ну а в Украине к нему часто обращаются «Юрпалыч».

- Семин имел репутацию конфликтного футболиста, так как на все имел свое мнение. К примеру, московское «Динамо» он покинул в эмоциональном запале: не увидев своей фамилии в заявке на еврокубковый поединок, взял да и написал заявление об уходе. Семин не отрицает: характер у него был непростой. Может именно поэтому он с пониманием относится к некоторым поступкам того же Алиева?..

- Внешне Юрий Павлович производит впечатление очень мягкого человека. Но если надо, может быть очень жестким. И не только по отношению к игрокам. Рассказывают, будучи тренером «Локомотива», он как-то не побоялся выставить из раздевалки команды руководителя Московской железной дороги Ивана Паристого, который обратился было к футболистам со своими советами и требованиями. В беседе с корреспондентом «Новой» Юрий Павлович, правда, сего факта не подтвердил. А на вопрос, заходит ли в перерывах матчей в раздевалку «Динамо» президент клуба Игорь Суркис, наставник ответил так: «В перерыве и перед матчем это территория исключительно тренеров и футболистов».

- Считается, что Семин — великолепный психолог. Каких-то подробностей общения Юрия Павловича с игроками «Динамо» выяснить не удалось. Поэтому вспомним один из случаев, произошедший в «Локо». Перед важным матчем с «Аланией» из Владикавказа Семин с полчаса «заводил» не очень-то стабильного Джанашию: «Нет, Заза, ты слышал, Церетели сказал, чтобы ты во Владик лучше не приезжал, а то он тебя за стадион загонит...» На следующий день Джанашия сражался с защитником хозяев так, словно от этого зависела его жизнь. И в конце концов выцарапал у оппонента мяч и отдал голевую передачу...

И Валенсию разорвем как Барсу 4:0, 3:0!!!!!!!
Откровенно говоря, когда он пришел в Динамо, сомневался в том что, что-то измениться в Динамо. А сейчас очень рад что он у нас тренер. Надеюсь, в ближащем будущем мы будем обладателями кубка Лиги чемпионов и Лиги Европы и Супер кубка!!!!!
Палыч мы с Вами!!!!
Я очень сильно верю в нашего коуча!!!!!!!