31 травня 2008 14:14

Андерс ЛИМПАР: "Сборная Швеции переживает тяжелые времена"


Корреспондент "СЭ" встретился в Стокгольме с полуфиналистом Euro-92, бронзовым призером ЧМ-94 и чемпионом Англии в составе "Арсенала"

Когда возникла идея побеседовать во время командировки в Швецию с кем-нибудь из "золотого" поколения начала 90-х, я обратился за помощью к знакомому журналисту из крупнейшего скандинавского спортивного журнала Offside. Тот начал размышлять вслух: "Далин уехал в Монако, Брулин постоянно в разъездах, да и собеседник не самый красноречивый, Равелли - в Гетеборге, это от столицы 5 - 6 часов в одну сторону… Вот! Андерс Лимпар! Он вам подходит идеально: под 60 матчей за сборную, лидер команды, добивался больших успехов на клубном уровне. Да и собеседник приятный".

Что ж, все оказалось верно: говорить с экс-полузащитником сборной Швеции - одно удовольствие.

Встретились мы с Лимпаром в центре Стокгольма в его магазинчике, где можно приобрести всякую мелочь, вроде сигарет или мороженого, а также сделать ставку на какое-нибудь спортивное событие. В помещении установлены несколько экранов, так что посетители постоянно наблюдают за скачками. Ставки на лошадей, как я успел заметить, особенно распространены в заведении Лимпара.

Во время беседы Андерсу приходилось иногда отлучаться к клиентам, а я коротал время за разговором с общительным ставочником-греком. "Ну что, выиграла ваша лошадка?" - "Да куда там, - тряс он головой. - Сколько ни играю, всегда проигрываю".

Лимпар же тонко подметил: "Грек, швед и русский - почти вся группа Euro-2008 в сборе. Испанца только не хватает".

"ТЫ - ДЕРЬМО, А ТЫ - ПОЛНОЕ ДЕРЬМО"

- Андерс, довольны карьерой?

- Абсолютно! Я выступал на высшем уровне около двадцати лет - серьезный показатель. Выиграл медаль на чемпионате мира, семь лет провел в Англии, год - в Италии, два - в Швейцарии. Нет, мне жаловаться на что-то - гневить Бога. Ну а вершиной, конечно, стал ЧМ-94, когда мы в группе обошли Россию и потом едва не пробились в финал: еще за десять минут до конца полуфинала с бразильцами была ничья!

- "Арсенал" вас в 90-м году приобрел за миллион фунтов. Это тогда были для футбола большие деньги?

- Громадные! В истории лондонского клуба мой трансфер стал на тот момент рекордным. Тогдашний миллион - примерно 12 нынешних. Сколько сейчас заплатил "Ливерпуль" за вашего Воронина?

- Во-первых, он - украинец, во-вторых, перебрался в Англию на правах свободного агента.

- Понятно. Но имей Воронин действующий контракт с "Байером", "Ливерпуль" за миллион сегодня бы смог купить разве что один палец на ноге форварда. Вот так изменились времена. Я же гордился тем, что "Арсенал" оценил меня столь высоко. И, полагаю, окупил англичанам затраты. За четыре года мы завоевали четыре титула - чемпионство и три различных Кубка, а потом меня продали за 1,6 миллиона фунтов в "Эвертон".

- Кто из ваших тренеров был наиболее экстравагантным?

- Не знаю, можно ли его назвать экстравагантным, но на меня самое большое впечатление произвел Джордж Грэм в "Арсенале". Один из лучших британских специалистов за столетнюю историю футбола, но, боже, какой же жесткий! Юмор и Грэм - вещи несовместимые. Джорджа все боялись, настолько он был требовательный и строгий. Настоящий диктатор. Но добивался серьезных успехов. Думаю, это логично - только к дисциплинированным командам приходят победы. Если вы, конечно, не бразильцы.

- Установки Грэма запоминались?

- Установки - нет, а вот в перерывах бывало жарко. Страшно подумать, что начиналось, если после первого тайма уступали в счете. "Ты - дерьмо, а ты - полное дерьмо", - кричал Грэм. По раздевалке летали бутсы, стаканчики с чаем, все, что попадалось под руку. Насколько я слышал, Лобановский тоже был очень строгим наставником. И Фергюсон - не подарок. А сколько у них титулов?! При этом в лондонской команде у игроков сложились замечательные отношения, мы жили, как одна семья. Возможно, столь жесткой руки не хватало "Эвертону". Хотя и с ним мы выиграли Кубок Англии.

ЯКОВЕНКО БЫЛ ИГРОЧИЩЕ ДАЖЕ НА ФОНЕ МАРАДОНЫ И МАТТЕУСА

- В "Эвертоне" вы выступали вместе с Канчельскисом. Что скажете о нашем полузащитнике?

- Только хорошие слова. И как о футболисте, и как о человеке. Андрей был быстр, как молния, летал по флангу, а в первый год забил 16 голов. Мы быстро стали друзьями, всегда делили номер на выездных матчах. Я получал наслаждение от бесед с Канчельскисом.

- Давненько не виделись?

- Последний раз - 2 декабря прошлого года. Нас пригласили в Манчестер на празднование столетия Английской ассоциации футбола. Тогда и узнал, что Андрей сейчас занимает должность генерального директора в одном из российских клубов. Хорошая работа. Уверен, у него все получится.

- Какие матчи с нашими командами вам особенно врезались в память?

- Я дебютировал в составе сборной 18 апреля 1987 года и сразу забил гол. Сборной СССР. В Москве…

- Ошибочка вышла. В Тбилиси.

- Ох да, точно, уже запамятовал. Зато отлично помню, что мы выиграли - 3:1, а меня опекал Павел Яковенко. Вот это был игрочище! Уж поверьте, мне есть с кем сравнивать, я играл и против Марадоны, и против Маттеуса, но Яковенко - это что-то невероятное и с физической, и с технической точки зрения. Удивительно, что мне удалось забить. На какое-то мгновение остался в одиночестве, получил передачу с фланга и пробил с лета в угол.

- Яковенко стал тренером. А вы никогда не мечтали об этой профессии?

- Нет.

- Часто бывали в нашей стране?

- Четыре раза. Помимо той поездки в Тбилиси, еще трижды был в Москве. Один раз с молодежкой, еще два - с первой сборной. Мы всегда останавливались в районе Красной площади, мне нравились приветливые открытые люди. А на поле я постоянно с кем-нибудь менялся футболками. Вот только фамилии этих ребят стерлись из памяти. К сожалению, в те времена на форме были только номера - "шестой", "десятый". Думаю, когда-нибудь снова приеду в Россию. Посмотрю, как трудится Канчельскис.

БЫЛ ТАК ЗОЛ НА ТРЕНЕРА СБОРНОЙ, ЧТО ДЕРЖАЛСЯ ОТ НЕГО ПОДАЛЬШЕ

- Что было лучше - играть, но проигрывать, как на ЧМ-90, или сидеть на скамейке, но получить бронзу, как на ЧМ-94?

- Конечно, всегда лучше играть. Однако в 90-м у нас не было такой сплоченной команды, как спустя четыре года. Я, правда, сыграл в Штатах всего один матч, и никто не знает почему. Только тренер. Чувствовал, что нахожусь в прекрасной форме, провел классный сезон в "Арсенале" и все матчи в отборочном турнире. Даже во время подготовки к чемпионату мира постоянно был в составе сборной. Подавал все угловые, что тоже говорит о значимости футболиста. И вдруг в день первого тура все изменилось.

- У тренера не пытались выяснить причину опалы?

- Нет. Я был страшно зол, боялся в сердцах наговорить лишнего, поэтому просто держался от него подальше.

- У нашей сборной против шведов не было шансов?

- Были. Россия тогда была грозной силой. Классный футбол показывал Онопко. Да, кстати, вспомнил: именно его майка с десятым номером есть у меня в коллекции. Кроме того, помню Саленко, забившего Камеруну пять мячей. Полагаю, сборная России-94 посильнее нынешней.

- Вы заканчивали международную карьеру в США, выступая на стыке веков за "Колорадо Рэпидс". Попали в страну вашей мечты?

- Точно. Будь моя воля, все чемпионаты мира проводил бы в Штатах. Прекрасная погода, организация, поля - что еще желать. В Америке классно. Мне там предоставили помощника, который решал все проблемы.

В США ПАРА РЕБЯТ ЗАХОТЕЛИ ЗАВЛАДЕТЬ МОИМИ ДЕНЬГАМИ

- Но в США вы пережили и сложные времена, не так ли?

- Намекаете на обвинения в изнасиловании? Вы и об этом слышали? Не очень хочется ворошить ту историю, но расскажу вам, как все было. Пара ребят захотели завладеть моими деньгами, придумав эту нелепицу. Пришлось приложить много усилий, чтобы доказать свою невиновность. К счастью, удалось. Это была одна из самых больших побед в моей жизни.

- Такое, наверное, могло произойти только в Штатах?

- Естественно! В Швеции или России на тех заявителей даже не взглянули бы. В США же любят судиться. Невероятная история.

- Приключения вас подстерегали и на родине, так?

- Да, вернулся из-за океана в родной АИК, но контракт со мной продлевать не захотели. Обычная история. Отправился в другую команду - "Юргорден", которая считается принципиальным соперником АИК. Что тут началось! В моем ресторане фанаты бывшего клуба четыре раза разбивали стекла. Угрожали мне, родителям, брату. Пришлось даже нанять охрану.

- Сколько это продолжалось?

- Четыре месяца, пока я не перешел в другой клуб - дивизионом ниже. Тут же угрозы прекратились.

- Кто в Австрии возьмет верх в противостоянии команд Ларса Лагербека и Гуса Хиддинка?

- Полагаю, силы абсолютно равны, поэтому прогноз сделать невозможно.

- В Швеции высокого мнения о российской сборной?

- У вас мощные клубы, они все лучше выступают в еврокубках, значит, и футболисты становятся сильнее. Но имен, простите, не назову. Знаю только Смертина, который в сборную уже не привлекается.

- Яшин!" - вдруг подал голос наш знакомый грек. - Я видел матч с участием Яшина против Бразилии, ваш вратарь творил невероятные вещи.

КАК У МЕНЯ ВЫИГРАЛИ 1,2 МИЛЛИОНА ЕВРО

- Андерс, нынешние шведы могут повторить успех сборной на Euro-92, когда вы дошли до полуфинала?

- Это будет очень сложно. Эдман пропускает чемпионат, Линдерут травмирован, Ибрагимович тоже. Команде придется выложиться на сто процентов, чтобы выйти из группы.

- Кто лидер сборной?

- Юнгберг. У него крепкий характер, его все слушают, не случайно Фредрик выбран капитаном.

- Что скажете об Ибрагимовиче?

- Златану требуются хорошие помощники, которые снабжали бы его передачами. Он - зависимый нападающий.

- В Швеции есть такие помощники?

- Нет. Центральные полузащитники Чельстрем и Свенссон - неплохие ребята, однако не входят в число сильнейших ассистентов в Европе. Полагаю, наша сборная переживает тяжелые времена.

- Много говорят о непростом характере Ибрагимовича…

- У него сильный характер. Златана нельзя спокойно поменять по ходу встречи - получишь порцию недовольства. Ему нельзя говорить: не делай этого, делай то. Нападающему "Интера" надо просто позволить играть в футбол, как хочет. Тогда он будет хорош.

- Вы продолжаете гонять мяч?

- Уже нет. Учу других - возглавляю любительскую команду третьего дивизиона.

- Какой был самый большой выигрыш в вашей букмекерской конторе?

- Как-то один счастливчик выиграл на скачках 11 миллионов крон (около 1,2 миллиона евро. - Прим. К. А.). Слава богу, мне не пришлось расплачиваться из своего кармана - расходы взяла на себя компания, в которой наша контора - лишь посредник.

Я попрощался с Лимпаром, сделав на прощание пару его фотографий. А грек мне подмигнул перед уходом, показав на цифру "7" в своем купоне и кивнув.

- Выиграли? Вот видите, а говорили - одни поражения.

- Тихо-тихо, молодой человек. Ставки не терпят восторгов…

Лишь блаженная улыбка выдала счастье этого доброжелательного старика.

Константин АЛЕКСЕЕВ

Стокгольм - Москва