5 березня 2008 15:41
Владислав ВАЩУК: "Не надо превращать героя в Иуду!"
«Он вернулся навсегда, наша главная звезда. Чтоб помочь нам побеждать, нашу славу возрождать. Он играет лучше всех, он настроен на успех! Он любимец секторов, наш герой – Сергей Ребров». Эту «кричалку» динамовские болельщики в последние годы скандировали на каждом матче с участием своего капитана.
Будут ли они делать это весной-2008 после того, как достигший возраста Христа безусловный лидер чемпионов Украины подписал двухлетний контракт с казанским «Рубином»?
Самый резонансный переход украинского межсезонья корреспондент «СЭ» попросил прокомментировать друзей и партнеров Сергея Реброва, имеющих опыт нашумевших переездов по направлению Украина – Россия.
Владислав ВАЩУК: «НЕ НУЖНО ПРЕВРАЩАТЬ ГЕРОЯ В ИУДУ»
Ему тоже 33, а перспективы в «Динамо» все еще окутаны легким туманом. Пять с лишним лет назад бессменный некогда либеро киевского клуба и сборной Украины решился на скандальный переход в «Спартак», но в сентябре 2005-го вернулся в родную команду транзитом через «Черноморец». Может быть, поэтому с особой искренностью прокомментировал грядущий отъезд партнера в «Рубин».
– Влад, как отреагировали на это событие товарищи Реброва по команде? – интересуюсь первым делом у футболиста, отыгравшего плечом к плечу с Сергеем без малого десять лет Ващука.
– Разумеется, поздравили его от всей души и чистого сердца. Не так уж просто в таком возрасте привлечь к себе внимание хорошего клуба и заслужить, я подчеркиваю – именно заслужить – такой контракт. Вспомните, ведь еще этой осенью после неудачных выступлений «Динамо» в Лиге чемпионов и во внутреннем первенстве, многие из шишек, которые посыпались на опытных игроков, принял на себя именно Серега. А теперь уезжает в «Рубин» на правах потенциального лидера этой команды, а не мальчика, которого планируют мариновать в запасе.
Если же вас интересуют лично мои чувства, то они, безусловно, смешанные. С одной стороны, очень рад за Сергея, с другой же – мне грустно, что руководство клуба не смогло удержать в команде человека, являвшегося в течение многих лет ее символом и лицом. Говоришь Ребров – подразумеваешь «Динамо». Говоришь «Динамо» – подразумеваешь Ребров. Так и никак иначе. Потому что Ребров и «Рубин» в ассоциативную цепочку пока не выстраиваются.
– Вы же сами понимаете, уйти из «Динамо» не так уж просто…
– Но такова жизнь профессионального футболиста, и с этим нужно мириться. Сегодня ты – здесь, завтра волею обстоятельств – там. А где ты будешь послезавтра – не знает никто. Ребров принял решение, руководствуясь определенными причинами, и это решение нужно уважать.
– Как вы оцениваете сегодняшнюю спортивную форму партнера?
– Как прекрасную. Сергей убедительно доказал это на Кубке Первого канала, где был признан лучшим игроком турнира. Не скрою, любому футболисту в 32-33 года приходится ломать свой менталитет и стереотипы любящих заглядывать к нам в паспорта тренеров, болельщиков и специалистов. А представьте себе, если бы можно было переделать паспорт и написать, что тебе, к примеру, 27 лет. Клянусь, отношение было бы совершенно иное. Такова уж эта странная магия цифр!
Как бы там ни было, мы, которых так часто обзывают «ветеранами», отчаянно «пашем» на тренировках, чтобы доказать, что еще все в порядке. Так делает Сергей, и так делаю я, потому что конкуренция – дело святое. Без нее в спорте никак. И мы работаем в поте лица, чтобы оправдать правомерность замечательной поговорки: «Старый конь борозды не портит».
– Вы, успевший пережить гнев бело-голубой торсиды после отъезда в Россию, можете себе представить реакцию на переход Реброва в Казань со стороны обожающего его столичного фан-сектора?
– Вы знаете, футболист может сменить несколько клубов, но его сердце, как правило, принадлежит одному, а его душа всегда рвется обратно. Вот почему я очень надеюсь на понимание преданных динамовских болельщиков и, пользуясь случаем, хочу попросить их не делать того, что они делали со мной. Не превращать в будущем сегодняшнего кумира в предателя и поддержать человека, который регулярно радовал их своей блестящей игрой. А потом с улыбками и радостью проводить его, чтобы впоследствии ему было приятнее возвращаться в родную команду. Ну а в том, что он вернется, я почему-то уверен.
Андрей ГУСИН: «У СЕМАКА ПОЯВИТСЯ ПРЕКРАСНЫЙ ПАРТНЕР»
Опорный полузащитник, сделавший себе европейское имя в «Динамо» Валерия Лобановского, покидал киевскую команду осенью 2005-го с тяжелым сердцем. Футболку самарских «Крыльев Советов» Андрей Гусин впервые одел в те же 33 года.
– Не вижу я в этих двух ситуациях особого сходства, – заметил 36-летний играющий тренер «Сатурна», которому корреспондент «СЭ» дозвонился в номер турецкой гостиницы Ela Quality Resort. – Напротив, могу отметить определенную разницу в обстоятельствах, обусловивших наши с Сергеем переходы. Я уходил из «Динамо», потому что мне не нравилась создавшаяся нездоровая атмосфера в коллективе, и не устраивал уровень человеческого взаимодействия с тренером. У Сергея же, как я понял, в Киеве сложились вполне нормальные отношения и с наставниками, и с партнерами.
– Так за чем же стало дело?
– Думаю, что главная причина решения Реброва – детали личного соглашения, что очень важно для любого уважающего себя футболиста. В «Динамо» Сергей перешел бесплатно и играл за сравнительно небольшие деньги. Другое дело – «Рубин», который сумел убедить нашего соотечественника в необходимости переезда в Татарстан. Почти уверен, что, сколько бы не предложили Реброву руководители чемпионов Украины, казанский клуб сформулировал значительно лучшие условия контракта.
– По словам самого Сергея, вы были одним из первых, кто проконсультировал его относительно нового витка карьеры…
– Да, мы созванивались, и я рассказал экс-партнеру по «Динамо» и сборной Украины о том, что представляют собой город Казань и клуб «Рубин».
– И что же?
– Это очень амбициозная команда, которую отличают высокотехничная игра в атаке, надежные и самоотверженные действия в обороне, впечатляющий подбор квалифицированных исполнителей и потрясающий настрой, с которым подопечные Бердыева проводят все домашние матчи.
– Как полагаете, Ребров придется здесь ко двору?
– Конечно, ведь он является опытным игроком с ярко выраженными бойцовскими качествами. Сами понимаете, я знаю Сергея не первый день и считаю, что с таким характером моря и горы по колено.
– Кто из будущих партнеров может помочь 33-летнему игроку «Динамо» быстрее адаптироваться в новой обстановке?
– Думаю, что Реброву окажет поддержку один воспитанник украинского футбола Сергей Семак. Это очень приятный в общении человек и один из, безусловно, лучших игроков чемпионата России. Почти уверен, что связка Семак – Ребров будет наводить ужас на оборону и вратарей большинства соперников «Рубина».
– В чем, по-вашему, заключается основная разница между российским и украинским чемпионатами?
– На первых порах придется непросто: в местном премьер-дивизионе никогда не знаешь, где найдешь – где потеряешь, и каждый матч приходится проводить при максимальной самоотдаче. В любом поединке первенства России можно пропустить или забить мяч на 90-й минуте или даже в компенсированное время. Ну и, конечно же, здесь очень высокая организация: чемпионат образцово раскручен прессой, а большинство команд отличает могучая клубная инфраструктура.
Дмитрий ПАРФЕНОВ: «ПОСЛЕ АНГЛИИ И ТУРЦИИ КАЗАНЬ УЖЕ НЕ СТРАШНА»
С Ребровым воспитанник одесского футбола знаком вот уже почти двадцать лет, успел поиграть с ним во всех возможных сборных и выступал в качестве свидетеля на свадьбе Сергея. В свое время Парфенов вежливо отказал «Динамо» Григорию Суркису из-за детской влюбленности в «Спартак» и оттрубил в чемпионате России почти десять лет!
– Сергей постоянно держал меня в курсе дела, и я могу предположить, что о его переходе в «Рубин» узнал одним из первых, всего лишь через несколько минут после окончания переговоров и того момента, когда мой друг поставил свою подпись под личным контрактом, – признался автору этих строк поигравший в России за «Спартак», «Динамо» и «Химки» действующий футболист киевского «Арсенала».
– Как вы полагаете, чем руководствовался Ребров, принимая такое важное и, очевидно, очень непростое решение?
– Прежде всего, здравым смыслом. И я это его решение поддерживаю на все сто процентов.
– С этого места, пожалуйста, поподробнее…
– Сами знаете, какая тяжелая у Сергея была осень, и это, безусловно, не могло не наложить свой отпечаток. А в карьере профессионального футболиста такие неожиданные повороты – дело вполне обычное. И вправду, почему бы не поехать в новый для себя, интересный чемпионат, если тебя приглашает такой конкурентоспособный и амбициозный клуб как «Рубин»?..
– Со спецификой игры казанской команды вы, я полагаю, знакомы досконально. Как бы вы сформулировали основные козыри коллектива из столицы Татарстана?
– Прежде всего, стоит говорить о скрупулезной тактической подготовке «Рубина», что является личным «коньком» его главного тренера – Курбана Бердыева. Ну и, безусловно, нельзя не отметить те мощь и напор, с которыми его подопечные действуют на своем поле. Увезти очки из Казани – архисложная задача для любого российского клуба.
– Впишется ли в эту игру Ребров, и на какой позиции – атакующего хавбека или оттянутого форварда?
– Может быть, я покажусь слишком большим оптимистом, но скажу твердо: такие характерные, опытные и мастеровитые игроки как Сергей смогут вписаться в игру любой команды и будут полезны на любой позиции – пусть даже в обороне. Одно появления Реброва на поле станет огромным плюсом для его клуба. Ну а то, что в Казани на него рассчитывают – факт неоспоримый. В противном случае даже не заводили бы разговор о таком трансфере.
– Можно предположить, что в России отношение к возрастным футболистам несколько иное, чем в Украине?
– Года два-три назад это отношение особо не отличалось, и у наших северных соседей тоже возникали комплексы по этому вопросу. Но со временем стереотип стал медленно, но верно разрушаться. В конце концов, во всех ведущих западных чемпионатах, куда ни глянь, тренеры строят команду именно на основе 32-33-летних исполнителей.
– Какие советы вы давали Реброву после того, как выяснилось, что ему придется в очередной раз сменить порт приписки?
– Вкратце рассказал ему об игровых и околофутбольных особенностях российской премьер-лиги. Коснулся инфраструктуры клубов, взаимодействия игроков с болельщиками, особенностях работы телевидения и пишущей прессы.
– Думаете, проблем с адаптацией в России у Сергея быть не должно?
– Какие могут быть проблемы у человека, который поиграл на родине футбола – в британской премьер-лиге, и чемпионате Турции, где фанаты славятся своей агрессивностью?! Если Ребров выучил английский язык и приспособился к восточному укладу жизни, то в знакомой славянской среде не растеряется – уж точно!
Йожеф САБО: «РЕБРОВ МОГ ЗАКОНЧИТЬ С ФУТБОЛОМ ЕЩЕ В 20 ЛЕТ»
– Для вас новость о желании Сергея Реброва перейти из «Динамо» в «Рубин» сюрпризом не стала?
– Не сомневался, что Ребров останется в Киеве до конца игровой карьеры, которая, будем откровенны, уже подходит к концу. Тридцатилетний рубеж для любого футболиста – как Рубикон, преодолевая который он, образно говоря, включает обратный отсчет. А Сергею-то уже 33! Не знаю, какой игроцкий век отпущен ему судьбой, но парень и сам говорил, возвратившись из Англии, что впредь себя видит только в «Динамо». Деньги, как вновь показала жизнь, способны внести коррективы в любую позицию. Иных оснований, чтобы сменить наш клуб, известный во всем мире, на «Рубин», реальная популярность которого, допускаю, еще впереди, я лично не нахожу.
– Но сам Ребров говорит, что не видел для себя места в основном составе команды, в которой взят курс на омоложение состава. Достаточный, как мне кажется, аргумент для человека, немало посидевшего в лучшие годы карьеры в запасе английских «Тоттенхэма» и «Вест Хэма»…
– Не исключаю, что Сергею на этот счет известно больше, чем мне. Но вы сами посудите: Юрий Семин этой зимой не просто выпускал его на поле в принципиальных контрольных матчах с капитанской повязкой, но и не скрывал, что рассчитывает на Реброва как на человека, способного сделать появление нового тренера в коллективе органичным. И ладно, если бы речь шла о переходе в «Реал» или «Манчестер Юнайтед» – все поняли бы стремление игрока поставить эффектную точку в карьере. Отъезд же в Казань заменяет ее, в моем понимании, на вопросительный знак.
– Что вы имеете в виду?
– Ребров, прямо скажем, относится к категории игроков, подверженных травмам – и это не его вина. Но в Киеве, где он многие годы был настоящим кумиром для публики, могли бы отнестись к этому факту с пониманием. В Казани же, поставившей Сергею немыслимую по постсоветским меркам зарплату и готовой заплатить отступные, чтобы забрать его, не дожидаясь лета, подход будет иным. Статистику выступлений Реброва я не изучал, но мне кажется, что регулярные микроповреждения не позволяли ему в последнее время играть и в половине матчей «Динамо» на протяжении сезона. Не говоря уж о том, что он уже не в состоянии проводить на поле все 90 минут без замен.
– Значит, у Реброва все-таки были основания опасаться, что от него, как прошлой осенью от Валентина Белькевича и Сергея Федорова, в «Динамо» откажутся, недвусмысленно дав понять, что пора вбивать в стену гвоздь для бутс?
– С игроками, которых вы назвали, наш клуб вроде и не расставался официально – им был предоставлен статус свободных агентов, а заодно и выбор – продолжать игровую карьеру или начать тренерскую. Благо вакансии в динамовской структуре есть. Другое дело, что следовало отдать Белькевичу и Федорову должное, провести в их честь показательный прощальный матч. Не сомневаюсь, что в ближайшее время клуб это обязательно сделает.
– Сколько же еще лет, по вашему мнению, Ребров способен играть на высоком уровне?
– На этот вопрос не ответят даже динамовские врачи, которые знают здоровье Сергея как свои пять пальцев. Но я могу вам сказать, что лично для меня карьера Реброва – пример футбольного долголетия. Ведь впервые ему посоветовали завершить карьеру еще… в 20 лет.
– Не может быть!
– К сожалению, это правда. В 1994 году, когда я только начинал работать в «Динамо» главным тренером, у Реброва возникла критическая ситуация. В коленной чашечке, где постоянно скапливалась жидкость, образовалась язва размером с пятикопеечную монету. Бегать Сергей не мог, колено постоянно опухало, а врачи ничего не могли поделать с этой проблемой. В конце концов собрался консилиум из восьми профессоров, постановивший, что Реброву больше в футбол играть нельзя. Пользуясь собственными связями, я нашел в Германии нужного специалиста, уговорил президента клуба Григория Суркиса выделить неслыханную по меркам первой половины девяностых годов прошлого века сумму в 50 тысяч долларов. Оперативное вмешательство не потребовалось, и семь месяцев спустя Сергей приступил к тренировкам. А осенью того же года провел едва ли не лучший в своей карьере матч в Лиге чемпионов – против московского «Спартака».
– Ребров был вам благодарен за помощь?
– Поначалу, как мне казалось, да. Но когда прошлой осенью я в последний раз возглавил «Динамо», с его стороны было больше не благодарности, а обиды. Впрочем, практически каждый игрок обижался бы, не попадая в состав – не многим, даже с высоты опыта, дано объективно оценить свою готовность.
Михаил Спиваковский, Дмитрий Ильченко, "СЭ"
Коментарі
Увійдіть в систему
або
Зареєструйтесь