4 травня 2007 22:57

Азбука Олега Протасова


Максим Розенко

Два тура назад его команда – днепропетровский «Днепр» – сотворила настоящую сенсацию, обыграв «Шахтер». Во многом заслуга в этой победе принадлежит одному из лучших украинских тренеров. Но сумеет ли Олег Протасов обыграть и некогда родное киевское «Динамо»? Ответ мы узнаем уже сегодня вечером.

Накануне поединка корреспондент «БЛИКа» вместе с Олегом Валерьевичем составил своеобразный русский алфафит. Вот что из этого получилось.

Алкоголь. Люблю пиво. Со своим тестем, известным футбольным тренером Евгением Филипповичем Лемешко, можем опрокинуть по паре стопок водочки. После чего он мне часами рассказывает байки. Тесть их знает достаточно.

Безработный. После увольнения из «Олимпиакоса» ощутил, что это такое. Поэтому и откликнулся на приглашение весьма скромного киприотского АЕЛа из Лимассола – не мог сидеть дома сложа руки.

Верия. В этой команде я дебютировал, как тренер. Получилось не все. Ларчик открывался просто – у руководства клуба был конфликт с местной федерацией. Я же оказался между двух огней Греция. Страна, с которой меня связала судьба. Прикипел к ней, здесь и осел.

Днепр. Моя команда. Первая спортивная любовь. Рад, что вернулся в нее уже в качестве тренера.

Евросоюз. После того, как Греция вошла в него, в стране были резко взвинчены цены на бензин и продукты. Это ударило по среднему классу – он просто уменьшился. Богатых стало больше, бедных – гораздо больше.

Ёлки-палки. Ругаться матом – не для меня. Даже это выражение употребляю редко.

Жена. Наташа – спутница всех моих футбольных перемещений и переживаний.

Зависть. Слава Богу, если у меня и есть это чувство, то в мизерной степени. Пословицу «У соседа корова сдохла – мелочь, а приятно» не понимаю и не принимаю.

Илья. Младший сын родился в Греции. Сейчас ему 8 лет. Ему нравится футбол, и для своего возраста он в него неплохо играет.

Йошкар-Ола. Побывал во многих городах и странах – объездил полмира. Но в Йошкар-Оле не был.

Киевское «Динамо». Многие днепропетровские болельщики восприняли мой переезд в «Динамо» болезненно. Кое-кто до сих пор считает меня предателем. Но я просто хотел расти, как футболист.

Лимассол. Кипрский АЕЛ был полулюбительской командой со своими проблемами. Некоторые игроки на тренировки прибегали прямо из офиса. Среди ребят были полицейские и почтальоны.

Менталитет. На первой тренировке в «Днепре» ребята без разговоров выстроились в шеренгу. Я удивился. Сказал: «Вы не в армии, а я не старшина».

Никита. Старший сын родился в Японии. 12-летний Никита посещает «Протасов-клаб», но особого рвения к футболу я у него не замечаю.

Олимпиакос. Первая зарубежная команда, которая оставила самый сильный след в моей жизни. В Греции за нее болеет полстраны. Там не принято разбрасываться своими симпатиями – с рождения и до смерти ты должен отождествлять себя с одной командой. Я – «Олимпиакос».

Протасов-клаб. После завершения активной карьеры решил создать в Греции свою школу. Набрали 120 ребят со всей округи организовали команды по возрастам. Учил детей футболу и получал от этого удовольствие.

Румыния. Полгода пребывания в «Стяуа» оставили только приятные эмоции. У меня там многое получалось. Сейчас команда переживает непростые времена.

Суши. После этапа карьеры в Японии это блюдо стало одним из моих любимых. В Греции как минимум раз в неделю посещал суши-бары. В Украине тоже захожу в японские ресторанчики.

Трансфер. Только год назад закончилось разбирательство по моему переходу из «Динамо» в «Олимпиакос» в 1990 году. Там было далеко не все чисто и прозрачно (тогдашний президент киевского «Динамо» Виктор Безверхий как-то обмолвился, что сумма трансфера составляла 9 миллионов долларов, – М.Р.)

Украинская сборная. Насколько знаю, еще пару лет назад далеко не все игроки горели желанием защищать цвета национальной команды. Сейчас же футболисты считают за счастье сыграть за команду Олега Блохина: сидят возле телефонов и ждут вызова. Знаю по своим подопечным.

Фемида. В нашем чемпионате судейские ляпсусы допускаются чересчур часто. Рецепт искоренения негативных явлений прост – не вводить арбитров в искушение.

Характер. Я – открытый человек. Когда знакомые совершают непонятные для меня поступки, стараюсь представить себя на их месте. И часто нахожу объяснение их действиям.

Царь. Раньше в Греции Царем называли Олега Блохина. Затем и я Царем стал. У них так заведено – кто русский, тот и Царь.

Чемпионат мира. Сыграл за сборную СССР в Мексике, в 1986 году и в Италии, в 1990-м.

Шаг. В сентябре планирую перевезти свою семью из Греции в Украину. Пусть детям первое время будет нелегко, но к этому шагу я уже готов.

Эмоции. В футболе без них никак. В Греции они просто захлестывали. Такой атмосферы во время матчей больше не видел нигде.

Юность. Самые яркие воспоминания – домашние поединки «Днепра». Во время матчей гул с арены был слышен во дворе – я жил рядом со стадионом.

Япония. На собственной презентации в «Гамбе Осаке» совершил поступок, о котором сейчас вспоминаю с неохотой. Менеджер убедил меня сделать заявление, что забью в дебютном сезоне 25 мячей. Сделал. Забил 26. Правда, за два сезона – аккурат по 13 в каждом.