29 липня 2022 14:25

"Шевченку доведеться жити в Україні та працювати 20 годин на добу". Худжамов - про можливу заміну Павелка в УАФ

(публікується мовою оригіналу)


Большую часть своей карьеры Рустам Худжамов провел, защищая ворота Шахтера и ФК Мариуполь. Сейчас 39-летний Худжамов является тренером вратарей в Полесье, а в свободное время занимается волонтерством.


Звонок редактора Fanday.net застал Рустама в Польше, где проводит сбор Полесье. Худжамов нашел время между тренировками и теорией, чтобы дать интервью.

Играть чемпионат нужно в тех городах, где есть много средств ПВО

— Близится старт УПЛ, но ракеты продолжают летать по всей Украине. Рустам, что думаете сейчас о проведении первенства в нашей стране?

— Однозначного ответа на этот вопрос нет ни у кого. Я понимаю, что ракеты могут прилететь куда угодно. Мы уже увидели, что у россиян нет никаких моральных принципов.

Сейчас практически не осталось мест, куда бы они не стреляли. Что им помешает выстрелить в стадион? Но, с другой стороны, наша страна борется и проведение чемпионата покажет, что мы живем.

— Как вы думаете, в каких городах безопаснее всего играть?

— Играть нужно в тех городах, где есть много средств ПВО.

— Полесье будет играть в Житомире?

— Этого я еще не знаю, нам пока не объявляли.

— Если понадобится, Житомир будет готов принять другие команды?

— Поле у нас в отличном состоянии, так что, почему нет? С организационными моментами вопросов быть не должно.

— Какой формат проведения чемпионата вам ближе: по старинке в два круга с 16-ю командами или, может быть, зональное распределение, где одна восьмерка будет играть на Западе Украины, другая — в Киеве?

— Решение будет приниматься, исходя от рекомендаций Министерства обороны и военных администраций. Пройдя 2014 год, я понимаю, что сейчас нет смысла рассуждать о формате чемпионата. Тут уже не до жиру.

— В сеть слили черновой вариант протокола по безопасности матчей УПЛ. Там есть такой пункт, согласно которому футболисты, работники клубов и футбольные чиновники получат бронь от военной службы.

Насколько мне известно, вокруг этого пункта идут большие споры и, возможно, его уберут. Как вы считаете, бронь для футболистов — это будет справедливо?

— У нас сейчас нет проблем с тем, чтобы пойти и воевать. Если человек, хочет воевать, он всегда сможет попасть на фронт. Но видя тяжелую экономическую ситуацию в стране, футболистам лучше помогать ВСУ финансово. Все не могут уйти на фронт.

Наши солдаты нуждаются в дронах, тепловизорах, автомобилях. Нужно много чего! И это не материализуется из воздуха, это покупают люди, которые где-то зарабатывают. Один военный сказал: «Для того, чтобы один солдат себя нормально чувствовал на фронте, нужна работа 12-ти человек».

Для многих футболистов — не проблема пойти воевать, но экономика страны должна функционировать. Если все уйдут на фронт, и никто не сможет купить условный тепловизор, аптечку или автомобиль, то эффективность бойца уменьшится. С одной стороны мои слова могут счесть за трусость, но с другой — это просто рациональный подход.

— Но я имею в виду, насколько бронь для футболистов будет справедлива по отношению к представителям других профессий?

— Да, это сложный вопрос. Тут все должно быть на усмотрение футбольного руководства и руководства страны. Именно они определяют, что им необходимо в конкретный момент времени. Представители других профессий ничем не хуже футболистов. Все равны!

У меня очень много друзей из нефутбольной среды, но они волонтерят так, — что это просто трындец! Они привозят по 15-20 машин, кучу аптечек, дронов. И если их сейчас забрать на фронт, то эффективность сразу упадет в разы.

— Как вы считаете, нужно ли обучать всех футболистов обращаться с оружием? Возможно, надо, чтобы каждый клуб УПЛ организовывал занятия по азам военной подготовки?

— Это бессомненно нужно, но война сейчас стала больше дистанционной с применением артиллерии. Научиться обращаться с оружием можно за неделю, если по ускоренному курсу.

Те, кто понимал ситуацию после 2014 года, — что будет ж*па, — уже научились обращаться с оружием.

В нынешних условиях переход Малиновского в Шахтер невозможен

— Давайте немного о футболе. Какими вы видите перспективы наших клубов в этом сезоне еврокубков?

— Сложно что-то прогнозировать.

— Но хуже, чем мы выступили в прошлом году, тяжело представить. Хотя тогда не было войны и оттока легионеров.

— Согласен, но требовать многого в этой ситуации не стоит. Я убежден, что все наши футболисты, играющие в еврокубках, будут отдаваться на 100 процентов. Но по результатам прогнозировать сложно. Шахтер сейчас пришел больше к динамовской манере формирования состава и это шанс для украинских футболистов показать, что они могут быть не хуже бразильцев, если им доверять.

— Как вам дебютный матч Шахтера под руководством Йовичевича против Фортуны Ситтард? (интервью записывалось до матча с Аяксом, — прим. А.П.).

— Честно скажу, не смотрел.

— Шахтер играл рвано, пропустил три глупых мяча, были пожары у наших ворот.

— Ну а что вы хотели, человек только пришел, ему нужно время. Плюс ко всему эта ситуация подогревается претензиями Днепра-1.

— Какую сторону по поводу Йовичевича вы поддерживаете в этой ситуации: Шахтера или Днепра-1?

— Я стараюсь не давать оценку, если не владею полной информацией. Читал интервью Срны, где он говорил, что Шахтер мог забрать Йовичевича, так как у него закончился контракт с Днепром-1.

Днепровский клуб считает по-другому. Нужно увидеть контракт, чтобы о чем-то говорить. Но мне, если честно, по барабану, как ушел Йовичевич. Сейчас у меня хватает других забот.

— Вы сказали, что украинизация Шахтера — шанс для наших игроков проявить себя. Как считаете, кто из «горняков» может выстрелить, как это сделал Мудрик в прошлом сезоне?

— Может Топалов, если соберет свой характер до кучи. Может Вакула. Когда он уезжал из Полесья в расположение Шахтера, я ему сказал несколько напутственных слов. Надеюсь, у него все получится.

— Что вы ему сказали?

— Там была пара нецензурных слов (смеется, — прим. А.П.). Я сказал ему, что у него как раз такой возраст, что нужно идти вверх — хватит топтаться на месте. И пожелал ему, чтобы он шел только дальше, дальше, дальше. Все совершают ошибки в этой жизни и самое главное, как на них реагировать.

— Как думаете, Шахтеру нужно возвращать своих воспитанников, которые сейчас выступают за другие клубы, например, Коваленко?

— Если говорить об игровых качествах, Витя — хороший футболист, но я не знаю, насколько он нужен сейчас Йовичевичу и клубу. Тотовицкий уже доказал, что является хорошим футболистом и Шахтер его вернул.

— А если представить фантастический вариант — возвращение Руслана Малиновского?

— За счет чего Шахтер сможет провернуть этот трансфер? Когда клуб хочет привлечь футболиста, то должен ему что-то предложить. Я говорю сейчас не о финансах, а об уровне чемпионата, перспектив в еврокубках и тд. В нынешних условиях это невозможно.

Тете и Соломон? В этой ситуации футболисты поступили некрасиво

— Динамо меньше всех пострадало от ухода легионеров. Как думаете, киевлянам кто-то сможет навязать борьбу за чемпионство?

— Кроме Шахтера, мне кажется, что Заря молодым составом может пошуметь. Также не стоит сбрасывать со счетов Ворсклу. Я немного не ожидал от полтавского клуба такой прыти в первом матче с АИКом (3:2, — прим. А.П.). Эти клубы могут покусать Динамо, я не думаю, что киевляне легко пройдут чемпионат.

Чемпионат может выровняться за счет отсутствия легионеров и стать еще интересней. Но теперь многим просто не до футбола. Очень много людей, которые смотрели футбол и ходили на стадионы, сейчас на фронте. Некоторые на войне вообще с 2014 года. Я знаю ультрас ФК Мариуполь, которые прошли фронт, многие ребята погибли при обороне Мариуполя.

— Могут ли в этой ситуации быть вопросы к легионерам, что они не хотят возвращаться?

— Все зависит от того, кто как относится. Мы знаем многих иностранцев, связанных с Украиной, которые выражают поддержку нашей стране. Но своя рубашка ближе к телу. Легионеры приезжали сюда за чем-то — это деньги, чемпионат, еврокубки. Если ничего из этого не стало, то их сложно убедить приехать. Мы не можем давать моральную оценку человеку, который не хочет рисковать жизнью и подвергать ее опасности. Это их выбор и нельзя критиковать за это.

— Однако многие легионеры пользуются правилом ФИФА о приостановке контрактов и клубы не зарабатывают на их уходе. Сразу вспоминается Тете и Соломон.

— Вот это, я считаю, неправильно. Они воспользовались правилом ФИФА, но клуб, все равно, должен получать какую-то компенсацию. Да, может быть, продающему клубу нужно поумерить аппетиты, но в такой ситуации эти футболисты поступили некрасиво.

Они должны понимать, что эти деньги в нынешней ситуации необходимы клубу для жизни.

После войны нужно будет вычищать не только завалы, но и предателей в правительстве.

— Хочу поднять еще одну тему. В прессе и в соцсетях сейчас обсуждаются выборы президента УАФ, которые до сих пор так и не провели. Не напоминает ли вам режим Павелко диктатуру Путина и Лукашенко?

— Сейчас, если честно, не до выборов.

— Но УПЛ скоро стартует, можно было и выборы провести.

— Насколько я знаю, в УАФ была какая-то сессия и они продлили полномочия Павелко на три года, если я не ошибаюсь. Это было в то время, когда муссировалась тема с моим возможным походом на выборы.

— Что насчет вас? Вы еще не приняли решение баллотироваться на пост главы УАФ?

— Я не могу просто сам пойти и выдвинуться. Меня должна выдвинуть какая-то футбольная организация. Чтобы проводить поездки и встречи, мне нужны деньги, которые сегодня я лучше потрачу на волонтерство. К тому же, чтобы какая-то областная федерация меня поддержала, я должен дать им что-то взамен.

— Что вы имеете в виду?

— Если они меня поддержат, то что им за это будет? Сейчас они нормально работают, их все устраивает. Возможно, нынешнее положение вещей не устраивает клубы, детские школы, но этих ребят все устраивает. А тут приду я и скажу: давайте голосовать за меня! Я абсолютный реалист в этом плане.

— Получается, в исполкоме УАФ все люди Павелко?

— Думаю, что да. Все областные федерации поддерживают центральную.

— Тогда легче стать президентом Украины, чем главой УАФ.

— Не знаю (смеется, — прим. А.П.). Честно скажу — ни туда, ни туда у меня уже нет желания баллотироваться. Да, я получил большую общественную поддержку, мне написало очень много людей, когда услышали о моем потенциальном выдвижении. Но, опять-таки, есть желание, а есть реальность. Я понимаю, что туда нереально пробиться.

— Так, может, уже пора ломать систему?

— Я думаю, что говорить об этом будет намного разумней после войны. Сейчас у нас стоит вопрос выживания страны и нации. Я понимаю, что после нашей победы, в которой я не сомневаюсь, будет очень много работы.

Нужно будет вычищать не только завалы, но и предателей в правительстве, которые стремительно мимикрируют под контекст ситуации. Они стремительно начинают разговаривать на украинском языке и показывают, что поддерживают Украину, но факты говорят об обратном.

Работы будет дохр*нища! Но самое главное — изменение должно произойти в каждом украинце. Мы должны не выбирать картинку эмоциями, а смотреть на факты головой. Потому что эмоции 2019 года привели к войне.

— Кого вы имели в виду под предателями, которые «стремительно мимикрируют»?

— Сейчас я не хочу качать лодку во время войны и разгонять «зраду». Эти разборки оставим на потом. Я в Мариуполе играл шесть лет и сейчас мне больно смотреть, что сделали оккупанты с этим городом.

Я приехал туда в 2016 и уехал в 2019, и видел, как за три года город каждый месяц менялся в лучшую сторону. Сейчас его просто уничтожили. Как русские смогли настолько быстро дойти до Мариуполя?! Как они смогли дойти до Херсона?! Как смогли дойти до пригородов Киева — Бучи и Ирпеня?!

После каждой моей фразы «что мы не были готовы к войне» ко мне в соцсетях постоянно набегают боты и начинают что-то доказывать. Недавно у себя в сториз я разместил пост — что депутаты подняли себе зарплату, которую заплатят еще за два прошедших месяца.

К одному нардепу я непосредственно обращался, и он помог мне вывезти из-под обстрелов семью с тремя детьми. Он дал автомобиль с личным водителем и даже не взял денег за бензин. Он составлял себе маршрут, ездил по городу, забирал семьи и отвозил их на вокзал, тратя свои деньги.

Такому депутату можно поднять зарплату, хоть он и не просил, потому что я знаю, что он их потратит на продукты, бензин и т.д. А есть депутаты, которые сидели в Ужгороде и контролировали работу гуманитарного склада.

За что им поднимать зарплату, да еще в воюющей стране, когда денег не хватает на функционирование?! У нас, если сократить к хр*нам собачим в два раза чиновников, эффективность работы не пострадает, а то — и возрастет.

Но денег в казне станет больше. Именно поэтому я ни разу не перевел деньги на государственные программы — только волонтерам, потому что они всегда отчитываются за потраченные средства.

Мне кажется, УАФ не развивает украинский футбол

— Должна ли быть чистка в структуре УАФ по примеру государственных служб?

— В любой организации, если она не эффективна и не ведет к эволюции, нужно делать изменения.

— Как вы считаете, нынешняя УАФ во главе с Павелко ведет к деградации?

— До войны сборная Украины играла неплохо, но в детском футболе был дурдом.

— Я говорю не за сборную, а конкретно за УАФ.

— Мне кажется, УАФ не развивает украинский футбол.

— Что в данной ситуации нужно изменить Павелко?

— Нужно начинать с низов: разобраться с детским футболом и судейством, которое было до войны. В частных разговорах некоторые арбитры признают факты предвзятого судейства в детском футболе. Например, родители сбросились по пять-десять тысяч гривен, и арбитр просто «топит» команду соперников.

Чтобы разобраться с судейством, детским арбитрам нужно поднять зарплату, но глядя на наших депутатов, они просто будут работать на два кармана. Для этого должны произойти комплексные, огромные изменения, которые невозможно осуществить за год-два — нужны десятилетия.

Чиновник — это такое создание, которое боится только одного — попадания в тюрьму. Если он будет понимать, что за любое противоправное действие он по любому сядет в тюрьму, то не будет рисковать.

— Давайте порассуждаем о возможных альтернативах Павелко. Что думаете об Андрее Шевченко на посту главы УАФ? Он сможет поломать систему или нет?

— Думаю, да, но для этого ему придется жить в Украине, работать 20 часов в сутки и собрать команду единомышленников. У нас есть много украинцев, которые хотят перемен и готовы много работать.

Мне много писало болельщиков, журналистов, блогеров, которые делились предложениями об изменениях в украинском футболе. Эти же люди готовы менять и государство в лучшую сторону.

Было бы интересно, если бы Усику вместо желтой карточки разрешили за игру вырубать одного человека.

— Давайте закончим наш разговор на позитиве. Как обстоят дела в Полесье?

— У нас все хорошо, команда готовится к сезону.

— На трансферном рынке Полесье пока не очень активно. Стоит ли нам ожидать новичков в вашей команде?

— Думаю, работа 100-процентно ведется. Но я тренер вратарей и не имею права говорить про трансферную политику. Если бы мы рассматривали возможный переход вратарей, то могли бы поговорить, но у нас есть три замечательных голкипера, поэтому эта позиция надежно закрыта.

— Цель на новый сезон не поменялась, будете бороться за выход в УПЛ?

— Конечно! С такими футболистами, инфраструктурой и отношением президента к команде было бы непростительно не бороться за Премьер-лигу.

— Директор Полесья Загурский говорил, что ваш клуб был готов участвовать и в этом сезоне УПЛ, если бы какая-то команда снялась с соревнований.

— Именно так, наша команда была готова.

— Ваш звездный одноклубник Александр Усик, который зимой играл за Полесье на «Winter Cup», скоро сойдется в реванше с Энтони Джошуа. Будете смотреть бой?

— Конечно, будем болеть.

— Кто, по-вашему, победит?

— Думаю, бой будет проходить тяжело, но я уверен в победе Усика.

— По очкам или нокаутом?

— Все-же по очкам.

— После «Winter Cup» Усик еще приезжал в Полесье?

— Приезжал пару раз к команде пообщаться, но не тренировался. Я, кстати, ни разу не присутствовал, когда он был в команде.

— Я думал, он вам пробивал по воротам. Хотел узнать, какой у него удар.

— Слава Богу, что по воротам, а не по печени. Это уже неплохо (смеется, — прим. А.П.). Тем более, зачем мне становиться в ворота, когда бьет Усик? У меня есть три вратаря, пусть идут, я уже перешел на другую работу.

Помню, еще давно мы ходили с Усиком вместе на футбол, когда сборная Украины играла против Словакии. Мне было интересно идти с чемпионом по улице. Он вообще не может свободно пройти, все на него смотрят, подходят сфотографироваться, просят автограф. Было прикольно и необычно.

— Он хорошо разбирается в футболе?

— Да, он же играл за юношескую команду Таврии. Вы же видели его забеги на «Winter Cup», когда он понимал, что нужно убегать в контратаку.

Мне было бы интересно, если бы Усику вместо желтой карточки разрешили за игру вырубать одного человека, который дал ему по ногам. Тогда игра была бы совсем другая (смеется, — прим. А.П.).