8 липня 2022 10:32

"Я не впевнений, що новий чемпіонат взагалі відбудеться". Колишній віце-президент ФФУ Стороженко - про футбол, війну та творчість

(публікується мовою оригіналу)


Эксклюзивное интервью FanDay.net с заместителем наблюдательного совета Металлиста 1925 Сергеем Стороженко.

72-летний функционер давно не работает в УАФ, но продолжает приносить пользу Металлисту 1925 и по-прежнему здорово разбирается в футбольных делах. О невозможности проведения нового сезона УПЛ в условиях войны, перспективах нашего футбола, борьбе за Евро-2012 и стихах, которые пишет Стороженко, читайте в эксклюзивном интервью FanDay.net.

«В Харькове очень неспокойно, но мы понимали, что происходит и что может произойти, поэтому мы здесь»

- Сергей Михайлович, с первых дней полномасштабного вторжения российских оккупантов вы находитесь в Харькове, хотя многие его жители покинули город. Почему вы решили остаться?

- Потому что я здесь провел всю свою жизнь. Здесь мои дети, внуки, здесь на кладбище мои родители. И я готов защищать свой город.

- Это правда, что в феврале вы пробовали записаться в территориальную оборону?

- Было дело. Молодые ребята смеются над этим, но ничего – мы нашли другой способ, как помочь родному городу и как его защитить.

- Чем занимаетесь, если не секрет?

- Я бы не хотел вдаваться в детали, потому что они конфиденциальны. Могу лишь сказать, что я постоянно поддерживаю связь с теми, кто нуждается в оценке, советах, прогнозах и так далее.

- Ваша семья тоже в Харькове?

- Да. Сейчас вот рядом жена и сын. В Харькове очень неспокойно, но мы понимали, что происходит и что может произойти, поэтому мы здесь.

- Что для вас было самым страшным за эти четыре месяца?

- Во-первых – неожиданность, а во-вторых – злоба и ненависть, которую проявляет агрессор. На днях ракета попала в близкий мне педагогический университет. Я дружил с его бывшим ректором и профессорско-преподавательским составом.

И, кстати, Металлист 1925, когда немного встал на ноги, тренировался на полях педуниверситета. Очень больно смотреть на это. И вообще, когда едешь по городу, сердце кровью обливается. Самые настоящие фашисты.

«Надо выйти и честно сказать, что проведение чемпионата в сложившихся условиях невозможно»

- Раз речь зашла о Металлисте 1925, вы сейчас принимаете какое-то участие в его жизни?

- Пассивное, поскольку я считаю, что сейчас главное – оборона города и борьба с агрессором. В клубе есть люди, которые им занимаются. Трудновато, конечно, так как очень сложно выдержать такие два удара. Я имею в виду пандемию и войну. А до этого еще были нападки на главных спонсоров с целью подрыва их экономического благополучия. Это было и есть.

- Кто стоял за этими нападками?

- Я бы не хотел называть какие-то имена и вдаваться в какие-то детали. Харьковчане все знают и понимают. В любом случае Металлист 1925 держится на плаву, хотя это дается непросто. Просела экономика в государстве, просела и экономика в футболе. Минимум – на 30%.

- В сложившихся обстоятельствах какие задачи будут стоять перед командой в новом сезоне?

- Когда клуб был еще в Первой лиге, я говорил о том, что буду доволен, если команда будет в десятке лучших в УПЛ. Тогда некоторые особо одаренные личности обиделись на меня настолько, что попросили на эту тему больше не высказываться.

В итоге команда завершила дебютный чемпионат на десятом месте, так что с такими людьми мне общаться неинтересно. А сейчас я не уверен, что чемпионат вообще состоится, будет доигран и проведен. Мое мнение, что его и начинать не стоит.

- Вы имеете в виду безопасность участников?

- Конечно. Враг настолько циничен и злобен, что обязательно нанесет удар во время матча. Я считаю, нельзя рисковать спортсменами, тренерами, административно-техническим персоналом, арбитрами и официальными лицами.

- Вариант проведения турнира за границей вы не рассматриваете?

- Это очень сложный вопрос. Конечно, можно было попросить братские федерации Румынии, Польши, Словаки или Словении организовать для нас отдельную лигу, но об этом, к сожалению, никто не говорит.

- Как вы это видите?

- Чтобы местные федерации обслуживали и поддерживали турнир, в котором будут выступать только украинские клубы. Этот вариант, как я сказал, не обсуждается. Играть в Украине – большой риск и большая ответственность. Мне сложно понять тот оптимизм, который по этому поводу излучают некоторые функционеры.

Опасность колоссальная, где бы ни проводился матч. Во Львове ли, Ужгороде – не имеет никакого значения. Агрессор достает ракетами и из Черного моря, и из Каспия, и из приграничных областей. Кто ответит за жизни людей? Никто. Получается коллективная безответственность.

Надо выйти и честно сказать, что проведение чемпионата в сложившихся условиях невозможно. Когда весь мир отказался от сотрудничества с РФ, а ее спортсмены и клубы отстранены от всех соревнований, то агрессор, несомненно, захочет исключить из этого процесса и нас, но уже физически.

«Профессиональный футбол в Украине на грани гибели. На восстановление потребуется четыре-пять лет»

- Что будет с нынешним поколением футболистов, если футбола в нашей стране не будет? Мы ни рискуем его потерять?

- Конечно, рискуем, но давайте расставим приоритеты. Что важнее: профессия или жизнь? Это вопрос жизни и смерти. Что касается профессионального футбола в Украине, то он, увы, на грани гибели.

- В таком случае, сколько времени ему понадобится, чтобы прийти в себя?

- Если чемпионат не будет проводиться хотя бы один год, то понадобится четыре или пять лет. Должны подрасти 15-17-летние ребята, которые будут заканчивать футбольные академии уже в мирное время. Процесс притока легионеров тоже не начнется без мирных гарантий.

С другой стороны, когда закончилась Вторая мировая война, то в 1946 году у нас уже разыгрывался чемпионат.

- Если все-таки чемпионат состоится, кто будет его фаворитами и аутсайдерами?

- Сложно сказать, так как у команд еще есть больше месяца на подготовку. Надо увидеть, что сегодня представляют собой Шахтер, Днепр-1, Заря и Ворскла.

Посмотрел контрольную игру Динамо с Янг Бойз, остался неудовлетворен. Мы понимаем, что подготовка только начинается и ребята прибавят. Фавориты, думаю, будут те же.

Сложнее всего будет новичкам (Металлисту и Кривбассу). Колосу, Александрии, Металлисту 1925. Минаю и в предыдущих сезонах не было легко. Кто будет тренироваться дома, на своей базе, тем будет немного легче.

- Сейчас активно обсуждается вариант о временном переезде в Днепр Красникова, Кучера и ряда легионеров Металлиста. Что думаете по этому поводу?

- Вы меня простите, но мы не знаем, правда это или нет, а уже пытаемся комментировать и обсуждать. Давайте получим точную информацию, а потом будем думать, как это оценивать. Сейчас не готов что-то сказать на этот счет.

- Металлист Ярославского – тоже не чужой для вас клуб. Как выглядит его будущее, учитывая, что Александр Владиленович немного отошел от футбольных дел?

- Все это на уровне сплетен, поэтому мне тоже не хотелось бы это комментировать. Как будет, увидим уже через пару недель.

«Смешно слышать о том, Харьков купил у Днепра право проведения матчей Евро-2012»

- Как человек, которые многие годы входил в руководство нашего футбола, как вы оцениваете деятельность нынешней УАФ?

- Есть новые интересные программы, есть очень много позитива. Я не вникаю в их деятельность, так как сейчас занят совершенно другими вещами, но, мне кажется, все на своих местах.

- Если вспоминать годы вашей работы в ФФУ, что бы вы назвали самым большим достижением?

- То, что мы притащили в Украину Евро-2012 и тщательно подготовили страну к проведению чемпионата Европы. Сейчас уже все забыли об этом, но благодаря Евро-2012 у нас появились новые стадионы, аэропорты, гостиницы, дороги, медицинские учреждения, социальная инфраструктура.

Это был огромный труд украинского народа, который напрягся, чтобы все это сделать. Наша федерация все это курировала вместе с представителями органов центральной и местной власти. Результат этой работы был прекрасным. Он превзошел не только наши ожидания, но и ожидания УЕФА.

В том же Харькове на протяжении нескольких недель жили семь с половиной тысяч болельщиков из Нидерландов. Мы отдали им в распоряжение целый остров на Журавлевском Гидропарке и они оттуда на каждую игру шли пешком, устраивая незабываемые парады. Все были довольны и счастливы.

- Помимо Киева, Донецка, Львова и Харькова, на проведение турнира претендовали Днепр и Одесса. По слухам, Харьков в итоге занял место Днепра. Это правда?

- Днепр не смог преодолеть серьезных противоречий внутри региона. Между городскими, областными властями и бизнесом. Они не могли определиться, что делать с аэропортом, например. Там было шесть или семь владельцев. Было очень много проблем. К тем срокам, которые установил УЕФА, то есть за два года до турнира, они не успевали подготовиться.

У представителей УЕФА был определенный чек-лист, в котором отмечались плюсы и минусы. В случае с Днепром плюс можно было поставить только красивой реке. Дорог нет, стадион не вмещал необходимого минимума и так далее.

- То есть можно сказать, что Харьков оказался более дисциплинированным и получил право проведения Евро-2012 в честной борьбе?

- Да. Харьков был очень мобильным. Все, кто был причастен к подготовке города, активно работали. Губернатор работал в правительстве, я работал с членами исполкома УЕФА, активно участвовал в этом процессе Александр Ярославский.

- Информация о том, что Харьков якобы купил у Днепра право проведения турнира, не более чем слухи?

- О чем вы говорите! Это даже смешно слушать. Платини очень понравилась Одесса, и он хотел, чтобы матчи чемпионата проходили у моря, но, когда он приехал в Харьков и увидел, какими темпами идет строительство и подготовка, ему ничего не оставалось, как сделать выбор в пользу нашего города.

«Пишу стихи по ночам. Окно открыто – пегас залетел»

- На своей странице в фейсбуке вы периодически публикуете стихи собственного сочинения. Они бывают и на украинском, и на русском языке, но неизменно о войне. Как приходит вдохновение?

- Это следствие эмоционального подъема. Как правило, это происходит ночью. Как я шучу с друзьями, оказалось окно открыто, и пегас залетел.

Один футбольный обозреватель назвал Металлист 1925 непонятным клубом, в котором все знают только Стороженко, который пишет «виршики». Сначала хотел ему позвонить, но друзья и учредители клуба посоветовали не обращать внимания на дурачков.

- Пробовали издавать свои произведения?

- Стихи – нет. Года четыре назад я выпустил большую книгу художественных мемуаров под названием «Пройти свой путь». Я издал ее ограниченным тиражом, который разлетелся очень быстро. Она продавалась за символические 100 гривен, но не для того, чтобы отбить расходы на ее печать, а, чтобы немного дисциплинировать читателя.

- Нет сомнений, что рано или поздно Украина победит. На ваш взгляд, когда закончится война?

- Это очень сложный вопрос, потому что впереди очень много горя, крови, слез, разочарований. Но победа будет, несомненно, за государством Украина и за украинским народом. Я осторожный оптимист, поэтому рассчитываю, что это будет к следующей весне.

Беседовал Артем ВОЙЦЕХОВСКИЙ