16 березня 2007 13:53

О "Шахтере" и не только: взгляд с берегов Темзы


Обычно в это время года европейские выступления восточноевропейских клубов заканчиваются, но даже в том случае если так случится и на этот раз, есть определенная справедливость в том, что единственным представителем этого региона в еврокубках остается пока донецкий «Шахтер» (статья была написана до ответного матча с «Севильей». Прим. Stone). Киевское «Динамо», ЦСКА, «Спартак», «Стяуа» и бухарестское «Динамо» выбыли из соревнований, но «Шахтер» продолжает борьбу и является фаворитом в двухматчевом противостоянии с «Севильей», что позволит ему выйти в четвертьфинал турнира УЕФА.

Пожалуй, ни один другой клуб так точно не воплощает перемены, происшедшие на востоке Европы как донецкий «Шахтер». В советские времена это был во многом клуб рабочих, базировавшийся в промышленном центре Донбасса. Даже сама форма «Шахтера» - оранжевые футболки и черные трусы – казалось, олицетворяла жизнь горняков, выходящих в конце смены из угольной темноты шахты навстречу солнечному свету. Команда всегда играла роль «второй скрипки», оставляя первое место киевскому «Динамо», а ее достижения ограничивались тремя выигрышами кубка, однако болельщики команды, судя по всему, были очень довольны и этим.

В СССР «Шахтер» регулярно выигрывал приз как клуб, имеющий лучших болельщиков, и создал себе имидж простоты и рабочей честности, более привлекательный и в чем-то более ценный, чем образ хладнокровных киевских эстетов, возглавляемых Валерием Лобановским с его статистикой, компьютерами и высокими достижениями. Образ клуба стал, конечно, сильно преувеличенной романтизацией реальности, и хотя после обретения Украиной независимости ситуация в стране радикально изменилась, старый образ мышления остался неизменным.

Несколько лет назад пресс-атташе киевского «Динамо» Сергей Полховский сказал, что по своим непомерным амбициям «Шахтер» напоминает ему персонажа бальзаковского «Отца Горио» Растиньяка. Когда я рассказал об этом донецкому коллеге Полховского Марку Левицкому, он понял это сравнение, но тут же отмел его, назвав его чушью, достойной динамовских интеллектуалов: «Пусть читают Бальзака, - хмыкнул он. – А мы будем заниматься футболом».

Для фанатов «Шахтера» все изменилось с игры против симферопольской «Таврии» в октябре 1995 года, когда был убит бывший президент клуба Александр Брагин (или Алик-грек, согласно уголовной кличке). «Я увидел бегущего телерепортера и спросил его, что происходит, - вспоминает Левицкий, комментировавший игру. – Он сказал, чтобы я не входил в ВИП-ложу, потому что там творится ужас. Потом я увидел Рината Сафиулина, брата жены Брагина и в то время вице-президента «Шахтера». Мы вошли в ложу вместе. Повсюду были разбросаны фрагменты тел. Сафиуллин увидел изуродованную руку и по сохранившимся на кисти часам мы узнали, что президент убит».

Человеку №2 при Брагине, Ринату Ахметову, повезло, он задержался в транспортной пробке по пути на игру и избежал гибели. Год спустя Ахметов стал президентом «Шахтера»; в настоящее время он самый богатый человек в Украине, владеющий сетью металлургических и горнодобывающих концернов. По словам румынского тренера «Шахтера» Мирчи Луческу, он «влюблен в футбол» и инвестирует в команду и тренировочную базу огромные деньги. Причем база включает в себя не только все необходимые поля, гимнастические залы и медицинское оборудование, но и вольер для птиц и озеро, в котором можно удить рыбу.

Сегодня финансовые возможности «Шахтера» позволяют ему приобретать игроков уровня Джулиуса Агаховы, Матузалема, Фернандиньо, Жадсона и Луиса Адриано. Да, возможно, команда не в состоянии приглашать «самых первоклассных» футболистов Южной Америки и Африки, но она стала привлекательным «перевалочным пунктом» на пути в Западную Европу для перспективных бразильцев и нигерийцев и в состоянии платить румынам, хорватам и сербам зарплаты, превосходящие их «домашние» заработки.

Превращение клуба из «народной команды» в «игрушку олигарха» завершилось, и «Шахтер» в 2002, 2005 и 2006 годах стал чемпионом Украины. Однако в течение последних нескольких месяцев, складывалось впечатление, что позиции «Шахтера» под вопросом. Их «лигочемпионская кампания» ознаменовалась поражением 0-4 от «Ромы», и в итоге клуб стал в своей группе лишь третьим. На «внутреннем фронте» команда пропустила лишь шесть мячей в 18 матчах –статистика, делающая честь Луческу, учитывая его эмоциональность - но отстает от «Динамо» на два очка.

Продажа Агаховы в «Уиган» и капитана команды Тимощука в «Зенит» за невероятную сумму в 14 млн. фунтов стерлингов наводит на мысль о том, что клуб переживает переходный период. «Шахтер» расстался с голкиперами - Ян Лаштувка отдан в аренду в «Фулхэм», а Стипе Плетикоса на прошлой неделе оказался в «Спартаке», что позволит разрешить долгие «вратарские» мытарства этой команды. Потеря двух игроков национальных сборных – не такая легкая вещь, как это может показаться, хотя оба вратаря провели первую половину сезона в тени 21-летнего Богдана Шуста, который сам стал членом сборной Украины.

Однако разочарование поклонников было развеяно результатом матча кубка УЕФА с «Севильей», завершившегося со счетом 2-2. Результат мог бы оказаться еще приятнее, если бы не пенальти, забитый Энцо Мареска на 88 минуте. Луческу, всегда обнаруживающий причину своих неудач во всевозможных заговорах, настаивал, что арбитр назначил пенальти «под влиянием публики» и призвал Фанов «Шахтера» создать в Донецке такую же атмосферу. Что ж, в этом он может быть вполне уверен. Действительно, «Севилья» уже не кажется столь страшной как две недели назад. Испанцы проиграли матч национального первенства и к тому же в их составе не будет Давида Кастедо, Хесуса Наваса, Ренато и русского форварда Кержакова. И если «Шахтер» пройдет вторую команду Испании, кого еще из оставшихся соперников в кубке УЕФА ему следует опасаться? Возможно, «Вердера» или «Тоттенхэма», но ни одна из этих команд не кажется теперь непреодолимым барьером на пути к финалу. Украинцев терзает мысль, что несмотря на то, что опорой советского футбола были украинские футболисты и несмотря на успехи «Динамо» 90-х годов, именно российский ЦСКА стал первой командой постсоветского пространства, выигравшей европейский кубок.

Возможно, «Шахтер» последняя надежда Востока, но украинцы все более склонны считать, что череда неудач их клубов подходит к концу.

По материалам «Гардиан»