Юрій МОРОЗ: "Кого можна відзначити з молоді, то це Михайленко, Кузик, Скорко, Ісаєнко, Ванат. Вони стають кращими і міцнішими"
(Публікується мовою оригіналу)
На долю бывшего киевского динамовца Юрия Мороза выпало нелегкое
испытание: в разгар июня он возглавил команду, болельщики которой
издавна относятся к столичному клубу негативно – «Черноморец». В Одессе
специалист провел пять с половиной месяцев, в ходе которых было немало
трудностей. Об этом главный тренер «моряков» рассказал в эксклюзивном
интервью Meta-ratings.com.ua.
— Какие впечатления остались у вас от осенней части сезона, проведенные в «Черноморце»?
— Положительные. На мой взгляд, команда по ходу чемпионата росла, становилась на ноги. Лично мне, как тренеру, не было стыдно за проделанную работу. Ребята старались, выполняя все то, что было им предложено нашим тренерским штабом. Они входили в курс дела, познавая и понимая уровень Премьер-лиги.
— Какой из сыгранных 18 матчей чемпионата оставил наиболее приятное впечатление?
— Пожалуй, матч с львовским «Рухом» (в нем «моряки» были сильнее – 4:3 – прим. В.К.). Он единственный из победных, в котором мы забили много. Хотя для меня и поединок с коваливским «Колосом» был хорошим, запоминающимся. Это же можно сказать и о матчах с обоими представителями Кировоградщины - «Александрией» и «Ингульцом». Все эти перечисленные игры больше всего запомнились. Не то, чтобы мы владели ситуацией – просто старались играть, доминировать, прессинговать и хорошо обороняться. Единственное, что огорчило, так это мелкие индивидуальные ошибки футболистов.
— Первые четыре матча чемпионата ваши подопечные сыграли на чужих полях. Этот факт каким-то образом на их состоянии сказывался?
— Да. Но как бы там ни было, а мне хочется сказать слова благодарности ребятам – ведь эти четыре поединка были очень тяжелыми для нас. И для меня лично, и для всей команды. Однако ребята верили, что ситуация должна поменяться. Они не падали духом, а старались, терпели и выдерживали всю тяжесть ситуации. К счастью, им удалось преодолеть сложности и поверить в себя. После выездной победы над «Мариуполем» подопечные начали верить в то, что они соответствуют уровню Премьер-лиги. Как ни крути, а это в основном молодые ребята, у которых еще все впереди. Мы тренерским составом в то время сидели и думали: реально ли нам решить те задачи, которые стоят перед «Черноморцем»?
— Чем объяснили бы тот факт, что в матчах, сыгранных в Одессе, «Черноморец» набрал слишком мало - всего 6 очков из 24-х возможных?
— Маловато, согласен. А почему так - сложно сказать. Не могу найти этому объяснения. Часто случалось, когда мы должны были выигрывать, а в итоге на последних минутах пропускали. Так было с «Александрией», «Ингульцом», «Львовом»… Мне, как тренеру, может где-то не хватило опыта, чтобы усилить оборону. Вроде бы все по игре складывалось удачно, но было много индивидуальных ошибок наших игроков. Такое свойственно молодежи, и я находил объяснение только в этом.
— Арендованный у «Ворсклы» защитник Валерий Дубко вошел в историю «Черноморца» как главный снайпер по автоголам. Да и чужим игрокам он нередко «помогал» отличиться в своих воротах...
— Скажу, что Дубко – хороший перспективный футболист. Парень молод, амбициозен. Он старается, внимательно все слушает, впитывает, выполняет. А автоголы – это фатальное стечение обстоятельств. Если говорить о забитых в свои ворота мячах, то это больше случай. Больше ничем такое нельзя объяснить. И допускал ошибки, повторюсь, не только Дубко, а каждый из игроков. Как раз тренеру в этом и было тяжело дать уверенность оплошавшей молодежи. Тем не менее, ребята с честью справлялись и с достоинством выходили из таких сложных ситуаций.
— Футбольная Украина с интересом ожидала решения киевского «Динамо» по участию в игре с «Черноморцем» арендованных у него 16 футболистов. Напрашивается вполне ироничный вопрос: если бы оно было отрицательным, пришлось бы выпускать на поле резервистов, врача, массажиста и администратора?
— Да, выхода другого не было бы. Действовали бы именно так. А если серьезно, то думаю, что набрали бы игроков из дубля. Мы были готовы к подобным вещам. Но спасибо руководству обоих клубов – в частности, Игорю Михайловичу (президенту «Динамо» Суркису – прим. В.К.), что пошли навстречу нашей команде в этом вопросе. На мой взгляд, это правильная практика для арендованных футболистов. Пусть ребята играют и доказывают свою состоятельность в соперничестве со своими бывшими клубами, в которых они на контрактах. Почему бы не посмотреть их в деле против своих же соперников? Это нормально.
— Вокруг матча с «Динамо», проигранном «Черноморцем» с крупным счетом 1:6, было много кривотолков. Как на все это реагировали?
— Кривотолки действительно были. Мне тут сложно что-то комментировать, так как результат говорил сам за себя. Ту игру (а наблюдал я ее сверху ввиду дисквалификации) мы тщательно разбирали и анализировали. Опять же, повторюсь: имели место индивидуальные ошибки молодых исполнителей.
— Как считаете, назрела ли пора ввести ограничения по арендованным – как по количеству таковых в составе одной команды вообще и по участию в матче против «своего» клуба в частности?
— Все это необходимо тщательно и мудро обсудить. Я не могу сейчас однозначно сказать, что это нужно обязательно вводить. Подобные вопросы требуют взвешенного подхода. Руководителям футбола необходимо встречаться с представителями клубов и все это обговаривать. Этот вопрос достаточно щепетильный, и для того, чтобы найти оптимальное решение он требует к себе серьезного подхода. Сегодня это сложно. В Премьер-лиге сейчас две команды – «Мариуполь» и «Черноморец» попали в такую ситуацию. Если попробовать вернуться назад и оставить все, как есть – и тот, и другой клубы оставить в УПЛ. Где им набрать ту группу игроков, которая может решать какие-то задачи? К сожалению, сегодня два клуба – «Динамо» и «Шахтер» имеют тот багаж футболистов (включая молодежь), которым могут усиливать любые команды Премьер-лиги. Хотя бы точечно.
Если будут работать все футбольные школы в стране (кстати, спасибо за это «Руху», что начинает развивать это дело), то ситуация изменится к лучшему. Возвращаясь к вопросу об арендованных, то может из десяти человек шесть должно участвовать в матче против своих, а четверо – нет. Тут уже тренер волен выбирать, какие это игроки должны быть. Сгоряча об этом деле говорить сложно. Считаю, что футбольные мужи должны встретиться и обсудить все сугубо с профессиональной точки зрения. С системным обсуждением, пониманием. Чтобы это был эффективный для всех диалог, помогающий решить, принесут ли ограничения по арендованным игрокам пользу или нет.
— У кого из футболистов заметили прогресс?
— Хочется отметить всю команду. Одним из тех, кто очень здорово проявлял себя в ходе нынешнего сезона, был Артур Авагимян. Он старался, был активным и результативным. Этот парень и раньше был добротным футболистом, однако в текущем году к нему добавилась еще и скорость, быстрота мышления и уверенность в том, что он может делать на футбольном поле как игрок Премьер-лиги. Если говорить о тех, кого можно отметить из молодежи, то это Михайленко, Кузык, Скорко, Исаенко, Ванат. Они становятся лучше и крепче.
— Наверное не случайно за время, истекшее с момента последнего матча в осенней части сезона, стоимость Авагимяна на популярном сайте Transfermarkt возросла от 300 тысяч условных елиниц до 500…
— Понятное дело, что сумма растет. В этом заслуга самого футболиста, который показывает уверенную игру и благодаря своим индивидуальным качествам способствует росту стоимости.
— Насколько его уход станет серьезной потерей для «Черноморца»?
— Могу сказать, что это будет ощутимая потеря. Но о том, ушел ли он или будет уходить, пока не знаю. В вопросе, связанном с уходом Авагимяна, все должно решаться руководством клуба.
— В показателях «Черноморца» после осеннего отрезка чемпионата разница забитых и пропущенных мячей «-20», которая лишь на три гола превосходит худший показатель у «Миная». Не слишком ли много?
—(Без раздумий) Много. Слишком много. Мы страдали от качества игры в обороне. В самом конце первого круга только от одного «Динамо» пропустили шесть мячей, а на старте чемпионата в первых турах все время по три пропускали. За счет этого и сформировалась такая минусовая разница. Мы видели эту проблему. Что поделаешь: лишь вчера молодые ребята играли в дубле, а сегодня уже в Премьер-лиге. Было очень сложно все наладить. Помимо коллективных ошибок, уж очень много было индивидуальных. В каком-то моменте не доиграли «один в один», где-то не так были сконцентрированы в определенном эпизоде. Эта проблема у нас была, и только слепой мог ее не увидеть. Мы говорили об усилении, о поиске игроков в центральную ось обороны. Они нам очень нужны были. Если игра в средней линии и нападении была более менее слаженной, то игра в обороне вызывала огромное беспокойство.
— Вы долгое время были в поиске оптимального состава. Удалось его найти?
— Практически, да. В последних играх осенней части чемпионата он был оптимален. Правда, единственное, что вносило коррективы, так это вынужденная ротация состава. Кто-то выглядел посвежее, кто-то более уставшим, кому-то мы давали возможность играть с первых минут, а кого-то выпускали на замену. Группа из 15-18 футболистов практически была всегда.
— После одного из домашних матчей в конце осеннего отрезка сезона вы не пришли на пресс-конференцию. Подскочило давление?
— Самочувствие было не очень. Самое сложное, когда сразу после финального свистка идешь на флеш-интервью и нужно что-то говорить, искать какие-то слова, правильно все сформулировать. Футболисты ведь слушают все, что говорят тренеры. Нужно было на этом сконцентрироваться, особенно когда после поражений или ничьих должны были взять три обязательных очка, чтобы одесские болельщики увидели, что есть прогресс в команде. Однако сделать этого не удавалось. Скажу вам откровенно: весь этот полугодичный период был сложный.
Город Одесса заслуживает хорошего футбола, а то давление, которое было со стороны фанатов и со стороны руководства, создавало ощущение пребывания на минном поле. Прыгнул влево – можно взорваться, прыгнул вправо – тоже. Все время ситуация нагнеталась, было ожидание чего-то… Спасибо ребятам, что давали веру лично мне и моему штабу. Мы старались и делали все возможное, что можно было выжать из команды.
— На данный момент вам уже удалось отдохнуть, переосмыслить происходившее и перевести дыхание?
— Ну да, удалось отойти. Наверное, последняя победа (над харьковским «Металлистом 1925») чуть-чуть придает здоровью позитив. Можно ведь махнуть рукой, а можно засучив рукава двигаться дальше. Мы все люди, и в творческой работе каждому свойственно ошибаться. Если бы были ремесленниками – это другое дело, а так… Но как бы там ни было, а мы старались сделать все необходимое для победы.
— Как спланирована работа «Черноморца» в зимний период?
— Мне сложно что-то говорить. Есть руководство клуба, которое должно решить определенные вопросы. Вы ведь в курсе, о чем сейчас все пишут, так что мне еще тут комментировать?
— Известно ли вам о том, кто уже точно покинул «Черноморец»?
— Без комментариев.
— Из-за давно образовавшегося в клубе информационного вакуума в Одессе все чаще появляются разные слухи, домыслы и предположения о «Черноморце». Приходилось слышать разговоры о том, что по окончании осеннего отрезка чемпионата вы вместе с тренерским штабом и арендованными у «Динамо» подопечными якобы попрощались с персоналом и оставшимися футболистами одесского клуба. Это так?
— Нет. Я лишь сказал «спасибо» за работу, которую мы вместе провели, и поздравил всех с наступающим Новым годом. Так, как обычно бывает перед отпуском. На данный момент лично у меня нет никакой информации о положении дел «Черноморце».
— Выходит, вы подвисли в воздухе?
— Да-да, вишу в воздухе. Какая дальнейшая судьба будет у меня – не могу сказать. Есть руководство клуба в лице его президента Леонида Климова и генерального директора Анатолия Мисюры. В «Черноморце» решаются какие-то вопросы. Что ж, ждем. Во всяком случае, у меня, как и у всего тренерского штаба, есть еще действующие контракты с «Черномрцем». Лично мой истекает летом 2022 года.