14 жовтня 2021 15:43

Олег ЯЩУК: "Пример Малиновского и Яремчука показывает, что Бельгия ценит и умеет раскрывать наших земляков"

(Публікується мовою оригіналу)


Артур Валерко


Олег Ящук живет в Бельгии с 1996 года – забил около сотни мячей, выступал за местные Андерлехт, Серкль Брюгге, Вестерло и ВХ Брюссель, а сейчас, как успешный сотрудник известного агентства, помогает украинцам раскрыться в Лиге Жупиле.


Как не расспросить Олега Ростиславовича о шансах и перспективах наших в Бельгии и почему именно здесь легче и вольнее играется украинцу?

‒ Олег, ну как вам, прежде всего, старт Яремчука в Бенфике и та форма, которую он набрал? Гол Казахстану, кажется, только прибавил Роману вистов…

‒ Да, забил Рома казахам очень красиво. Это мастерство, это порода. Жаль, что упустили эту победу – за сборную мы с Сережей Серебренниковым держим кулаки и постоянно переживаем.


‒ Очень много хорошо знакомых вам ребят в сборной – Яремчук, Малиновский, Макаренко, да всех не перечесть. Обидно, что тот же Руслан, настолько много сделав для сборной в предыдущих матчах, на Евро-2020 попал в списки разочарований? Не все ведь знали, что играл он, можно сказать, через боль…

‒ Это ведь и обидно. Все видели, что Руслан делал для сборной. Но кто не играл – тот не поймет: если тебя что-то беспокоит в плане здоровья, у тебя не выйдет сыграть на своем уровне. Просто тело не позволит. Вот и Малиновский сделал то, что мог на тот момент. Дальше надо было заняться своим здоровьем. Досадно, что такой важный игрок подошел к Евро-2020 не в лучшем состоянии. Он отдал все силы в сезоне, многое доказал в Аталанте.


И в сборной, вы видели, его вклад был большим. Конечно, будь Руслан в лучших кондициях, без болячек, это была бы совершенно другая история. И именно в тех матчах, где на поле особенно был нужен лидер. Но так уж сложилось, это не зависело от Руслана. Напротив, я вас уверяю, он много сделал и многое перетерпел, чтобы в принципе сыграть за родную страну на чемпионате Европы.


‒ Для вас то, что он не затеряется в Серии «А», было очевидным? Ведь поначалу многие не поняли его выбор – Аталанту не все мысленно ставили в один ряд с другими лучшими командами Италии, а восточноевропейская пресса писала, что зря он не согласился на Спартак…

‒ Он уже доказал, что вышел на хороший уровень в Бельгии. Понятно, что ему надо было делать шаг вперед – а Спартак, в моем понимании, шагом вперед для Малиновского не был бы. На самом деле, несмотря на другие варианты, Руслан уверенно двигался к Аталанте. Все совпало: и амбиции набирающего ход клуба, и огромный интерес лично Гасперини, и желание играть за команду, которая является новой силой в Серии «А». Если бы не было уверенности, что Аталанта не даст Малиновскому новый толчок в развитии, а сам клуб не будет «статистом», конечно, никакого перехода не было бы. Но Руслан отлично понимал силу и привлекательность этой команды, потому и оказался там, и доказал свой уровень.


Конечно, есть свои нюансы. Мы, украинские футболисты, понимаем, что такое тяжелые тренировки и серьезные нагрузки. Но, поверьте, во многом Аталанта Гасперини дает нашим фору. Однако эта работа дает результат – игроки видят, что они растут. Малиновский сейчас уже не тот, что был год-два назад. Это – результат работы по методике Гасперини.


‒ После ухода Яремчука в Бенфику и Пластуна в Лудогорец Роман Безус остался единственным украинцем в Генте. И надо же – поразил своей игрой против Брюгге.

‒ Да вся Бельгия была на ушах! Никто не ждал победы над Брюгге, тем более, такой уверенной! Рома – это игрок с отличным пониманием игры, видением поля. Он был одним из лучших, и говорим не только про важный гол.


‒ Тем не менее, контракт у Безуса завершается по окончанию сезона, и мы пока не слышим, чтобы велись переговоры о его пролонгации…

‒ Думаю, когда придет время вести переговоры сразу с несколькими игроками, которые в ситуации Безуса, и с Романом Гент будет общаться. Безуса уважают в Бельгии. Он сам себе заработал эту репутацию, ведь приехал, скажем так, уже в сложившемся состоянии. Так что сейчас для Гента Рома остается очень важным. Ему, конечно, непросто, потому что еще в прошлом сезоне они все вместе держались – Яремчук, Пластун и Безус. Однако период адаптации позади, Роман и его семья обжились в Бельгии, можно работать. Если что, и мы с Серебренниковым, и украинские ребята из других клубов, неподалеку.


‒ Александр Филиппов стал очень ярким открытием УПЛ в Десне, но вот в Сент-Трейдене ему, кажется, приходится все начинать сначала. Есть у него перспективы в Бельгии?

‒ Саше не повезло – его приглашал один тренер, он начинал играть, но пришел другой и пришлось по новой все доказывать. Филиппов очень старается и у него уже есть результативные действия. Значит, будет дальше работать над собой.


‒ Ну вот сейчас бельгийский чемпионат – наверняка один из тех турниров, за которыми всегда будет следить любой тренер сборной Украины. Но почему именно Бельгия научилась настолько удачно проводить «растаможку» украинских легионеров?

‒ Думаю, повлиял позитивный пример. И мы, старшее поколение, здесь получили определенное имя и связи. Молодые сумели себя показать. Конечно, после того, как здорово проявили себя Малиновский, Яремчук, Соболь, уже легче было получить приглашение из Украины в Бельгию. Тяжелее было первопроходцам.

Важный момент – Бельгия успешно ведет именно футбольный бизнес. Поверьте, клубы здесь не самые богатые – а тем более в годы пандемии коронавируса. Живут именно во многом с продажи футболистов, и, если ты получил приглашение от богатого клуба, тебя продадут. Не будут передерживать, как это иной раз случается с украинскими клубами.


Почти каждый год обновляются трансферные рекорды по продажам, да и, кстати, сами бельгийские клубы начали инвестировать немало в покупки. Скажу, что не все они удачные – бывает, игроков, которых гранды Жупиле Лиги покупают за 8 млн евро, уходят по расторжению контракта или в аренду. Но это именно бизнес – все равно их попытаются продать, как-то вернуть средства, в следующий раз сработать эффективнее.


Это делает рынок здоровым. И если игрок не просто блеснул, а стабильно отыграл год-два в Бельгии, на него обязательно будет спрос в Европе. В той или иной мере, это уже зависит от того, насколько он молод, перспективен, затребован. Но что будет – это факт. Яркий пример – Роман Яремчук. Он дорос до такого уровня, что о нем громко заговорили. Очень лестно отзывались о нем в бельгийской прессе, да и Руи Кошта, когда велись уже переговоры, высоко оценил Романа. Сами понимаете, перейти в топ-клуб более богатого чемпионата – это доказательство того, что игрок вышел на новый уровень.


‒ И Гент без особой жалости расстался с лучшим бомбардиром в истории клуба?

‒ Ясно, что для болельщиков это утрата, и для тренеров – головная боль, потому что Роман делал разницу. Но – и это на самом деле хорошая черта бельгийских клубов – в случае конкретного предложения они садятся и оценивают все риски, возможности и перспективы. Удерживать Яремчука после четвертьфинала чемпионата Европы было нереально.


‒ С одной стороны – это хорошо, но с другой – это прямо противоречит успехам клуба в еврокубках и будущем сезоне, если оставаться без наигранных лидеров.

‒ Опять же, они оценивают ситуацию со всех сторон. Удерживать игрока, если есть возможность его продать и он этого хочет, не очень хорошо. С любой точки зрения.


‒ Спортивная мотивация поддерживается при наличии постоянных новых вызовов. Это ясно. Но как ее поддержать у игроков, которые, будем честны, знают, что не выиграют еврокубок в составе бельгийского клуба и надолго не задержатся здесь?

‒ Судьба футболистов складывается по-разному. Никто не уверен, надолго ли он в клубе. Но если видят перспективы – хотят себя показать и играть лучше с каждым днем. Вот для тех, у кого спортивная мотивация на первом месте, Бельгия – отличный вариант. Если есть перспективы дорасти до топ-чемпионатов, Лига Жупиле – подходящий трамплин.


Доказали не только Малиновский с Яремчуком, но и Дэвид, Доку, Уэсли, Тилеманс, Берге, Осимхен, Коссуну, Троссар. Все выше 20 млн проданы - и именно в последние годы. Поочередно били рекорд по продаже Маруана Феллуани в Эвертон, который в то время чуть ли не вечным казался.


‒ Когда-то с вами общались, вы тогда мне впервые рассказали о таком игроке, как Ромелу Лукаку, который в Андерлехте в ту пору едва дебютировал, и предсказали большую судьбу этому форварду. И тогда я вас спросил: «На кого посоветуете смотреть украинским клубам?» И вы ответили: «На своих, украинских, игроков». Остаетесь при своем мнении?

‒ Понятно, что за игроков уровня Лукаку нам ни тогда, ни тем более теперь не побороться. А в остальном – да.

Украине нужно больше вкладывать в физкультуру и спорт, в развитие инфраструктуры, в работу с детским спортом. Бельгия ведь тоже не всегда такой была.


‒ А кто самый топ сейчас в чемпионате Бельгии? Кроме украинцев, понятно:)

‒ В Брюгге интересный вингер – голландец Ноа Ланг. Техничный, быстрый. Там же Шарль де Кетеларе – полузащитник с отличным футбольным интеллектом. 20 лет, а кажется, будто уже давным-давно играет. Ну и Пол Онуачу в Генке – это настоящая «машина», танк. Высокий, физически одаренный, умеет как продавить, так и решить на тонкости. Вообще, здесь большая текучка кадров, и вы можете несколько туров просмотреть и списать блокнот интересными фамилиями.


‒ Сложный и неоднозначный вопрос: какой бельгийский чемпионат сильнее – нынешний или тот, в котором играли вы лет 20-25 назад?

‒ Да уж, сложный вопрос. И нет на него точного ответа. С одной стороны, денег сейчас мало, клубы выживают и борются за каждую копейку. И такие мастера, как Шифо или Зеттерберг, сейчас бы надолго в Лиге Жупиле не задержались – их бы просто продали. Но с другой стороны – сейчас из Бельгии люди уходят в топ-клубы на очень большие деньги. Значит, чего-то стоят те ребята, которые здесь нынче играют.


‒ Во время выступлений в Заре Богдан Михайличенко считался одним из лучших в УПЛ, считался перспективным и относительно сборной. Но сейчас почти не играет в Андерлехте. Почему?

‒ Не очень хорошая ситуация. Они сейчас пригласили принадлежавшего дортмундской Боруссии воспитанника Барселоны Серхио Гомеса. Хотя он, кажется, крайний нападающий, однако используют его на позиции Михайличенко – слева в защите. Компани в Серхио просто «влюбился»! 20 лет парню, быстр, хорош на атаку. Хотя Богдан будет даже где-то поубедительнее относительно игры на защиту, на сегодняшний день он проигрывает конкуренцию Гомесу.


‒ И что Богдану делать?

‒ Только работать. Летом был интерес к Михайличенко – однако Андерлехт не отпустил. Трансферное окно закрыто. Факт, что Богдан остается в Андерлехте до зимы. Надо сцепить зубы и пахать. Он – волевой парень, и это умеет. А игра команды сейчас нестабильна, еще будут шансы себя проявить.


‒ С Компани вы пересекались ведь не только в самом начале его карьеры, но и когда были играющим тренером ВХ Брюссель – клуба тогдашнего капитана Манчестер Сити…

‒ Да, Венсан тогда меня попросил еще годик поиграть, я поиграл – но уже не было того удовольствия от футбола, что в высшем дивизионе. В итоге я принял решение прекратить выступления и уйти в академию Андерлехта в качестве тренера.


‒ И как работать с ребятами одного из лучших клубов страны?

‒ Это был ценный опыт.

Вместе с Сергеем Серебренниковым, моим хорошим другом и товарищем по Серкль Брюгге, работаем на бельгийском рынке.


‒ Да, лучшая оценка работы – что украинцев в бельгийском футболе стало больше. Случайно, среди своих подопечных не встречали украинцев?

‒ Кстати, да! Не именно в моей возрастной группе, но в академии Андерлехта сейчас занимается паренек из Украины. Ему где-то 12-13 лет, защитник по амплуа. Конечно, рано говорить о его перспективах, однако юноша, который попал в академию такого клуба, уже заслуживает внимания. Думаю, будет на радарах у наших скаутов сборных.


‒ Марьян Швед в Мехелене нарывался на критику тренера, но в итоге клуб подписал его на постоянной основе. Парадокс или найдете объяснение?

‒ Вы знаете, такое бывает. Часто игроки, особенно еще молодые, где-то ведут себя не так, как нужно тренеру, не совсем понимают требования. Но если в них видят перспективу – им дают шанс себя показать. То, что Мехелен решил сохранить и подписать Марьяна, показывает, что в него верят. Хорошие матчи были, Швед очень одаренный, он поменялся, он влился в команду. Все знают, каким может быть этот игрок.


‒ Но, согласитесь, уже во второй европейской команде ему непросто…

‒ Но ведь и не каждого пригласят такие команды, как Селтик, например. Там есть талант, тренеры хотят работать с такими футболистами. Швед – одаренный игрок, в лучших матчах в Бельгии это был топ-уровень.