27 серпня 2021 14:01

Олег БЛОХИН: "Я не формировал список вызванных в сборную. Может, Михайличенко участвовал, не знаю"

Для лучшего футболиста в истории советского футбола Олега Блохина нынешний август оказался весьма насыщенным на события.


В первой его половине он был назначен на пост сопредседателя Комитета национальных сборных УАФ, а во второй стал обладателем государственной награды «Национальная легенда Украины». Бывший игрок и главный тренер киевского «Динамо», которому дважды приходилось брать бразды правления сборной Украины, получил ее из рук Президента страны Владимира Зеленского.


С этой темы и начался разговор с Олегом Блохиным, который рассказал Meta-ratings.com.ua много интересного о своей работе в качестве наставника национальной команды и поделился мыслями о перспективах нашей сборной в текущем отборочном цикле ЧМ-2022.


— К многочисленным медалям, трофеям и призам, главным из которых для вас является «Золотой мяч», врученный как лучшему футболисту Европы 1975 года, прибавилась столь почетная государственная награда - «Национальная легенда украинского футбола». Какие чувства испытали?

— Что и говорить, эмоции были самые положительные. Мне было очень приятно получить такую награду. Я благодарен Президенту за отличие моих заслуг в спорте. Это большая честь для меня и для всей страны.


— Вы, как никто другой, знаете важность работы на столь ответственном посту, как главный тренер национальной сборной. Как вам удалось зажечь подопечных на достижение поставленной цели - выхода в финальную часть чемпионата мира 2006 года с первого места?

— Как только я заявил, что мы выйдем из группы с первого места, так сразу их и зажег. А какую же задачу, скажите, нужно было ставить? Играть снова в плей-офф, что ли? До меня никто такого не говорил, и я понял, что нужно какую-то цель поставить. Не плей-офф, а какую-то глобальную.


— Тогда, во время вашего первого пришествия на пост главного тренера сборной Украины в 2004-м, ваше заявление было воспринято многими скептически.

— Какое там скептически — подумали, что я сумасшедший! (смеется).


— Хотелось бы знать, что в тот момент больше двигало вами: уверенность или оптимизм?

— Скорее, оптимизм. А потом пришла уверенность, что мы выполним эту задачу. Она передалась всей команде. А как по-другому? Ты же работаешь с коллективом, которому ставишь конкретную задачу и от которого требуется ее выполнение. Могли, конечно, и не выполнить — но это уже другой вопрос.


— Можно сказать, что сборная Украины образца вашего первого созыва — 2003-2007 годов была настоящим коллективом единомышленников?

— Ну, конечно. Если бы у нас был разброд и шатание, то мы ничего и не достигли бы. Какие-то трения там были, и это естественно — это же живой коллектив.


— События финальной части чемпионата мира 2006 года, в котором руководимая вами сборная дошла до четвертьфинала, в памяти часто всплывают?

— Да нет. Наверное, я еще не в том возрасте, чтобы возвращаться назад (смеется). Смотрю только вперед.


— Матчи того мирового первенства отняли у вас немало нервных клеток, не так ли?

— Чемпионат мира отобрал очень много эмоций. Вы же наверняка знаете, что там был скандал, когда мы играли с Испанией. После того матча я уже собирал вещи, чтобы покинуть сборную.


— По какой причине?

— Поругался с Суркисом, так как после 0:4 от испанцев на меня с его стороны был «наезд». Впрочем, об этом все знают.


— Апогеем всех переживаний стала игра 1/8 финала со Швейцарией. Радость от ее исхода наверняка вмиг сняла накопившееся напряжение и разгрузила психологически?

— Да, так и было. А ведь могли и не выиграть, так как пенальти — это лотерея... До этого мы никогда не попадали в финальную часть чемпионата мира. И уже сам факт нашего участия в нем — это колоссальный успех для Украины. А дальше сделали шаг чуть выше, войдя в восьмерку лучших. Даже если бы мы проиграли все матчи на мировом первенстве — все равно лично для меня это был бы успех. А дальше нужно уже ставить другую цель — двигаться вперед.


— Ваш второй приход в сборную оставил в памяти еще одно историческое событие - проводимое в нашей стране совместно с Польшей Евро-2012. Для вас, как тренера, оно многое значило?

— Безусловно. Вся страна тогда жила подготовкой к чемпионату Европы - строились дороги, гостиницы, стадионы. Все двигалось к этой цели. Что и говорить, для нашей страны это было колоссальное движение вперед.


— Вы тогда наверняка чувствовали двойную ответственность, ведь Украина, как одна из хозяек континентального первенства, ожидала от своей сборной какого-то подвига...

— Я это понимал, а как же. И могу сказать, что работал я в нормальном режиме. Но требовали от меня на порядок выше. Это при том, что нашими соперниками в группе были Швеция, Франция и Англия! Все эти сборные - одни из ведущих стран в Европе. Даже в мире. Не ожидал, что будет такая тяжелая группа. Но ничего не поделаешь: ты тренер национальной сборной, и нужно давать результат.


— Надо полагать, матч с Англией надолго запомнился одним эпизодом: когда Марко Девич переправил мяч в ворота, находившийся за линией Джон Терри сумел его выбить, а ассистент арбитра проморгал чистый гол...

— Это само собой. Но в целом я считаю, что в матче с англичанами со стороны сборной Украины была показана отличная игра. У кого-то, возможно, по этому поводу другое мнение, у меня - свое.


— Зато фамилия главного рефери - венгра Виктора Кашшаи осталась в памяти украинских болельщиков на всю жизнь...

— Это точно. И у меня тоже.


— А фамилия того горе-ассистента?

— Не знаю. Я не успел до него добежать.


— В ряде средств массовой информации ваша и Алексея Михайличенко кандидатуры преподносились в качестве возможных преемников Андрея Шевченко...

— Нет-нет-нет, мою кандидатуру на рассмотрение не подавали. Подавали Мирона Маркевича и Алексея Михайличенко. А еще Сергея Реброва, он был в этом списке первым.


— А если предположить, что вам предложили бы в третий раз войти в одну реку?

— Думаю, что нет. Если уж на то пошло, то пусть Андрей Шевченко доиграет этот отборочный цикл, а потом будет решать, уходить или не уходить. Но чтобы оставлять сборную в таком положении... Видимо, после стартовой ничьей с Францией казалось, что обыграют финнов и казахов — и в активе будет семь очков! Но не тут-то было. Сейчас положение тяжелое.


— Тяжелое, но не безнадежное...

— Будем смотреть по конечному результату. В этом случае уместна поговорка «Надежда умирает последней». Сейчас же я говорю о том, что есть на данный момент.


— Если выиграть у тех же казахов и финнов, то в турнирной таблице все вроде станет на места...

— Так и должно быть, чтобы стало на места. Поэтому и пожелаю Александру Петракову удачи.


— Как вы думаете, в своей отборочной группе помимо Франции наша сборная считается фаворитом?

— Сейчас она какой фаворит-то? Шансы на сегодняшний день есть и у Финляндии, и у Боснии и Герцоговины. Что касается казахов, то они могут только попортить нервы. Как это было в матче с Украиной. Да и французы с ними намучались. Но как бы там ни было, а сборная Казахстана все же не дотягивает до высокого уровня фаворита.


— Именно казахи станут первым соперником сборной Украины при тренерстве Александра Петракова. Стоит ожидать непростую игру?

— В гостях у казахов играть тяжело, так как матчи проводятся на искусственном поле. Наша национальная команда соберется 29 августа, а уже спустя два дня ей предстоит перелет в Казахстан. В отличие от сборной Украины, у соперника будет целая неделя на подготовку к матчу. А это немаловажно. В общем, ситуация непростая.


— От чего в Комитете сборных Украины отталкивались, формируя список игроков, вызванных для участия в сентябрьских матчах с Казахстаном и Францией?

— Сразу замечу: я не формировал этот список. Может, Алексей Михайличенко участвовал - не знаю, не говорил с ним об этом. Думаю, что на эту тему у руководства УАФ был разговор с Сергеем Ребровым и Александром Петраковым, который на тот момент уже значился второй кандидатурой на пост наставника сборной. Если Петраков, как исполняющий обязанности главного тренера, будет советоваться - нет вопросов.


— Какое максимальное количество матчей тура вы, как представитель Комитета сборных, успеваете посмотреть?

— Это входит в функции тренеров сборной. В наши же обязанности просмотр матчей тура не входит. Мы лишь контролируем вопросы, связанные с национальной командой, присутствуя на ее играх. Петраков недавно посещал матч «Ингулец» — «Динамо» (Киев), который стал для него первым в новой роли. Если бы до его назначения нас обязали какие-то игры смотреть, то разумеется, мы бы на них присутствовали.


— Как часто смотрите на стадионе матчи вживую?

— Недавно меня пригласили посетить еврокубковый поединок в Коваливке, где «Колос» принимал карагандинский «Шахтер». Впечатления от визита остались самые приятные, получил море удовольствия. Честно говоря, не ожидал такого увидеть: прекрасный стадион там сделали, отличное поле. А атмосфера на арене просто шикарная. Она рассчитана всего на пять тысяч, но зато какая же она уютная. За все это нужно поблагодарить Андрея Засуху — классный стадион он сделал. Для многих это наглядный пример.


— Сейчас на подходе клубный стадион «Ингульца». В Петрово поедете?

— Не знаю. Посмотрим. Мне понравилось, когда президент «Ингульца» сказал: «Мы перенесли домашнюю игру с »Динамо« в Киев. Хотим открыть стадион с более сильной командой» (смеется). Честно говоря, я не понял юмора. Если «Динамо» (Киев) не эталон украинского футбола, тогда пусть «Милан» или «Реал» приглашает.


— Слава Богу, что есть еще такие влюбленные в футбол люди, как Александр Поворознюк...

— Я это только приветствую. Главное, чтобы не бросить дело в какой-то момент. А то иногда бывает, что содержащий клуб человек поиграется им, словно игрушкой — и бросает.


— В хорошо знакомой вам по тренерской работе Греции давно были?

— Давно. Ковид спутал все карты. С прошлого года вообще никуда за границу не выезжаю, да и в Украине стараюсь меньше в людных местах общаться. Это такая напасть, что у меня многие люди уже на себе это со всей тяжестью испытали. Надо делать прививки, хотя есть еще такие, кто в них не верит. Я сколько раз от гриппа прививался — и ничего. Даже если болеешь, то в легкой форме — вот в чем дело.


— А от ковида вакцинировались?

— Да, вакциной Pfizer. В июне вторую прививку сделал. Тем, кто вакцинировался, дают международный сертификат на английском языке с печатью. Но даже это не является для меня поводом, чтобы ехать за рубеж. На границе могут возникнут любые неожиданности, при которых, не исключено, будешь сидеть две недели на карантине за свой счет.


Фото: ФК "Динамо"