Мирча ЛУЧЕСКУ: "Если бы не пандемия, то я бы сейчас тренировал "Сьон"
Главный тренер «Динамо» Мирча Луческу пообщался с журналистами швейцарского портала Blick, рассказав им о предложении от «Сьона», своем тренерском подходе и отношении к интернету.
- Вы каждое лето приезжаете в нашу страну, чтобы готовить своих игроков к новому сезону. Не было ли у Вас желания купить тут себе дом?
- Еще не знаю, но должен подумать об этом (смеется). Почти со всеми своими командами я приезжаю тренироваться в Швейцарию. Климат здесь необычный, а удобства в отеле очень хороши. Здесь есть все, что нам нужно.
- В следующую среду Ваша команда сыграет спарринг с «Сьоном».
- Мы сыграем еще раньше, в субботу, когда у нас поединок против «Серветта».
- Но Вы ведь понимаете, почему я спросил Вас о «Сьоне»?
- Да, конечно (смеется). Но пандемия изменила все наши планы.
- Первые контакты между Вами и «Сьоном» были раньше, чем началась пандемия. О Вашем назначении говорили в декабре 2019 года.
- Это правда, что я очень ценю президента клуба Константин. Мы были на связи, но мое назначение не состоялось. Потом мы вновь заговорили об этом весной 2020 года, но из-за коронавируса чемпионат был прерван, все было приостановлено. Константин хотел, чтобы я приехал перед стартом сезона 2020/21. Он позвонил мне и сказал, что через четыре дня я должен быть в Сьоне, но так быстро приехать было невозможно из-за состояния здоровья. Все сорвалось, но при этом мы остались с ним в хороших отношениях
- Без коронавируса…
- Без него я бы тренировал «Сьон». Но было бы очень сложно продвинуть команды вперед и со временем улучшить ее.
- Константин не отличается терпением.
- Для меня это не проблема. Они говорят, что это характер-вулкан, но моя роль также заключается в том, чтобы успокоить его своей работой и результатами. Он тот, кого я очень ценю. Мы остались друзьями. Доказательства? Мы играем друг против друга в среду.
- Может, он попытается заставить Вас возглавить команду еще раз?
- (смеется) Нет, думаю, с этим покончено.
- Вы все еще успешный тренер, но к концу месяца Вам исполнится уже 76 лет. Думаете о пенсии?
- Нет. Я остановлюсь, когда у меня закончатся амбиции, мотивация и энтузиазм. Конечно, здоровье тоже должно соответствовать. Пока все эти элементы на месте, я буду продолжать тренировать.
- Мы живем в мире, который становиться все быстрее и быстрее. Вы уже могли бы быть дедушкой для многих своих футболистов… Вам иногда не кажется, что Вы просто "не в себе"?
- Сменяются поколения, но футбол остается прежним. Некоторый вещи нужно корректировать, например, подготовку и анализ результатов, но главное – это матчи и тренировки.
- Для Вас также важно тренировать кого-то не только как футболиста, но и как человека?
- Образование для меня приоритетно. Это единственное, что освобождает вас от результатов. Хороший игрок – умный игрок. Но их познания об окружающем мире не должны оставаться на одном месте.
- Если конкретно, как Вы тренируете своих игроков?
- Футболу учат, как и любой профессии. Поэтому я даю уроки, которые иногда можно рассматривать и как уроки философии. Я говорю не только о футболе. Что такое футбол, если это не взгляд на жизнь за 90 минут?
Игроки должны понимать, что все, что они делают в своей жизни, создает их них граждан, которыми они являются. Их спортивные результаты, поражения и победы не определяют их как личность. Они намного больше. Помните, что карьера длится всего несколько лет. Надеюсь, после этого их обычная жизнь будет долгой.
- В Швейцарии такой тренер, как Люсьен Фавр, очень внимательно следит за своими игроками, помогая им прогрессировать индивидуально. Вы следите за ним?
- Учитывая мой возраст, это он должен больше походить на меня (смеется). Я в футболе уже 50 лет. Конечно, есть тренеры, у которых сильная философия, линия, которая определяет их карьеру. Это Фергюсон в «Манчестер Юнайтед», Арсен Венгер в «Арсенале», Пеп Гвардиола, тот же Люсьен Фавр и многие другие. Все они – громкие имена, которым удавалось сплотить команду вокруг своего видения ситуации.
- Сохранятся ли гуманистические ценности и терпение в отношении результатов в футболе в 2021 году?
- Да, при условии, что вам удастся убедить людей своими методами. В раздевалке ваши аргументы должны быть конкретными, чтобы игроки пришли к общему согласию. Общение имеет важное значение. Вы также должны уметь слушать и приспосабливаться к их чувствам. Но в конце концов я остаюсь тренером, а свобода одних заканчивается там, где начинается свобода других.
- Говорят, новое поколение должно все понимать и знать, прежде чем следовать своим путем. Это то, что Вы сейчас видите?
- Это правда. Нам нужно было объяснять свой выбор более чем 30 лет назад. Но сейчас благодаря интернету игроки получают доступ к огромному источнику знаний. Они могут противопоставить другие идеи, у них больше возможностей думать и делать это самостоятельно. В меньше степени это относится к поколениям, родившимся до появления интернета.
- Вам приходилось сталкиваться с большим давлением?
- Да, но это вызов, который мне нравится принимать. Я стараюсь совершенствоваться, чтобы мои идеи оставались актуальными и современными. Это очень важно для того, чтобы иметь возможность дать игрокам нечто большее, чем опыт поколений. Подобное очаровывает меня и порой заставляет нарушать мой распорядок дня.
- Как Вы относитесь к тому, что Ваши игроки зависают в интернете?
- Я считаю, что это очень хорошо. И, конечно, не хочу им запрещать подобное. Очень хорошо, что они развивают свое воображение и знания. Им просто нужно быть осторожными, чтобы не потеряться во всем этом.
- Я не нашел Вас в Инстаграме…
- (смеется) У меня нет аккаунтов в соцсетях! Боюсь, я бы тратил слишком много времени. Поэтому у меня просто есть смартфон, чтобы позвонить жене.