18 серпня 2006 00:22
Михаил ШИРВИНДТ: "Надеялся на финал Гана - Украина"
Если честно, то в ту самую ложу, название которой вынесено в рубрику, Михаил Ширвиндт на стадионе не ходит. Среди рядовых болельщиков на трибуне, по его заявлению, смотреть футбол гораздо интереснее. Глас народа, даже если он приправлен словечками, которые на его родном телевидении пищалкой глушат, по его мнению, дорогого стоит.
Обычно футбол экс-ведущий энтэвэшного "Дог Шоу", а ныне продюсер независимой телекомпании "Живые новости" смотрит в компании друзей с неизменным спутником - режиссером Денисом Евстигнеевым. А познакомились мы после того, как мой давний приятель актер Александр Калягин попросил помочь им попасть в Лужники на игру Лиги чемпионов "Спартак" - "Арсенал". Затем мы не раз встречались в самых футбольных московских банях - "Сандунах", где все разговоры неизменно сводились к обсуждению вестей с российских полей и непременным воспоминаниям того осеннего вечера, когда команда Романцева разгромила англичан Венгера. Со временем я понял, что Ширвиндт-младший в отличие от отца принадлежит к категории болельщиков-пессимистов и вполне сгодился бы для роли вечного, непримиримого критика футбола отечественного производства.
В этом я еще раз убедился, когда мы встретились уже в официальной обстановке кабинета Михаила Александровича, чтобы вновь поговорить о футболе и отношении к нему, как человека неравнодушного.
- Помню, чаще всего мы виделись на матчах "Спартака" и "Локомотива". Может быть, приоткроете тайну - за кого же вы все-таки болеете?
- Прежде переживал за "Локомотив". А в последнее время что-то поостыл. Мне очень нравилась команда Семина. Прежде всего нестандартностью, энергетикой, поиском. После его ухода все это медленно, но верно стало исчезать. И сейчас клуб становится одним из многих. Еще раз убеждаюсь, что как в искусстве, так и в футболе режиссер - главная фигура.
- Насколько известно, Ширвиндт-старший всегда был преданным поклонником "Торпедо". Почему же у сына оказались иные привязанности?
- Отец болел за команду Иванова, Стрельцова и великого тренера Виктора Маслова. Сейчас от нее остались только название и воспоминания уровня легенд. А потом, в детстве на матчи автозаводцев он меня почему-то не брал, и в молодые годы я больше увлекался хоккеем. Однажды в Рузе, на залитой льдом баскетбольной площадке, вместе с Валерием Харламовым играл "два на два" против Михаила Державина и Александра Мальцева. Страсть к футболу появилась уже позднее, по большому счету в двадцать четыре года. Как сейчас помню полуфинал чемпионата мира-82 между Францией и Германией, который я смотрел на даче. То была не игра, а настоящий боевик с совершенно непредсказуемой развязкой. Рядом спал сын, которому только исполнился год, и я, чтобы его не разбудить от переполнявших меня эмоций, вынужден был орать шепотом так, что сорвал связки.
- И с тех пор вы заболели футболом.
- Только хорошего уровня. Извините, но посредственность смотреть не могу. Недавно, после чемпионата мира в Германии, случайно по телевизору наткнулся на встречу "Рубина" с "Шинником" и пришел в ужас от увиденного - ни мысли, ни мастерства. Как в том анекдоте, когда после футбольного матча с муравьями слоны говорят соперникам: "Вы уж ребята не обижайтесь, что мы вас потоптали". А те в ответ: "Да ничего, мы ведь тоже грубо играли". Словом, полная ахинея, которой в нашем футболе, увы, хватает.
- Не чересчур ли мрачно все так выглядит?
- Может, резко, но по сути верно. Большинство клубов не ставит перед собой серьезных задач, а просто участвует в чемпионате. Сборная России уже который год топчется на месте. В футбольном руководстве постоянно какие-то интриги, борьба за власть. И, заметьте, прорыва пока не видно.
- А приглашение Хиддинка?
- Это луч надежды. Видимо, чиновникам надоело тасовать тренерскую колоду, и они решились на такой шаг. Впрочем, почему бы этого не сделать на деньги Абрамовича?
- Думаете у голландца в России все сложится так, как в Корее и Австралии?
- Гарантий нет никаких. И все будет зависеть прежде всего от того, примет ли его система - игроки, тренеры, сумеет ли он заразить их общей идеей создания команды с психологией победителя. По натуре Хиддинк - лидер, жесткий, целеустремленный человек. И это очень важно, как в футболе, так и в искусстве. К примеру, о Юрии Любимове поговаривают, что он деспотичный в работе, что актеры для него марионетки. А Юрий Петрович создал потрясающий "Театр на Таганке" только благодаря строжайшей дисциплине и полному подчинению его требованиям. Правда, возможно, сыграло и то, что он взял сразу целый выпускной курс студентов и начинал с нуля. Приходить в готовую труппу обычно сложнее. А у Хиддинка именно такая ситуация.
- Что же в ней, на ваш взгляд, особенно важно?
- Не пойти на поводу у футболистов, заставить их поверить, что тренер во всем прав. Снимая фильм, режиссер может собрать самый звездный состав актеров. Но если он отдаст творческий процесс им на откуп, то картина провалится.
- Кто из тренеров по характеру напоминает вам Любимова?
- Пожалуй, царствие им небесное, Константин Бесков и Валерий Лобановский. Это были личности, сравнимых с ними в нашем футболе практически нет.
- А Газзаева к их числу не относите? Ведь не случайно его считают одним из самых твердых и настойчивых тренеров, что подтверждается победой ЦСКА в Кубке УЕФА.
- Что ж, этот успех армейцев действительно значимый. Но ведь, положа руку на сердце, признаемся, что большая доля в той победе принадлежит армейским бразильцам. Вот теперь и скажите, какая от этого польза российской сборной? Ведь ни Вагнера, ни Карвалью, да и Олича в нее не пригласишь. А звезд ей ох как не хватает.
- Считаете, что таковых в нашей сборной нет?
- Понятие "звезда" распространяется на игроков, которые показывают игру высокого уровня стабильно, а не по настроению. Вспомните, как пару сезонов назад все восхищались Булыкиным. И где он сейчас? Лишь от случая к случаю может выдать игру Сычев. То же самое можно сказать и об Аршавине с Кержаковым. И на фоне минувшего мирового первенства это особенно видно.
- За кого на нем болели?
- В отсутствие наших, за команду Блохина. И еще за "темных лошадок" - сборные африканского континента Ганы, Того, Кот-д'Ивуара, Анголы. Хотелось чего-то неожиданного, непредсказуемого. Скажем, чтобы в финале встретились Украина и Гана. Вот было бы чудо! Болельщики вообще любят сенсации. Помню, как во время матча французов с сенегальцами, таксист, который вез меня по Парижу, сходил с ума, понимая, что его земляки безнадежно проигрывают, и чуть не разбил свой "ситроен". Тогда на фестивале "Кинотавр" родилась шутка, что "Папа Диоп познакомил французов со своей мамой".
- А после того, как наша сборная покидала Японию, шуток не появлялось?
- Только грустные. Я, помню, сказал, что сборная России наконец-то развеяла миф о непобедимости Туниса.
- Судьи на чемпионате в Германии не раздражали?
- Не больше, чем обычно. Они, как в Японии и Корее, помогали сильным и были безразличны к тем, кто послабее. Что касается нашего Иванова, то он стал заложником собственной принципиальности. Карточки, конечно, португальцам и голландцам давал по делу. Но с каждой новой заводил футболистов все больше и больше. Наверное, итальянец Коллина подобной мясорубки не допустил бы. Вообще с fair-play на чемпионате дела обстояли плоховато.
- В связи с этим как отнеслись к поступку Зидана?
- Во время финала я находился на съемках в Праге. Мы с оператором смотрели его на Староместской площади, сидя бок о бок с итальянскими и французскими фанатами на булыжной мостовой. Реакция их в момент, когда Зидан ударил Матерацци, была, естественно, разной. Одни возмущенно орали: "Мама миа!", другие восторженно выкрикивали: "О-ла-ла!" Мой спутник, человек далекий от футбола, ничего не поняв, спросил: "За что он его так?" И я, как мог, объяснил, что произошло. А на следующий день из газет выяснилось, насколько точно я это сделал. Если же поконкретнее, то по-человечески я француза понимаю: один может стерпеть провокацию, а другой - нет.
- Итальянцы стали первыми по праву?
- По крайней мере в большей степени, чем греки на чемпионате Европы, чья победа воспринималась мной, как стечение обстоятельств. Итальянцы же свою выстрадали. В Германии больше остальных разочаровали бразильцы, которых погубили такие несвойственные им прежде вальяжность и самоуверенность. А вот Аргентина с Германией очень понравились. Подопечные Клинсманна со своим отчаянным, временами бесшабашным футболом и вовсе стали своеобразным открытием первенства.
- Не прикидывали, как выглядела бы в этой компании российская сборная?
- Думаю, что в таком варианте и состоянии, в каком она пребывала на отборочном этапе, нас ждало бы очередное разочарование. Не случайно после поражения украинцев от испанцев ваша газета вышла с очень образной шапкой на первой полосе - "По-русски!". Вот и ответ на ваш вопрос. А заодно и на ситуацию в родном футболе.
- Может, все не так уж в нем плохо?
- Если ориентироваться на победу девушек на европейском первенстве и программе "Подарим детям стадион", осуществляемой на деньги Абрамовича, то картина и впрямь неплохая. А в остальном не покидает постоянное ощущение, что всякий раз нам приходится начинать с нуля.
- И даже то обстоятельство, что в российский футбол пришли большие деньги, не вселяет оптимизма?
- Пока их благо оправдывает только ЦСКА, где действительно все выстроено точно и последовательно. И прежде всего благодаря тому, что его президент Евгений Гинер исключительно корректен в вопросах, касающихся работы тренера и селекции. А что дали деньги "Динамо", "Ростову", "Сатурну"? И прежде всего потому, что те, кто их давал, считали и считают себя футбольными специалистами. В этом плане нашим олигархам не грех бы перенять опыт Абрамовича, который, вынимая свои кровные, с первых же шагов доверился профессионалам. Именно этого и не хватает, на мой взгляд, нашему футболу.
- Под каким же лозунгом он пока живет?
- Под тем, который еще большевики придумали, - "Пролетарии всех стран, объединяйтесь!".
Александр ЛЬВОВ
Коментарі
Увійдіть в систему
або
Зареєструйтесь