Мой путь на Евро. Сергей Сидорчук: "Кайфовал даже на лавочке"
Накануне крупного международного форума, на котором будет представлена национальная сборная Украины, zbirna.com открыла новую рубрику — Мой путь на Евро.
Очередным героем проекта стал полузащитник Динамо Сергей Сидорчук. В отборочном турнире Евро-2020 капитан киевлян не так часто выходил на поле, но этот путь с командой он прошел с самого начала…
«На первом сборе тренировались на двух полях»
— Наш путь на это Евро начался, считаю, тогда, когда мы впервые собрались под руководством нового тренерского штаба, — сказал Сергей Сидорчук. — Я, как сейчас, помню конец лета 2016 года, и наши тренировки на базе в Конче-Заспе. Было вызвано около 30-ти футболистов, а, может, и больше, мы занимались на двух соседних полях и начинали знакомиться с новыми требованиями. Признаюсь, все эти новинки восприняли, скажем так, с воодушевлением с первого дня работы. Новое — оно ведь всегда интересное, нам хотелось учиться и развиваться. Хотя сама тактика с тех пор не раз уже менялась. Начинали мы по принципам, во многом схожим с теми, что были у нас в Динамо при Сергее Реброве — играли с двумя инсайдами. Потом стало 4—3—3, пробовали мы и другие варианты, и это здорово, что сборная Украины умеет играть по-разному.
Первый матч был с Исландией, и мы играли на Олимпийском без зрителей. Правда, они нас хорошо поддерживали за пределами стадиона. Сыграли — 1:1. Уступали в счете, Андрей Ярмоленко забил мяч, а Женя Коноплянка в самом конце не реализовал пенальти. Мы тогда только начинали действовать по новой тактике, еще не так умело вскрывали зоны, когда они были закрыты. Включить сегодня тот поединок и сравнить с каким-то из нынешних, —получится, наверное, как замедленная съемка. Слишком уж долго мы разыгрывали мяч, не понимая толком, в какую сторону лучше направить атаку. Да и соперник был непростой — мы это знали, видели матчи исландцев на Евро-2016. Контратаки, ауты и так далее.
«Из той команды осталось всего 10 игроков»
Сам этот отборочный турнир, первый с Андреем Шевченко, был периодом становления команды. Я читал у вас на сайте воспоминания Сергея Кривцова и могу с ним согласиться — происходила смена поколений. Можем пройтись по заявке нашей команды с игры против Исландии? Так вот, там было только 10 футболистов из 36-ти, которые вызваны сейчас на сбор. Трое уже закончили карьеру. Важно, что тренеры с первого дня работы не боялись доверять молодежи, давали шанс многим ребятам. У нас был хороший сплав молодости и опыта, а штаб сумел сплотить коллектив. Он ведь проверяется не тогда, когда хорошо, а у нас в квалификации к ЧМ-2018 хватало поражений. Но мы с честью прошли этот период и стали только сильнее, усвоив те требования, которые предложил новый наставник.
«Наш тренерский штаб всегда на одной волне»
Мне не довелось сыграть с Андреем Шевченко в одной команде — совсем немного мы, так сказать, разминулись в Динамо и в сборной. Но с первого дня его работы я убедился в том, что он такой же, каким представлялся мне в качестве игрока — максималист с большой буквы, постоянно работающий над собой. Андрей Николаевич сразу собрал настоящую команду профессионалов — своих помощников. Смотришь на них — они все буквально на одной волне. Придерживаются одной и той же точки зрения, без шараханий и паники. В предельно сжатые сроки тренерский штаб сборной, зная наши сильные стороны, определяет недостатки в игре соперника и направляет нас так, чтобы нанести удар именно по уязвимому месту. Понятно, что перед матчами с самыми сильными сборными делается упор на то, как нивелировать их козыри. Смотришь на штаб — они все время в работе. Постоянно с техникой, анализируется каждая тренировка. Мне кажется, что они выключают свои планшеты только ночью, когда ложатся спать (улыбается).
Когда мы находимся вне сборной, у нас нет рабочей коммуникации. Тренеры не отвлекают от клубных дел, но, как только собираемся в сборной, чат команды кипит. Нам сбрасывают информацию по соперникам, видео на определенных футболистов с их сильными и слабыми сторонами. На первой теории в начале каждого сбора мы вспоминаем наши принципы игры, а потом постепенно делаем акцент на противнике.
«В матче против Италии я сыграл плохо»
Лига наций, наверное, была придумана как раз для сборной Украины (улыбается). Этот турнир нам здорово помог почувствовать уверенность в своих силах, мы завоевали путевку в элитную компанию европейского футбола. Да и после жеребьевки отборочного турнира Евро-2020 чувствовали какую-то раскованность. Знали, что, если даже что-то пойдет не так, у нас будет запасной путь. Победы над чехами и словаками были разными. В первой игре мы вырвали три очка в компенсированное время — пожалуй, это была репетиция игры в Люксембурге (улыбается). Зато дома, принимая Чехию, на мой взгляд, впервые показали кусочек того настоящего футбола, который хотели видеть тренеры, несмотря на скромный итоговый счет 1:0.
Важной была контрольная встреча в Италии, где мы сыграли вничью — 1:1. Правда, я провел этот матч плохо. Первый тайм мы все-таки провалили, а во втором, после замен, ребята показали хороший футбол. Помню гол Руслана Малиновского, который мог тогда забить еще парочку. В Лиге наций я, кстати, тоже почти не играл. Да и отборочный турнир начал в запасе. В июне и сентябре 2019 года меня в сборную вообще не вызывали. Был сложный период в клубе, где я не имел твердого места в составе. Там сказывались отголоски травмы и не только. Признаюсь, пришлось непросто, но я сумел пережить этот не самый простой момент в своей футбольной жизни. Я считаю себе самокритичным человеком, поэтому, когда меня не вызывали в сборную, принимал это, как должное. Не обижался, а все понимал.
«У нас лавочка теперь чисто итальянская»
После победы над Сербией во Львове я ничуть не сомневался в том, что сборная Украины поедет на Евро. Это была лучшая игра нашей команды за много лет — пожалуй, со времен домашнего поединка с Францией в 2013 году. Потом была и Португалия дома — жирная, так сказать, точка. В этом отборе я сыграл только два раза: вышел на замену в матче с Литвой в Харькове, а потом провел всю игру в Сербии. Некоторые поединки смотрел по телевизору, некоторые — со скамейки. Лавочка у нас, кстати, очень эмоциональная — я бы сказал, итальянская (улыбается). Поддержка со скамейки всегда была сумасшедшая. Сплошной позитив. Для любой команды это всегда важно. Тренеры почти никогда не приседают, все время подсказывают, что-то корректируют. Живут игрой. Резервный арбитр постоянно делает замечания, напоминает, что в технической зоне может стоять только один человек. Не действует (улыбается).
Вообще, нашему футболу таких эмоциональных и позитивных, а не угрюмых лавочек, считаю, не хватает. Хотя с приходом Андреа Адзалина, отвечающего за физическую подготовку вместе с Иваном Баштовым, у запасных стало меньше возможности спокойно смотреть футбол. Минуты с 15-й каждого матча он начинает поочередно разминать по три игрока, при этом с самого начала игры ты должен быть готов в любую секунду выйти на поле — сидеть в щитках, с затейпованными гетрами, а не делать все это, когда тебе скажут. Тратить на это драгоценное время. Еще одна новая фишка — беговая работа сразу после финального свистка для тех, кто не играл. Не суть важно, во сколько закончился матч. Теперь это закон. Раньше такое у нас было только один раз, когда проводили поединок в Турции.
«За 10 дней сыграли сразу с тремя топами»
Домашняя победа над Португалией — это незабываемые эмоции. Полный стадион, сумасшедшая поддержка! Когда сейчас играешь без зрителей и вспоминаешь такое — становится немного грустно. Но самое главное то, как здорово сыграла команда. Как она, оставшись вдесятером, не просто сохраняла счет, а умело держала мяч, не позволяя сопернику атаковать. Смотрел на все это с лавочки и кайфовал от того, что просто нахожусь в этом коллективе. Потом, уже в Лиге наций, мы испытали нечто подобное, когда дома обыграли Испанию, но тут мне повезло еще больше — я сыграл в этом матче. Минувшая осень — это были сплошные качели. Не только для нас, футболистов сборной Украины, но и для всего человечества. Пандемия внесла коррективы во все сферы жизни. Ты живешь и думаешь, когда заболеешь…
Конечно, нас побросало. Контрастный душ. Выиграли у Швейцарии — проиграли Испании. Провалились во Франции — достойно сыграли с немцами и победили испанцев. В Париже вообще была напряженная ситуация. Мы до последнего не понимали, будет ли игра, нужна ли она и так далее. На заявку людей не хватало, пришлось Александра Шовковского переодевать. За 10 дней нам предстояло сыграть три поединка и все с топовыми сборными — Франция, Германия, Испания. Такого в истории нашей национальной команды точно не было.
«Киммих руками помахал и всех расставил»
Домашний матч с немцами получился неплохим, хотя на атаку могли сыграть лучше. С испанцами свой момент нашли и не пропустили. Но это были две разные по своей сути игры. В том и сила нашего тренерского штаба, что нам объяснили две разные тактики в обороне. Во встрече с Германией нельзя было давать зоны за спинами защитников. Мне, как опорному хавбеку, все время приходилось садиться на место центрального защитника, если он выдвигался. Так мы компенсировали пространство, ведь немцы хорошо чувствуют эту самую глубину атаки — когда открыться, когда пас отдать. Они хорошо прессингуют, но у нас были наигранные розыгрыши от ворот. Кое-что получалось, хотя у них Джошуа Киммих — как дирижер. Все прочитал, руками помахал, всех быстро расставил. Высший пилотаж.
Тяжело было с немцами — играли очень вязко. У них нет такого: 2:0 выигрывают — и останавливаются. В матче со сборной Испании легче не получилось. Но тут, наоборот, нельзя было давать открываться между линиями, у испанской сборной есть исполнители, которые быстро двигают мяч и хорошо разворачиваются. Мы сыграли 4—2—3—1 и не ошиблись. В первом тайме действовали больше с опаской, а после перерыва начало получаться лучше, пошли моменты.
«К арбитру во Франции не подходил»
В ноябре, в Швейцарии, меня не было. Прилетели на матч в Германию, и там я сдал положительный тест вместе с Виктором Цыганковым и Виктором Коваленко. За нами туда Динамо прислало самолет, и за всеми медицинскими событиями в Люцерне я следил из чата команды, находясь в Киеве. Там все менялось буквально каждый час. Мне уже приходилось комментировать эту ситуацию в СМИ, но я еще раз повторю — это не вина УАФ или врачей. Это жизнь. Такое могло случиться с каждой командой, но с нами поступили именно так. Мог, кстати, быть создан большой прецедент в футболе, но хорошо, что не было цепной реакции в других поединках. Думаю, это вопрос обычной футбольной этики и морали.
Весной, в новом отборочном турнире, уже на ЧМ-2022, нас снова немного штормило в плане результата. Хорошо сыграли во Франции, где мне удалось забить за сборную впервые за шесть лет. К судье, кстати, не подходил, не спрашивал, на кого гол записали. Просто радовался хорошей игре по новой схеме с пятью защитниками и достойному результату. Уже на ужине мне сказали, что в протоколе УЕФА значится моя фамилия. Было приятно.
«Наш путь на Евро еще продолжается…»
Жаль, конечно, что потеряли очки во встречах с Финляндией и Казахстаном. Считаю, что по игре мы выглядели на хорошем уровне. Но в одном случае все решила досадная ошибка, а в другом — одна контратака. Помнится, по приезду в клуб нам Мирча Луческу хорошую теорию провел — всыпал по полной программе. Впрочем, время, чтобы исправить ситуацию, есть. Матчей еще хватает. Для нас эти мартовские осечки станут хорошим уроком перед Евро. Как хотим там выступить? Лучше не спрашивайте. Вообще ничего говорить не буду — из меня плохой прогнозист. Давайте на этот раз без громких слов и обещаний. Могу сказать только то, что мне очень хочется, как можно дольше кайфовать в этой команде. Наш путь на Евро еще продолжается — сейчас мы серьезно готовимся к этому турниру.
Евгений ГРЕСЬ