2 квітня 2021 13:50

Интервью из прошлого. Леонид Буряк: "Группировки в команде были и в наше время"

К 25-летию некогда популярной газеты КОМАНДА мы решили открыть рубрику «Интервью из прошлого», в которой найдем место наиболее резонансным и памятным публикациям разных лет, пишет zbirna.com.


Сегодня герой проекта — экс-полузащитник киевского Динамо и сборной СССР, бывший тренер сборной Украины Леонид Буряк. Беседа состоялась в апреле 2005 года, когда специалист осваивался в новой ипостаси — спортивного директора клуба.


В четверг у нас в гостях побывал известный украинский специалист, с недавних пор спортивный директор киевского Динамо Леонид БУРЯК.


Возвращение в родную команду пришлось на непростой период в судьбе клуба. Тем не менее, Леонид Иосифович преисполнен оптимизма. А потому и поздравления от КОМАНДЫ с новым назначением принимал с улыбкой на лице.


— Леонид Иосифович, насколько это назначение было для вас неожиданным? Насколько оно престижно? Ну и, самое главное, какие задачи стоят перед спортивным директором киевского Динамо?

— Назначение действительно оказалось неожиданным, хотя где бы я ни работал — за границей ли, в Украине, — сердце всегда оставалось в Динамо. Что касается функций и задач, то их достаточно много, хотя я занимаю новую должность всего-то неделю. Практически в каждом европейском клубе есть спортивный директор. Наличие этого поста дает возможность разгрузить главного тренера, президента... Освоить предстоит огромный фронт работ, ведь в клубе существует не одно подразделение, тем или иным образом дающее подпитку главной команде. Это и школа, и дублирующий состав, Динамо-2 с Динамо-3...


— В разговоре с Сабо игровые моменты затрагивали?

— Конечно. Йожеф Йожефович — очень эмоциональный человек. Ему надо время, чтобы все это пережить. Повторюсь, есть проблемы. Но это — нормально. Рабочие моменты. Со временем, не сомневаюсь, ситуация стабилизируется. Жаль только, что теряем очки. Да, и с запорожским Металлургом, и с Борисфеном играли неважно, но все-таки должны были выигрывать.


— Квалификация футболистов Динамо, на ваш взгляд, соответствует претензиям клуба?

— В Динамо просто так никого не берут. Мы говорим о команде, которая каждый год играет в Лиге чемпионов. Да, можно, наверное, сделать ставку на своих воспитанников, но в таком случае ждать успеха на международной арене очень сложно. Я сам, когда возглавлял сборную Украины, ратовал за введение лимита на легионеров, однако в то же время хорошо понимаю руководителей Динамо, Шахтера...


Здесь также нужно учитывать специфику нашего чемпионата. Не каждому легионеру легко адаптироваться к жесткому, закрытому футболу. Тем не менее, мы ждем высокого результата в Европе. Те успехи, которые были в 75-м, 86-м, многие уже забыли, а некоторые и вообще не знают, что за футболисты тогда играли.

Нынешнее поколение должно преумножать традиции клуба, о чем, кстати, я и сказал ребятам во время первой нашей с ними беседы. Ведь самоутверждение проходит через победы. Как бы красиво ты ни играл, в футболе главное — результат. В этом плане Лобановский был гениален. У него все было подчинено результату. Все! Если еще и играли красиво — вообще прекрасно!


— А как, если не секрет, премировали динамовцев в 1975-м за победу в финале Кубка кубков?

— На месте, в Швейцарии, нам выдали по 700 долларов — это казалось просто фантастической суммой. Плюс около двух с половиной тысяч заплатила национальная федерация.


— Мы к тому ведем, что нынешние поощрения футболистов куда весомее. Как считаете, нужно ли в беседах с молодыми игроками проводить параллели с прошлым?

— Думаю, да. Труд и достижения предшественников необходимо уважать, нужно воспитывать подрастающее поколение на примерах других. Повторюсь, футболист должен понимать, что деньги, хоть и являются отличным стимулом, сами по себе решают далеко не все! Даже если компании дилетантов посулить за победу над Манчестером миллион, она все равно проиграет.


— Сейчас ведь так: юноша, скажем, дорос до второй команды, за что в награду получает определенные материальные блага. Слабым здесь как раз впору сломаться...

— Все решает интеллект человека. Кто-то считает, что с него довольно, кто-то тянется к большему. Но я не думаю, что в голове у футболистов одни деньги. Ребята просто делают любимое дело плюс получают за это солидное вознаграждение. Взять того же Зидана — разве он творит и умирает на поле исключительно ради нулей в контракте?


— А насколько большое значение имеет атмосфера в коллективе? В последнее время все чаще появляются разговоры о якобы группировках в Динамо, каких-то разногласиях...

— Во всех командах были и есть группировки. Это коллектив, 25 человек. В наше время были группировки Веремеев — Трошкин — Матвиенко, Буряк — Блохин, Мунтян — Рудаков — Пузач... Вам, наверное, это тоже хорошо знакомо. Так что делать из этого проблему я бы не стал.


Да, Йожеф Йожефович иногда скажет что-то на пресс-конференции, но это все эмоции! Он — добрый человек, у него хорошие отношения со всеми ребятами. Естественно, те же бразильцы стараются держаться вместе. Они ведь языка не знают, не будут 24 часа в сутки с украинцем проводить. Как, например, в свое время Буряк с Блохиным... Хотя язык, конечно, учить надо. Об этом еще Лобановский говорил. Есть профессиональный лексикон, игроки должны его знать. Бывает, нужно крикнуть человеку: «Прикрой зону!» — надо сначала переводчику, тот — ему. Пока разберутся, поздно будет. В «Динамо» есть преподаватели, они занимаются с ребятами, хотя, быть может, и не так часто, как хотелось бы.


— Еще каких-то пять лет назад об интересе зарубежных клубов к динамовцам Киева только и успевали писать. Сколь велик спрос на нынешних футболистов команды?

— Достаточно велик, ведь цвета клуба защищает не один игрок национальной сборной своей страны. Приглашений, поверьте, хватает — Гавранчичем интересовались, ребятами из Румынии... Просто конкретную информацию я, по понятным причинам, разглашать не могу.


— Столичные болельщики частенько жалуются, что динамовцы после матчей как-то вяло благодарят их за поддержку. Вы часом не собираетесь изменить положение дел?

— Обещаю, что мы постараемся исправить ситуацию. Говорю безо всякой иронии. Команда играет для болельщиков, без которых наша работа фактически теряет свой смысл.


— Какой из этапов тренерской карьеры запомнился вам больше всего?

— Запомнились все, однако с работой в сборной никакая другая сравниться не может. Пост наставника национальной команды — своего рода пик.


— Но в сборную вы твердо возвращаться не намерены?

— В эту реку дважды заходить не буду. Слишком уж много сил ушло... Объединить игроков, имеющих разный уровень подготовки, и сделать команду за три дня очень сложно. В клубе проще — там ты сам управляешь тренировочным процессом. В сборной же тренер — заложник ситуации. Хотя в отборе к Евро-2004 у нас, повторюсь, кое-что получалось. Может быть, не хватило времени и везения.


Дмитрий Дымченко, Юрий Карман, Александр Липенко, Олег Лысенко, Валерий Новобранец, Константин Паткевич, 16.04.2005