8 червня 2006 00:52

Александр ШОВКОВСКИЙ: "Стараюсь не смешить Бога"

С основным голкипером сборной Украины специальный корреспондент "СЭ" встретился незадолго до вылета команды Олега Блохина в Германию. ВСЕ СПОСОБНА ПЕРЕЧЕРКНУТЬ ОДНА СЛУЧАЙНОСТЬ

Разговор начался с выражения сочувствий.

- Я-то думал, футболисты сборной Украины в Турцию с семьями отдыхать ездили. А оказалось - работать.

- Не совсем так. Первую половину сбора мы все же отдыхали. И только во время второй пришлось потрудиться.

- Как говорится, отдыхать - не работать.

- Я бы сказал несколько иначе: работать - не отдыхать.

- После окончания отборочного цикла на вопрос: "С какими чувствами отправитесь в Германию?" - вы ответили мне: "Прежде чем говорить на эту тему, надо точно знать, что я туда поеду". Вы словно предугадывали, что скоро вас ждет испытание в виде тяжелой травмы?

- Все гораздо проще. Я всегда старался и по-прежнему стараюсь жить сегодняшним днем, не строя больших планов на будущее. Потому-то прошлой осенью я даже мысленно, исходя из собственного жизненного и футбольного опыта, не торопился паковать чемодан в Германию. Недаром ведь говорят: если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах на завтра. Мы можем идти к определенной цели, но когда до нее, казалось бы, рукой подать, одна-единственная случайность способна все перечеркнуть. За примерами далеко ходить не надо. Совсем недавно мой друг, защитник киевского "Динамо" и сборной Украины Сережа Федоров порвал мышцу. Он лишил себя поездки на чемпионат мира, а наша команда лишилась опытнейшего надежного игрока и человека. При этом обстоятельства, при которых Федоров получил травму и выбыл на три месяца, на первый взгляд выглядят нелепыми. Представьте себе: футболист после золотого матча национального чемпионата с "Шахтером" возвращается домой. Там он встает со стула, а нога скользит по полу, мышца не выдерживает напряжения и рвется. Конечно, легче всего объяснить случившееся уродливой гримасой фортуны. Вероятно, отчасти так и есть. Но существует и подоплека. За предыдущие две недели мы провели пять матчей. Это же фантастическая нагрузка на весь организм, если учесть, что позади львиная доля весьма непростого для нас сезона.

ОТ ИМЕНИ "РОМАН" ДОЛГО БЫЛО НЕ ПО СЕБЕ

- В разгар этого непростого сезона вас и подстерегала беда, которая могла поставить точку в вашей карьере. Я, к слову, несколько раз просматривал тот злополучный эпизод, когда на 88-й минуте контрольного матча с "Москвой" на сборах в ОАЭ вы с Романом Адамовым устремились к мячу. Не хочу навязывать свою точку зрения по поводу того, кто в большей степени виноват в столкновении, поскольку уверен: его можно было избежать вовсе. А ваше мнение?

- Я сам всякий раз задавал себе аналогичный вопрос, просматривая в записи тот эпизод, завершившийся для меня столь печально. Полагаю, если бы Адамов мог предвидеть, что все закончится именно так, он, вероятно, поступил бы иначе. Ну а по тому, как он действовал на самом деле - пусть обижается на меня Адамов, его право, - можно судить о его высокой на тот момент мотивации и низких интеллектуальных возможностях.

- Адамов приходил к вам после игры, чтобы извиниться?

- Приходил. Но я был в таком состоянии, что даже видеть его не мог. Успел, правда, сказать ему пару "неласковых слов", прежде чем врачи выставили его за дверь. Потом еще какое-то время при упоминании имени "Роман" мне становилось не по себе.

СОБСТВЕННЫЙ ДИАГНОЗ ОКАЗАЛСЯ ВЕРНЫМ

- Не посещала вас тогда предательская мысль: "Ну все, не поеду на чемпионат мира! А ведь это был мой первый и, вероятно, последний шанс"?

- Самые тягостные мысли приходили в голову по дороге от стадиона до больницы, до тех пор, пока не стали известны результаты рентгена. Да, это были ужасно тяжелые минуты. Правда, по собственным ощущениям понимал, что со мной произошло, и даже мог поставить предварительный диагноз. Но только снимки должны были дать полную картину, насколько серьезна ситуация. По-моему, они еще не успели толком обсохнуть, как я вырвал их из рук доктора. Взглянул и... заплакал от счастья: все оказалось не так страшно. По крайней мере перелом ключицы получился без осколков. А это означало, что после операции я успею пройти курс лечения, восстановиться и набрать форму еще до того, как завершится чемпионат Украины.

- Выходит, в тот момент вы поверили, что не просто вернетесь в футбол, но и поедете на чемпионат мира?

- Да, посмотрев снимки, уже ни на секунду - вопреки своим неписаным правилам - не сомневался, что поеду в Германию. После вывиха плеча, который у меня случился прежде, я приблизительно мог ориентироваться в сроках, необходимых для приведения себя в порядок. Мне нужно было не просто вернуться в строй, но и провести определенное количество матчей. И теперь для всех без исключения очевидно: я в расчетах не ошибся.

- Ваша вера в скорейшее выздоровление плюс высокая квалификация врачей - таков залог, что все кончилось хорошо?

- Да. Кстати, врачи сами утверждают: лишь 20 процентов дела зависит от нас, а остальные 80 - от пациента.

ИНСТИНКТ СРАБОТАЛ ТОЛЬКО ОДНАЖДЫ

- Помимо близких и родственников, кто особенно поддерживал вас в те непростые дни?

- Да уж, период выдался для меня действительно непростым. Ежедневно я проводил шесть часов на базе в Конча-Заспе. Камера горного воздуха, лечение ультразвуком и лазером, массаж, уколы... Перечислять все процедуры не вижу смысла. А вот сказать огромное спасибо врачу киевского "Динамо" Игорю Владимировичу Малюте, который по-отечески заботился обо мне, и массажисту Андрею Панченко из второй нашей команды, приводившему в тонус мои мышцы, считаю необходимым. Как и Михаилу Михайлову, нашему тренеру вратарей. На первых порах он поддерживал меня психологически. Когда же наступила пора тренировок с определенными нагрузками, он меня не жалел, благодаря чему я сравнительно быстро восстановился. Правда, однажды, получив разрешение на работу без ограничений, я взялся за дело с таким энтузиазмом, что перегрузил плечевой сустав. Таково было резюме консилиума врачей, который каждые две недели оценивал мое состояние. В результате мне еще на семь дней было запрещено выполнять специальные вратарские упражнения, из-за чего мой "дебют" за вторую команду "Динамо", намеченный на 2 апреля, был отложен. Конечно, это огорчило не только меня, но и других: тренеров сборной и "Динамо", президента клуба Игоря Михайловича Суркиса, президента федерации футбола Григория Михайловича Суркиса. Все эти люди переживали за меня и поддерживали как могли.

- Какое время вы в целом потратили на лечение и восстановление?

- Считайте сами. Травму я получил 17 января. 19-го мне сделали операцию. А впервые после перерыва вышел в основном составе "Динамо" 12 апреля во Львове, где мы проводили ответную кубковую игру с "Карпатами". Правда, еще 9 апреля сыграл в Борисполе с "Борисфеном" за "Динамо-2". Учитывая, что мне не 20 лет, тренеры разрешили ночь перед матчем провести дома. И надо же такому случиться: именно той ночью жена почувствовала себя настолько плохо, что пришлось вызывать "скорую". Пока ей не полегчало, я, конечно же, не смыкал глаз. В общем, заснул только в пять утра и проспал до восьми. А когда встал, подумал, что, наверное, стоит воздержаться от участия в матче. С другой стороны, хотелось получить как можно больше игровой практики. Потому-то и вышел на поле. По ходу встречи мы после пенальти уступали 0:1. Но затем забили два мяча.

- Срабатывал на первых порах наверняка обострившийся после травмы инстинкт самосохранения?

- Пожалуй. Не случайно же во время одного из первых после возвращения матчей - третьего или четвертого - со мной произошел такой эпизод. Мы вели 3:0, соперник атаковал, последовал пас вразрез нападающему и тут я отчетливо понял: если действовать по всем вратарским канонам - броситься головой и руками вперед, - травмы вряд ли удастся избежать. В голове моментально пронеслось: а какой смысл рисковать при счете 3:0 за пять минут до конца? В итоге я прыгнул ногами вперед, а мяч после удара форварда, попав мне в ногу, ушел на угловой. Потом, анализируя тот момент, я пришел к выводу: сработал инстинкт самозащиты. Но подобное, замечу, случилось лишь однажды. Уже в следующем матче в аналогичной острейшей ситуации у ворот я при счете 0:0 сыграл как обычно. И спас положение, отразив мяч руками.

ПЛЮС ПСИХОЛОГИЯ И ИГЛОТЕРАПИЯ

- Обращались вы за помощью к психологам?

- Да. С их помощью еще на первом этапе лечения мне удалось перебороть чувство страха. В моем восстановлении вообще приняли участие специалисты самого разного профиля. Так, параллельно с реабилитационным курсом в Конча-Заспе у меня шла серия сеансов иглотерапии.

- После пережитого у вас не зародилась мысль, что в футбольной команде штатный психолог был бы не лишним человеком?

- Конечно, у каждого из нас в тот или иной момент возникают трудности восприятия действительности. Неадекватная оценка происходящего может привести к тому что ты, скажем, на кого-то затаишь обиду, не замечая собственной вины. С этой точки зрения игрокам не помешало бы общение с психологом. Но только весьма и весьма квалифицированным. Да и вообще людям, ставящим серьезные задачи, а значит, несущим на плечах тяжелый психологический груз, контакт со специалистом такого направления необходим. Но это в идеале. А так - психолог психологом, но очень многое в любом деле зависит непосредственно от тебя самого. Недаром Валерий Васильевич Лобановский любил повторять: "Чтобы победить кого-то, нужно в первую очередь победить самого себя".

- То есть вы считаете, что человек сам кузнец своего счастья?

- Да. Но у меня своя трактовка этой формулы. Смысл в том, что ты сам - поступками, желаниями, словами - способен создать вокруг себя положительную или отрицательную ауру, в которой минута за минутой проходит твоя жизнь. Чрезвычайно важно делать правильный выбор. Ведь впоследствии мы пожинаем именно его плоды.

- Помогали вам скорее вернуться в строй книги и фильмы, мужественные, волевые персонажи, чей оптимизм позволяет им с честью выходить из, казалось бы, безнадежных ситуаций?

- В последнее время я жил по жесткому, сверхплотному графику, ежедневно переваривая массу информации. Нагрузки - и психологические, и физические - были нешуточными. Но если выпадал час-другой для отдыха, я предпочитал смотреть так называемые легкие фильмы: сказки для взрослых, мелодрамы, комедии. Словом, то кино, которое не требует глубокого осмысления. С этой же позиции подходил к выбору книг - их сюжет носил порой самый что ни на есть примитивный характер. При этом я преследовал лишь одну цель: хотя бы немножко расслабиться.

ДЕБЮТАНТАМ "ВЫСТРЕЛИТЬ" ЛЕГЧЕ

- Можно ли сейчас утверждать, что вы за сравнительно короткий срок обрели лучшую форму?

- Мне хочется в это верить.

- Синоптики прогнозируют, что в Германии к середине июня температура может подняться выше 30 градусов. Как вы переносите жару?

- 30 градусов температура или 10 - это реальность, от которой никуда не деться. Если человек воспринимает ее как должное, как неизбежное, у него все получается. Если воспринимает иначе, это будет одной из причин его неудач.

- Чемпионат мира Украина начнет матчем с Испанией. Вы дважды встречались с этой командой в отборочном турнире чемпионата Европы-2004. Как считаете, испанцы с тех пор стали сильнее или слабее?

- Даже не задумывался над этим. Меня больше волнует, в каком состоянии подойдет к матчу с Испанией сборная Украины, у которой в отличие от соперников нет опыта выступлений в турнирах столь высокого ранга. Впрочем, и без этого понятно, что на чемпионате мира проходных матчей не бывает. С другой стороны, от фаворитов ждут только побед, а это дополнительная психологическая ноша, с которой не так-то просто справиться. Ну а дебютанты, ею не обремененные, вполне могут "выстрелить", удовлетворив свои амбиции, а заодно удивив футбольный мир.

- Последний пример подобного рода - сборная Греции на Euro-2004 в Португалии. А не замахнуться ли, вопреки прогнозам, и команде Украины на медали чемпионата мира?

- Думаю, сейчас не надо зацикливаться на возможном итоге нашего выступления в Германии. Сборной Украины нужно идти от игры к игре. Конечно же, кто-то строит подготовку с таким расчетом, чтобы прибавлять от матчу к матчу, к встречам плей-офф подойти в оптимальной форме и превзойти своего соперника. Мы же должны выходить на каждую игру, начиная с группового турнира, словно на финальную. Только при этом условии Украина может выступить в Германии достойно.

ЖЕНА БУДЕТ БОЛЕТЬ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ

- Кто-нибудь из родственников отправится на чемпионат поболеть за вас?

- Нет.

- Чтобы не сглазили? Или нет материальной возможности?

- Ну да, я стеснен в средствах, но не хотелось бы публично признаваться в этом. А если серьезно, если бы жена в Германии находилась неподалеку и у меня было время с ней видеться, она, вероятно, поехала бы. Но возможности встречаться у нас не будет. А раз так, я, вместо того чтобы сосредоточиться на подготовке, буду переживать, волноваться за супругу - ведь она окажется среди тысяч туристов из разных стран мира, далеко не все из которых способны вести себя цивилизованно. Я изложил дома свою точку зрения. Вероятно, мои доводы оказались убедительными. В Германию жена решила не ехать.

- Что ж, посмотрит матчи с вашим участием по телевизору. Он у вас, кстати, с большим экраном?

- Экран достаточно большой, чтобы даже на общем плане отличить мужа не только по свитеру и номеру на спине.

Леонид ТРАХТЕНБЕРГ
Конча-Заспа - Москва