2 травня 2006 13:34

"Стад Жерлан" рукоплескал "Динамо"

Двадцать лет назад -- 2 мая 1986 года -- на лионской арене "Стад Жерлан" подопечные Валерия Лобановского во второй раз в своей истории стали победителями одного из престижных клубных турниров Старого Света -- Кубка обладателей кубков.

Ведущие европейские обозреватели восхищались красивой и зрелищной игрой киевлян, и даже соперники отдавали должное этой великой команде...

Заслуженный мастер спорта, многократный чемпион Союза и участник двух чемпионатов мира Владимир БЕССОНОВ был, безусловно, одной из знаковых фигур в киевском "Динамо" 80-х годов. С финалом Кубка кубков-86 у него связано немало воспоминаний, однако не все они носят положительный характер. Знаменитый в прошлом футболист в интервью "КОМАНДЕ" сам затронул тему трагедии на ЧАЭС...

-- Владимир Васильевич, от имени редакции примите поздравления с годовщиной исторического достижения в клубной биографии "Динамо"!

-- Спасибо. Действительно, победа на европейской арене в 1986-м досталась нам, я бы сказал, легко и непринужденно -- настолько сильно выступало "Динамо" в те годы. Что касается финала в Лионе, то лично у меня он ассоциируется с событиями, которые происходили в эти же самые дни в Чернобыле. Парадокс в том, что осознали мы масштаб беды, уже находясь во Франции. В Киеве еще никто ничего толком не знал -- только слухи разные ходили. Когда уже в Лионе местное телевидение и пресса открыли нам глаза на то, что произошел атомный взрыв, стало, конечно, не по себе. С нами еще и представители органов ездили -- естественно, предупреждали, чтобы мы никому ничего не рассказывали. А что рассказывать, если мы и сами ничего не знаем?

-- За родных, которые остались дома, вы, конечно, очень боялись. Не отходили от телефонов?

-- Все звонки были уже после матча. Все волновались в первую очередь о детях. Как можно скорее их нужно было увезти подальше от Киева. Сына и дочь Аню вместе с супругой отправил на некоторое время к моим родителям в Харьков, а затем -- на лето -- к моему доброму другу из "Динамо" (Тбилиси) Ревазу Челебадзе. У него в Кобулети уютный домик на берегу моря...

-- Тренерскому штабу нужно было лишний раз настраивать футболистов на игру с "Атлетико"?

-- Как раз накануне вылета в Лион в рамках очередного тура чемпионата мы проводили не менее ответственный поединок в Киеве со "Спартаком" (27 апреля. -- Прим. ред.). К слову, выиграли у москвичей -- 2:1 и после матча сразу же отправились на базу. В автобусе по дороге в Кончу-Заспу Лобановский, помню, живо обсуждал с Пузачем или Команом, что, мол, на атомной электростанции произошел пожар, предполагал его возможные последствия. На мой взгляд, все это в целом в большой степени повлияло на наш настрой перед финальной встречей. Проиграть испанцам мы не имели права. Тем более что соперника по финалу знали, как говорят, в лицо.

-- А кого-то из игроков "Атлетико" образца 86-го вспомните сейчас?

-- В воротах у них стоял хороший голкипер -- аргентинец, чемпион мира 1978 года Убальдо Филлол. Достаточно подробно, помню, мы изучали также их нападающих и полузащитников, разбирали игру испанского клуба в полуфинале. А потом вышли на финальную встречу и... Дальше вы знаете. Видать, таки хорошо изучили "Атлетико".

-- Однако все-таки какими-то интересными подробностями поединка поделитесь? То, что на поле во втором тайме выбежал настоящий галльский петух, и так все телезрители видели. Может быть, что-то еще врезалось вам в память?

-- Разве что чисто игровые и тактические аспекты. Начинал я матч, к примеру, на позиции правого защитника, однако уже в первом тайме Сережа Балтача порвал ахилл, и я вынужден был сместиться в центр. Вышедший на замену Андрей Баль перешел на мой фланг. С Кузнецовым мы продолжали контролировать все атакующие порывы испанцев, и картина игры осталась прежней. Задачи, поставленные тренерами перед командой, выполнялись максимально точно. В составе "Динамо" поочередно отличились Заваров, Блохин, Евтушенко. А вот опасных эпизодов у наших ворот сейчас, хоть убейте, не припомню.

-- Излишне спрашивать о ваших ощущениях в тот момент, когда вам вручали Кубок кубков. Они наверняка были самыми приятными...

-- Да, особенно приятно было то, что наших болельщиков на стадионе не было вовсе, одни испанцы (грустно улыбается. -- Прим. авт.). Но, что характерно, именно они нам устроили потрясающую овацию.

-- Говорят, в московском аэропорту вас тоже ждала поистине "теплая" встреча...

-- Нас никто не ждал! Ни болельщики, ни руководство, ни чиновники из федерации... Приехали два человека -- массажист и доктор из сборной СССР, которые сопроводили нескольких динамовцев, в том числе меня, на базу в Новогорск, где национальная команда готовилась к очередному контрольному поединку с Финляндией.

-- Если говорить начистоту, футболисты сборной СССР намеренно из рук вон плохо провели товарищеские матчи накануне чемпионата мира, дабы место Эдуарда Малофеева на посту главного тренера национальной команды занял Лобановский?

-- Даже если бы так было, разве я сказал бы об этом? Какой был наставник -- так мы и играли. Вот когда на тренерский мостик вернулся Лобановский, команда преобразилась. На чемпионате мира предстал совершенно другой коллектив. Эх, если бы не ошибки судей, прошли бы дальше 1/8 финала.

-- Вернемся к финалу Кубка кубков. Руководство республики как-то премировало игроков и тренеров "Динамо" по возвращении команды из Франции?

-- Нам вручили почетные грамоты Верховного Совета УССР.

-- А денежная премия была?

-- Огромная (смеется)! Целых 100 рублей. Правда, еще в Лионе каждому из футболистов по четыре сотни в валюте выдали.

-- Но хоть сейчас нет ощущения, что вашу победу забыли?

-- Нет, что вы. Болельщики до сих пор помнят -- и 75-й год, и 86-й. Дай Бог, чтобы и нынешнее поколение не забывало. Хотя лично я кассету с записью матча против "Атлетико", честно признаться, ни разу не пересматривал.

-- Владимир Васильевич, чем занимаетесь сейчас, во время творческого отпуска?

-- Хозяйничаю по дому (смеется). А что касается того, чтобы вернуться на тренерскую работу, то достойных предложений, если честно, пока нет. Бывают ведь разные периоды в жизни. Проходили и не такое. Тем более мне и так есть кого тренировать. Дочку, например, надо собрать на соревнования, потом встретить... Так что я не унываю.

Дословно

Олег КУЗНЕЦОВ (обладатель Кубка Кубков 1986 года)

"Запомнился счет того поединка, ведь не каждому удается в финале престижного европейского кубка забить три безответных мяча. А готовились тогда, как к обычному матчу, тем более что слышали только о знаменитом вратаре "Атлетико" Филлоле и еще о двух-трех игроках. Правда, были на эмоциональном подъеме, ведь накануне в Киеве обыграли московских спартаковцев.

Когда прибыли в Испанию, местные журналисты наперебой начали спрашивать о Чернобыле. А что мы могли ответить, если сами ничего не знали?.. Сразу после матча многие отправились на базу сборной в Новогорске, а домой, к примеру, я вернулся спустя месяца два.

Признаюсь, на память о встрече с "Атлетико" ничего, кроме медали, не осталось".

Андрей БАЛЬ (обладатель Кубка Кубков 1986 года)

"Мы прекрасно понимали, насколько важен этот матч. И если внешне все выглядело обычно, то внутри, уверен, каждый горел желанием показать свои лучшие качества. Плюс наш наставник сумел вселить в нас уверенность.

О том матче остались воспоминания, фотографии. Как раз накануне делали общий снимок возле собора и не преминули воспользоваться случаем обратиться к Богу. Думаю, на небесах нас услышали.

А что касается чернобыльской катастрофы, то как только узнали -- в Испании, в отличие от Союза, об этом вещали все телеканалы -- стали звонить родным. Конечно, переполох был нешуточным. Но мы отстаивали честь клуба и страны и не могли ударить в грязь лицом".

Юрий Трохимчук, "Команда"