16 березня 2006 23:34

Методика по Михайлову


Михаил Михайлов анализирует методику подготовки и профессиональные качества вратарей, основное внимание уделяя особенностям игры на выходах и моделированию игровых ситуаций в тренировочном процессе.

ШТАМПЫ И ИХ РАЗВЕНЧАНИЕ

Не нужно обобщать профессиональные качества отечественных вратарей. У кого-то более уверенно получается игра на выходах, зато определенный дискомфорт чувствуется в «рамке». У других, наоборот, – игра на линии ворот считается «коньком», тогда как действия на выходах – не самая сильная сторона. Эти характеристики очень индивидуальны и зависят от возможностей голкипера, его антропометрических данных, особенностей характера, психологической и физической подготовки.

Касаемо устойчивого штампа, что наши вратари по определению менее уверенно чувствуют себя в игре на выходах, то я в корне с этим не согласен. Даже не знаю, на основании чего возникло это сомнительное и необоснованное утверждение. Для его развенчания футбольным специалистам нужно всего лишь пристальней понаблюдать за игрой, в частности, – за действиями не только отечественных голкиперов, но и вратарей ведущих европейских клубов. Особенно показательными в этом плане могут быть матчи Лиги чемпионов или поединки чемпионата Германии. Сейчас в немецкой Бундеслиге вратари очень редко идут на выход, предпочитая отдавать борьбу в штрафной площади своим защитникам. Почему? Наверное, все-таки из-за боязни совершить ошибку. На чем основаны подобные опасения? Прежде всего на том, что интенсивность игры выросла настолько, что вратари попадают в постоянный временной цейтнот для принятия решений. Кроме того, в последнее десятилетие очень изменилось качество подач. Если раньше в основном практиковались простые навесные передачи, то сейчас – резанные передачи на хорошей скорости, как правило, с падающей траекторией. Вратарю очень сложно рассчитать момент встречи с мячом. А порой, даже оценив ситуацию, страж ворот может не встретиться с мячом в той точке, которую он, казалось, определил ввиду индивидуальности подачи и мяча. Но в то же время немецкая вратарская школа – далеко не худшая в Европе. Украинская, или раньше советская, – тоже.

В связи с этим следует различать несколько моментов. Так, раньше в нашей спортивной прессе можно было прочитать, что слабой стороной, к примеру, Шовковского является игра на выходах. Это абсолютно не соответствует истине. Возьмем в качестве примера две стандартные ситуации. Идет десять подач, из которых вратарь идет на выход в восьми случаях. Из этих восьми случаев голкипер один или два раза ошибается. Но в остальных шести-семи попытках он все-таки поможет команде. Особенно это ощутимо в сложных выездных матчах. Второй вариант: идут те же десять подач, из которых голкипер, не желая рисковать, играет на выходах лишь в двух случаях. И не ошибается. Что в данном контексте важнее с точки зрения эффективности? Безусловно, пойти на выход в восьми случаях из десяти. Вам, конечно же, приходилось слышать избитую фразу, что вратаря «расстреляли» во вратарской площадке, и он ничего не мог сделать. Это – заблуждение, поскольку в своей вратарской площади голкипер и не может ничего не делать. Коль такое случилось, значит, он изначально занял неправильную позицию, то есть не сыграл на выходе.

ТРИ КОМПОНЕНТА ИГРЫ НА ВЫХОДАХ

Для меня игра на выходах состоит из трех основных компонентов. Первый – возможность правильно оценить фланговую передачу и рассчитать время встречи с мячом.

Второй – психологическая уверенность. Если таковая вратарю присуща, значит, он способен правильно рассчитать момент встречи с мячом. То есть, когда идет навесная передача, в верхней точке он обязательно опередит нападающего. И здесь многое зависит от вратарского интеллекта. Третий – зрительный навык. Этот компонент должен отрабатываться на тренировках. Для этого в межигровой цикл нужно выполнить множество подобных передач, чтобы вратарь ориентировался в ситуации, чтобы в игре ему было проще рассчитать полет мяча. Каждый удар по воротам очень индивидуален, ведь нужно учитывать не только угол удара, но и его силу, высоту, подкрутку мяча. Поэтому речь должна идти не о выработке автоматизма в действиях вратаря в случае того или иного удара, а скорее о соблюдении голкипером основных принципов вратарского искусства. Если, скажем, нанесен удар в ближний угол, то ни в коем случае нельзя открывать этот угол, нельзя до удара делать движение. В момент такого удара нужно находиться в статическом положении, а не, скажем, в безопорном, потому что с ближнего расстояния мяч летит какую-то долю секунды. Одно неправильное движение – и вратарь остается не у дел.

ПУЛЯ СО СМЕЩЕННЫМ ЦЕНТРОМ ТЯЖЕСТИ

На данном этапе развития футбола мячи изготавливают из таких материалов, которые должны способствовать увеличению результативности. Поэтому неудивительно, что футбольные «снаряды» сейчас летят по очень неудобной для вратаря траектории. В полете мяч может по нескольку раз менять свое направление, чем, естественно, вводит вратаря в заблуждение. Приходится наблюдать много моментов, когда голкипер бросается в одну сторону, а мяч, немного изменив траекторию полета, летит в противоположную. Со стороны это часто выглядит как ошибка вратаря, но на самом деле это специфика новых мячей. На протяжении последних десяти лет мячи изменяются, причем вратарю становится все сложнее реагировать на удары. Тем более, что у каждого игрока удар индивидуальный. Например, у футболистов с небольшим размером стопы площадь соприкосновения с мячом небольшая, и в момент удара мяч в точке соприкосновения несколько деформируется, но в полете опять принимает свою первоначальную форму. Тут же меняется направление полета. Такой удар можно сравнить с «пулей со смещенным центром тяжести».

ТАЛАНТ И РАБОТА

Вратарское мастерство – это такое же искусство, как и в других видах человеческой деятельности. Однако, если многим профессиям может научиться любой человек, то для того, чтобы защищать футбольные ворота, нужно в первую очередь иметь природные задатки – соответствующие антропометрические данные, способность организма быстро реагировать на происходящие события. Если у человека есть реакция, то ее можно поддерживать и улучшать, но если ее априори нет, развить ее практически невозможно. Но, с другой стороны, природные данные без тяжелой каждодневной работы, без ежедневного обучения и усовершенствования могут остаться в итоге невостребованными. Поэтому в идеальном сочетании у вратаря должен быть альянс природных качеств, или назовем это талантом, и тяжелой работы.

Думаю, не лишне выссказать аксиому: классного вратаря от просто хорошего отличает стабильность. Если на высоком уровне голкипер проводит одну-две игры хорошо, а следующие матчи неважно, то этого вратаря вряд ли можно назвать классным. А вот вратарь, который выступает в турнирах высокого ранга, где получает серьезнейшую эмоциональную нагрузку и умеет при этом держать свое психологическое и функциональное состояние на высоком уровне, безусловно, является высококлассным.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Главная особенность психологической подготовки вратаря заключается в том, чтобы к каждой отдельной игре вратарь подходил в своем нормальном психологическом состоянии. Все это индивидуально. Одного вратаря для этого нужно успокаивать, другого – наоборот, заводить, чтобы нервная система была готова принимать адекватные решения в короткий промежуток времени. Важность предстоящего матча не должна иметь никакого значения. Как и допущенная во время поединка ошибка: о ней нужно сразу забыть, чтобы не было дальнейшего наслоения ошибок. Это очень сложный процесс, который, как правило, приходит с опытом. Хотя есть и исключения, когда молодые вратари уже психологически устойчивы. Но это – большая редкость. Физическая подготовка вратаря отличается от соответствующей подготовительной работы полевого игрока. Методы могут быть одинаковыми, но средства – разные. Это прежде всего индивидуальные занятия, которые направлены на развитие различных качеств и групп мышц, и координационные упражнения, и скоростная подготовка, и работа для подвижности ног, прыжковая работа. Эта тема очень обширна, и главное здесь – индивидуальный подход.

ТРЕНИРОВКА – ДЛЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вся тренировочная подготовка вратаря должна быть направлена на игровую деятельность. Отсюда логично вытекает, что все упражнения должны быть максимально приближенными к игровой ситуации. Причем независимо от того, для усовершенствования каких вратарских качеств данное тренировочное занятие проводится. Если взять ранее затронутую игру на выходах, то в данном контексте нужно учитывать позицию вратаря и те помехи, которые всегда будут в игре, – то есть номинальное скопление игроков в штрафной площади. Кроме того, нужно обязательно делать поправку на климатические условия – дождь, ветер. Ведь если вратарь на тренировке работает без помех, то таким образом вырабатывается лишь зрительный навык. А это еще далеко не все. Поэтому, если на тренировке работают три вратаря, то во время подачи двое должны создавать помехи: один – стоять перед вратарем, другой – работать по полету мяча. Естественно, все это должно быть в разумных пределах, чтобы никто из спаррингующихся не получил травму. Чем больше у тренера будет игроков, которых можно задействовать в подготовке вратаря при фланговых передачах, тем лучше. Возвращаемся к тому, что основа основ работы вратаря на выходах – позиция по отношению к месту передачи. Чем дальше передача выдвигается в поле, тем активнее должна быть позиция вратаря. Если передача идет в непосредственной близости от штрафной площади, то вратарь находится в метре-полутора от линии ворот. Если передача выдвинута дальше, то вратарь должен располагаться на линии площади ворот. Второй нюанс – это положение тела относительно подающего.

Многие вратари совершают характерную ошибку – становятся лицом к подающему, что намного осложняет работу на выходе. Рассмотрим, в каком плане. Если передача идет на ближнюю штангу, и ты стоишь лицом к подающему, то работать, безусловно, удобно. Если передача идет в центральную зону вратаря, то тоже более-менее удобно. Но если передача идет на дальнюю штангу, то вратари, которые находятся лицом к подающему, могут только пятиться назад, что очень усложняет действия голкипера. Почему? Мяч со среднего удара летит со скоростью 22-25 метров в секунду. Фланговая передача обычно идет на расстояние 25-30 метров. Получается, что у вратаря на размышление всего секунда, чтобы рассчитать полет мяча и встретиться с кожаным «снарядом». Малейшая ошибка в позиции приводит к тому, что голкипер не имеет возможности добраться до мяча. Поэтому вратарь должен занимать позицию полубоком к подающему. В этом случае передача вперед работается удобно, на средней высоте – тоже, но самое главное – удобно бежать при передаче на дальнюю штангу. Не пятиться, а именно бежать. Такой выбор позиции является основополагающим при игре на выходе.

НА ПЕРВОМ ПЛАНЕ – ИНТУИЦИЯ

При отражении пенальти для вратаря все-таки больше значит интуиция, нежели мастерство. Есть вратари, которые в такой ситуации полагаются на интуицию, а есть голкиперы, которые действуют по конкретному пенальтисту, ведь не секрет, что у каждого футболиста, исполняющего одиннадцатиметровый штрафной удар, есть любимый угол. Задача вратаря при пенальти – заставить бьющего занервничать как до удара, так и во время удара, то есть заставить игрока пробить туда, куда хочет вратарь. Безусловно, это очень сложно и удается не всегда. Но, с другой стороны, стоять до конца и работать «по удару» весьма нежелательно, потому что в таком случае человеческая реакция попросту не успевает срабатывать. Если удар идет в угол, нужно сделать движение (прыжок). При этом уходит 0.3 секунды на то, чтобы сработала реакция, а 0.8 секунды – на сам прыжок. Что получается? Мяч при ударе с одиннадцати метров летит 0.5 секунды. Стало быть, вратарь не успевает сгруппироваться и прыгнуть в угол, чтобы достать этот мяч. Поэтому на первый план выходит интуиция, умение предвосхитить ситуацию по движению бьющего, по движению стопы, по тому, как он ставит опорную ногу.

"Футбол-Профи"