10 лютого 2006 13:01

Украина сорвала банк


Вчера завершился «Кубок Первого канала». После ничьей между ЦСКА и киевским «Динамо» стало ясно: первые два места, а вместе с ними и полтора миллиона долларов призовых достались украинским клубам.

В Израиле изобрели неологизм – капитаны российского бизнеса. Синоним слова «олигарх» в разговоре с корреспондентом «СС» озвучил президент иерусалимского «Бейтара» Аркадий Гайдамак. Про него говорят – утром на допросе в полиции (главного производителя куриных яиц в Подмосковье подозревают в отмывании денег и опасаются роста его влияния в Израиле), вечером в телевизоре – на прямых эфирах.

К чему я это рассказываю? Это только кажется, что последний матч турнира ничего не решал. Капитаны российского бизнеса донельзя амбициозны – им не нужны жировые складочки призового фонда, им требуется победа, которой потом можно подколоть другого капитана. Но деньги ведь тоже имеют значение – для футболистов.

— Эх, забрал «Шахтер» единичку…

— Но за пятихаточку-то мы еще поборемся!

Игрок киевского «Динамо», не замечая никого вокруг, перед матчем с ЦСКА с кем-то громко говорил по телефону, а пятихаточка и единичка в его диалоге – пятьсот тысяч и миллион долларов соответственно за второе и первое места в турнире. Футболисты – народ жадный, а потому можно было и не сомневаться, что даже несмотря на льющее вот уже два дня подряд целые ведра слез небо Израиля, от искр после единоборств на поле зажжется костер.

Но капитаны… Капитаны грустили, ведь кубок уезжал в Донецк... Кстати, впервые за все время своего существования «Шахтер» выиграл чемпионат СССР – пусть и неофицальный, да и проходящий в Израиле.

А У ВАС ГАЗОПРОВОД?

Болельщики – люди в большинстве своем нежадные. У них свой интерес. Украина ждала реванша за проигранную баннерную войну на стартовых матчах турнира. Все помнили плакат фанатов ЦСКА «А у нас в России газ! А у вас?» и рев красно-синих воинов (запомнившихся, к сожалению, мерзостными антисемитскими кричалками) «Отключим газ, отключим газ!» на игре с «Шахтером». Украина перед матчем креативила, в конце концов остановившись на варианте «А у нас газопровод. Вот!» Но… Плаката не было. Видимо, не зря мне говорил после одного из матчей бард Александр Розенбаум, что украинские фаны покультурнее московских.

ХАММЕР МОГ И НЕ ПРИЛЕТЕТЬ

У судей же свой сценарий. Впервые на турнире матч мог отработать российский или украинский рефери. Дело в том, что самолет с люксембуржцем Хаммером на борту совершил вынужденную посадку на Кипре. В аэропорту Тель-Авива, где второй день подряд бушуют песчаные бури и льет дождь, садились самые отчаянные пилоты. Но все-таки Хаммер успел.

За полчаса до его стартового свистка начинается просто-таки тропический ливень, и зрителей быстренько эвакуируют на крытую трибуну «Блюмфилда». Выходит Абрамович, чье появление у публики вызывает настоящий ажиотаж – губернатор Чукотки с минуту жмет протянутые людьми руки, улыбаясь на крики: «Рома, и нам дай денег!»

А вот и команды. В ЦСКА по сравнению с первым матчем на турнире два новых игрока – в позиции правого защитника выходит Василий Березуцкий (в результате Шемберас перемещается в середину поля), и пару литовцу в центральной зоне составил бразилец Дуду, сменивший Алдонина.

ЖО ПОНРАВИЛСЯ АХМЕТОВУ

В результате всех перемещений билета на поле не досталось Жо – 18-летний мальчик, говорят, устал после первой игры.

Кстати, президент «Шахтера» аккурат после феерии юного бразильца в матче с его командой (гол и заработанный пенальти) положил глаз на экс-форварда «Коринтианса». Но тут же признался, что шансов заполучить его никаких: «Вероятность трансфера нулевая. Равно как кого-то из наших бразильцев в ЦСКА».

Впрочем, на поле и без Жо аж семеро бразильцев: трое у ЦСКА, четверо – у киевлян. Соответственно и роли первые исполняют именно они. Вот Карвальо, в отличие от первого матча фактически играющий нападающего (пусть и оттянутого), организует момент сначала для Дуду, потом для Вагнера – но те оба раза близкой к голу ситуации не создают. У Киева традиционно опасно заряжает издали Родриго, но мяч летит чуть выше ворот.

ЛОГИКА ВАГНЕРА И ГУСЕВА

Но все же подопечные Валерия Газзаева ближе к голу, и когда он забивается, то все выглядит довольно логично. ЦСКА зарабатывает право на штрафной, и первым на добивании после ошибки Рыбки при приеме мяча оказывается Вагнер. Любвеобильный бразилец празднует гол, а вся команда грустно идет на свою половину поля – вне игры…

История повторяется. Пару дней назад в игре с «Шахтером» армейцы устали, что вполне простительно после лишь двух недель предсезонки, к 20-й минуте, сейчас синдром «гирь на ногах» появился к исходу получаса. Десять минут – уже прогресс… Но второй логичный гол (и первый засчитанный) забивают киевляне: после передачи в штрафную киевский Гусев пробивает Акинфеева – 0:1.

Через пять минут Газзаев меняет двух центральных полузащитников – Шембераса и Дуду. Оба демонстративно не идут к скамейке, отправляясь к раздевалкам. Дуду возмущенно качает головой… Очевидно, что идея кулака в середине поля, способного противостоять Клеберу и компании, не задалась. К концу тайма номинальные гости захватывают инициативу, и тройке армейских защитников приходится все тяжелее.

В перерыве Газзаев меняет Гусева на Красича, и опорные хавы армейцев перестают быть «собачками» в квадрате Клебера, Белькевича, Ротаня и Реброва, поскольку сербский хавбек рывками запутывает уже эту четверку. И если б еще не был так неточен в передачах Алдонин… Но так или иначе, ЦСКА отыгрывается, Вагнер несильно протыкает мяч мимо Рыбки, и тот колобком несильно закатывается в ворота – 1:1.

Борьба на поле становится жестче. При ничейном результате ЦСКА остается четвертым и получает всего 200 тысяч от фонда Абрамовича, а «Динамо» — вторым с чеком на 500 тысяч долларов. Миллион при любом раскладе за собой зарезервировал «Шахтер», а «Спартак» получал бы 300 тысяч.

В итоге за оставшееся до конца матча время к успеху были ближе киевляне, но все так и завершается ничьей. Не слишком приятной, прямо скажем, для российского футбола. Наш чемпион и вице-чемпион заняли по итогам турнира два последних места. Ждем реванша уже в будущем году?

В турнире, кстати, могут сыграть уже шесть команд, а называться неофициальный чемпионат СССР будет уже, возможно, не Кубком Первого канала – организаторов не устраивают полуночные трансляции с задержкой в полтора часа…