1 лютого 2006 16:49

Горан ГАВРАНЧИЧ: "Я не ругаюсь - я играю в футбол!"


И вот Горан у нас в гостях, в редакции "Футбола", во франковском кабинете. Разговор у нас, сразу скажем, получился серьезный, обстоятельный, кажется, откровенный и к последующим размышлениям располагающий. Надеемся, что располагающий не только нас, но и читателей. Для того, собственно, и говорили...

КОГДА ВЕРНЕШЬСЯ, ГОРАН?

- Чертовски рады тебя видеть, дружище. Сто лет не встречались вот так запросто - всё футболы да футболы, игры да тренировки... Как здоровье-то?

- Нормально!

- Ты когда планируешь возвращаться к тренировкам в общей группе? (Разговор состоялся в конце прошлой недели. - прим. авт.)

- Я-то планирую сейчас, по возвращении команды, но человек предполагает, а его здоровье располагает. Я работал в Киеве, а команда в Эмиратах. Планирую такой график, чтобы усиленные были тренировки, по максимуму. Чтобы как можно скорее смог тренироваться с командой. Конечно, вначале буду мучиться, но я знаю свой организм. Я уже чувствую прогресс. Кручу с полной выкладкой велосипед. Тренажер, в смысле.

- Ты сможешь принять участие в турнире четырех, то бишь Кубке Первого канала?

- Нет.

- Побережешься?

- Думаю, что врачи еще поберегут. Я бы, может, и пошел на это, проверить себя... Но турнир уже скоро начинается, а соперники сильные.

- Интересный турнирище!

- Но что делать. Я пока здесь еще потренируюсь, побегаю да педали покручу. Даст Бог, всё будет в порядке, и на третьем сборе я уже присоединюсь к команде.

- А жаль. Съездили бы с тобой на Землю Обетованную, к Стене Плача сходили. Ты там был?

- Нет. Но очень хочу побывать.

- Все мы христиане, тем более православные...

ВОПРОС С "ФИАЛКАМИ" И "ПАЛАМИ"

- Горан, а теперь давай пожестче, на более официальный лад. Внеси ясность с "Фиорентиной"! Не знаю, как тебя, а меня она - не команда, а проблема - давно уже задолбала. Подозреваю, всех болел тоже.

- Да я сам, как у вас говорится, напрягаюсь! Хотя бы потому, что все постоянно спрашивают и спрашивают, спрашивают и спрашивают! И как тебе откровенно, но коротко и ёмко ответить... Интересовались, хотели купить, но не хватило денег.

- У них?

- Да. Президент "Динамо" Игорь Суркис ясно говорил, ничего не скрывал: будет предложение - будем рассматривать. Устроит - я уезжаю. Пока не устроило.

Наверное, я всё же интересен им как игрок. Постоянно что-то пишут, объявляют в итальянских газетах - мол, не хватает им защитников. Ну а наши журналисты постоянно что-то берут в тамошних газетах, по ходу немного присочиняют, и получается, что я уже точно перехожу в "Фиорентину", чуть ли не контракт подписал. Дескать, поэтому и на сборы в Эмираты не поехал, потому что с "фиалками" уже всё на мази! Чушь. О моей травме все как будто забыли!

Но сколько ни опровергай, они всё равно накручивают. Итальянцы способствуют - пишут, что я первый, кого они хотели бы купить, что у клуба вырос бюджет... На самом деле мы просто никак не можем привыкнуть, что газеты всегда писали и будут писать что попало, лишь бы возбудить к информации интерес. На Западе к этому относятся очень спокойно, а у нас едва ли не каждая перепечатанная заметка ставит всех и вся на уши! Подумаешь, кто-то кем-то интересуется, к тому же 90 процентов информации всегда высосаны из пальца...

И, признаюсь, был момент, когда мои отношения с президентом и главным тренером из-за всей этой шумихи осложнились.

- Как принято говорить, буря в стакане воды. То бишь скандал на ровном месте.

- Просто надо, чтобы в нашем доме окно оставалось закрытым. Разумно прикрытым - не то чтобы журналисты не должны знать правду, но кое-что всё-таки решается по-семейному, с глазу на глаз и без выноса на публику. Горан, ты хочешь уйти в "Фиорентину"? Нас это не устраивает, у тебя контракт. Всё, я тоже помню, что у меня контракт и я не могу уйти, если клуб недоволен предложенными условиями. В итоге получается, что люди не понимают тонкостей происходящего, но высказываются - я-де хочу уйти, меня, мол, не интересует "Динамо"... Черт возьми, даже если бы это было так, то я всё равно никуда не денусь без согласия клуба! Короче, я тоже, ты правильно сказал, задолбался.

- Ты знаешь, о какой сумме трансфера шла речь?

- Не скрывали:). Только она менялась всё время - особенно в последние три-четыре дня, когда закрывался трансферный рынок, она быстро росла. Но "Динамо" не хотело меня продавать. И та сторона вела себя как-то не совсем серьезно. Предлагали сначала одни условия, потом другие... Я и сам не был доволен, как оно складывалось.

- А к Неманье Видичу из "Спартака" "Фиорентина" обратилась, когда с тобой не вышло?

- Изначально они меня присмотрели в Лиге чемпионов. На чемпионат Украины, думаю, не приходили. Понравился. Начали следить за мной. Просматривали сборную Сербии и Черногории. Трансфер не получился, сумма не устроила. Но при просмотре сборной им еще и Видич понравился, вот они и переключили внимание. Скажем так, я оказался намного дороже, чем Видич - его они уже тогда, прошлой зимой, могли купить. Дело в том, что у него в контракте со "Спартаком" была прописана сумма компенсации при расторжении. То есть бери чемодан денег, приходи забирай игрока. Вот "Фиорентина" и засобиралась, но тут вмешался "Манчестер Юнайтед", который дал чуть не в два раза больше. В общем, снова они на меня вышли и снова были недостаточно серьезны. Наверное, говорю это без ложной скромности, они еще не готовы купить столь классного игрока обороны:).

- Ну ничего, Божинова продадут, деньги будут. Хотя тогда они, наверное, нападающего срочно будут хватать... Насколько я знаю, тобой еще и немцы интересовались. Немцы всё время динамовцами интересуются.

- Да, "Шальке". Я об этом знаю потому, что там Крстаич играет. Он со мной разговаривал - мол, хотели, подумывали. Но, видимо, до конкретики так и не дошло. Здесь я своему президенту доверяю полностью.

- А по отношению к Видичу у тебя больше радости за товарища или зависти, что он поехал все-таки в премьер-лигу, в "Манчестер Юнайтед" играть?

- Конечно, радость! Я тоже не где-то играю, а в киевском "Динамо", это большой плюс по сравнению с Видичем:). Но он младше, стало быть, перспективнее. Да какая тут зависть?! Разве что такая добрая, приятная... И гордая! Человек ведь играет за сборную. Смотрите, какая там линия обороны получается: Видич в "Манчестере", Крстаич в "Шальке", Гавранчич в "Динамо", Драгутинович в "Севилье". Думаешь - ого! Играют в хороших клубах, поэтому и оборона хорошая.

Зависть была бы, если б он в "Барсу" уезжал. Если серьезно, у нас в сборной такая классная атмосфера, коллектив действительно хороший.

"ГЛАВНЫЙ ДЕСТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ФАКТОР"

- Однажды написали, что Горан Гавранчич один из главных дестабилизирующих факторов в команде. Или как бы еще похитрее завернуть... Во! Деструктивный! Ругается с партнерами, с тренерами. С Михайличенко конфликтовал, с Сабо конфликтовал, с Буряком - и вовсе на стадионе вся трибуна слышала... Можешь прокомментировать?

- Конечно, я ничего не скрываю. Вот мне понравилось интервью Каряки из "Бенфики", недавно прочитал. Он говорит, что в Европе никого не интересует, с кем и как ты ругаешься. Играешь - играй. Хорошо играешь - будешь играть. Вот так!

Понимаете, я играю в футбол. Это моя профессия, а не конфликты. Просто я такой человек - я не люблю неправду, не люблю, когда за глаза говорят. Да у меня есть характер и, наверное, непростой, а кому я нужен без характера, безвольный и бесхребетный? Да, я ругался с Алексеем Михайличенко, были на то причины. И если бы сейчас сели здесь с ним, я бы всё повторил, а он бы ответил, и вы бы решили, кто прав. Йожеф Сабо... Я Сабо очень уважаю. Он помог мне, когда пришел. Но потом он решил, что я "зазвездился", задрал нос. Ну не было этого! Причем он не хотел, как принято у нас в Сербии, просто поговорить по душам, выяснить отношения. А так я всё время чувствовал - напряженность растет, доверие падает, а никто ни слова ни полслова! По-моему, у него и сейчас эта обида осталась. Зря. Он ведь большой мастер - в том, что произошло в Вильярреале, нет большой его вины, там вся команда почему-то не хотела играть, я до сих пор не понимаю, что произошло. А наш конфликт сейчас, спустя год, когда я тоже стал поопытнее, наверное, я бы уже не допустил.

Я очень долго пытался привыкнуть к такой вашей манере: спрашиваешь человека - есть проблемы? Один раз спрашиваешь, второй, третий... Он каждый раз отвечает - никаких проблем, а сам всё в себе держит и накапливает. Ну разве так можно?! (Это Горан уже не о Йожефе Йожефовиче рассказывал, тот-то как раз очень взрывной. Было у него небольшое, скажем так, выяснение отношений с одним из игроков "Динамо". - прим. авт.)

Есть претензии - так скажи в глаза! Я считаю себя человеком, всегда открытым для вас, для себя, для болельщиков, для разговора. Но видите, как получается - не хотят говорить в глаза, а потом Горан плохой. У меня, оказывается, характер тяжелый, и вообще я очень тяжелый человек. Да еще и агрессивный.

- Неуживчивый...

- Мне иногда звонят - слушай, ты опять там устроил, что ж такой тяжелый? Я отвечаю - ты от кого узнал? Да так, говорит, слышал... Так ты, говорю я ему, сначала со мной поговори, потом будешь ко всяким дурацким сплетням прислушиваться. А то я тебе скажу, что Зидан очень плохой человек, ну просто зверь. Ты мне поверишь? Нет. Так зачем веришь, когда о Горане всякое плетут?!

Хорошим для всех никто быть не может. А тренеры всегда чем-то недовольны, особенно если это бывшие тренеры.

Леонид Буряк. Я с ним не ругался. Если он скажет, что я ругался, ладно. (Сказал. в недавнем интервью "Бульвару", очень даже сказал. Но добавил, что зла на Горана не держит. - прим. авт.) На самом деле он меня задергал - Горан то, Горан сё. Я и не выдержал - я один в команде, что ли? Когда играли с "Ильичевцем", я пошел вперед, потому что надо было забивать. Он опять вскакивает и кричит: "Горан!" Я и не выдержал...

- Остаюсь при своем - после позора с "Туном" тренер должен был уходить сразу. Виноват, не виноват, заложил базу и фундамент будущих побед, не заложил, мало работал, достаточно работал... Можно спорить до бесконечности. Он - командир подразделения, которое не выполнило не самую сложную в этой войне боевую задачу. Стало быть, должен отвечать. Тогда и того конфликта не было бы! А с Демьяненко ты ругался?

- Нет! Я думаю, что это уже закончилось. Надеюсь... Мне кажется, меня просто не поняли. Я ведь из другой страны, где всё привыкли воспринимать несколько иначе. Эмоциональнее, но в то же время открытее и отходчивее. Мне как-то Андрей Гусин позвонил, когда я в сборной в раздевалке был: "Горан, с кем ты там так ругаешься?" А мы не ругаемся, просто обсуждаем, есть вопросы, которые требуют немедленного выяснения... И через пять минут уже лучшие друзья, сидим, пьем пиво. Или красное вино. По чуть-чуть…

- Мы все воспитаны по-другому. У нас не принято открыто возражать тренеру. Сразу представляется Лобановский - как бы он такое потерпел...

- Тут ни в коем случае нельзя путать неуважение к тренеру и отстаивание собственного мнения. Это разные вещи.

- И ты как всякий нормальный человек считаешь, что надо возражать, если ты с чем-то не согласен. Ну так это же правильно!

- Конечно, меня, в конце концов, воспитывали, учили так. Вот ты спроси главного тренера сборной или кого-то из игроков, какой характер у Горана. Уверен, они скажут, что Горан Гавранчич - очень спокойный человек.

Я ведь с тренерами "Динамо" никогда не ругался, это неправильное слово. Я просто просил - не понимаю, почему, объясните мне.

Мне в ответ - нет, я старше, я умнее, принимай на веру, что так надо. А я так не могу! Не могу уважать тебя, если ты не уважаешь меня. Я из другой страны приехал, у меня другой менталитет. Ведь с Михайличенко как было. Он хороший футболист, значит, я должен всё принимать. Но я этого не понимаю - ведь я его в игре никогда не видел! И потому у него не получится свой авторитет футболиста перенести на мое восприятие, как это получается с украинскими игроками. Я ведь считаю, что Михайличенко мне очень много дал. Действительно много! Я при Михайличенко-тренере очень вырос и очень ему благодарен. Но и он должен быть мне благодарен! Я хорошо играл - ему хорошо было...

Вот что мне не нравится, так это то, что каждый уход тренера связывают со мной.

- Не-е, ну такого нет, Горан, Не может быть у нас такого, чтобы единственный игрок свалил тренера. Это не по-нашему.

"КРИЗИСА НЕ БЫЛО И НЕТ"

- Горан, тебе не кажется, что при Михайличенко и Сабо ты играл лучше, чем при Буряке и Демьяненко?

- При Михайличенко я играл хорошо, при Сабо еще лучше, при Буряке - почему-то очень мало.

- Ну да там вся команда плохо играла...

- А при Лобановском я только привыкал, адаптировался. При Демьяненко я уже играл опорного полузащитника, а не в центре обороны. И, думаю, не так уж плохо играл. Хотя на меня-то уже по-другому смотрят...

- ...И предъявляют совсем другие требования - как к лидеру команды. Одному из лидеров. Планка поднялась. Высоко поднялась!

- С этим-то я согласен. Вот что действительно выводит, это когда тебя не понимают и не хотят понять. Когда задают бесконечные вопросы "Горан, как вы познакомились с Мариной?" и на этом заканчивают общение. Вот и с вами я сейчас говорю откровенно - потому что хочу сказать так, чтобы все прочитали, и пусть не все, но кто-то понял меня. Я не ругаюсь, я играю в футбол. Тренируюсь и играю. И всё.

- Горан, еще такой скользкий вопрос. На твой взгляд, "Динамо" было в кризисе, есть в кризисе, вышло из кризиса или вообще не было кризиса?

- Никогда не было кризиса!

- А "Тун" это не кризис? Стечение обстоятельств?

- Просто мы так сыграли. Одно к одному легло. Первый матч был напряженный, 2:2, ошибки были, но была и игра... А потом на нас сильно так надавили психологически - плохо вы играли, ужасно, всё менять надо! И подействовало оно сильно, причем на тренера в том числе. Буряк, по-моему, уже просто не знал, что делать. Вот и доигрались. Сейчас всё как-то нормализовалось.

"ЛЕГИОНЕРЫ - НЕ ВРАГИ НАРОДА"

- Горан, проблема легионеров стоит в Сербии далеко не так остро, если вообще стоит. Но тренеры импортные к вам всё же подтягиваются. Как у вас к Маттеусу относились, когда он в "Партизане" работал, к Рёберу, к Дзенге?

- Очень хорошо. У нас всех принимают как дорогих гостей, особенно если люди работать, а не баклуши бить приехали. И пишут о них хорошо.

- Что, даже такого нет - мол, наши талантливые тренеры не могут пробиться, а приглашают иностранцев?

- Нет, конечно. Вот мы сейчас затронули тему легионеров... Я ведь у вас тоже как враг получаюсь. Легионер! За деньги играю. Да я хоть сейчас выйду на Майдан и любому отвечу - да, я играю не бесплатно, а бесплатно не играю. Кто-то обидится?!?!

Ну зачем об этом писать постоянно?! Раздражает невыносимо. Причем тут же говорят - Горан, это не про тебя, ты наш! Нет, дорогие, я серб, значит, я не ваш, я легионер! А то как у вас интересно получается: Шацких, Белькевич, Гавранчич не легионеры, а Клебер, Родольфо, Родриго - легионеры, да? Вы вообще очень оригинальные в этом плане. У нас в Сербии если ты хорват или босниец, то легионер, никаких вопросов. И не в войне здесь дело.

Лимит делать надо - делайте какой хотите. Но превращать легионеров во врагов народа и футбола Украины неприлично. Какой-то игрок, может, и плохой, но он ведь не сам сюда явился и контракт с клубом подписал - его сюда при-гла-си-ли! Умоляли, чтобы пришел, чтоб другим не достался, деньги большие платили. А потом - ах, он играет за деньги, ах, он не чувствует клуб и его великие традиции! Надоело..

- Горан, я всегда пишу, что тоже не понимаю, какие такие у клуба могут быть особенные традиции. Ну разве что в "Болтоне" жрут бараньи яйца, если одержат крупную победу на выезде - вот это традиция! А так у любого приличного, уважающего себя и претендующего на звание великого клуба есть одна традиция - хотеть выиграть все. Так она, традиция эта, у всех одинаковая - и у "Баварии", и у "Манчестер Юнайтед", и у "Реала"... "Динамо" Киев ничем в этом ряду не выделяется. Кроме тренировочного процесса, который у нас, конечно же, самый передовой в мире.

"ВСЕХ ПОНИМАЮ, ТЕБЯ, ГОРАН - НЕ ПОНИМАЮ"

- Игроку нужно доверять. Если не доверяют - значит, я не чувствую себя профессионалом.

- Как сказал однажды один твой хороший знакомый тренер, нашему игроку разреши бокал пива, он выпьет бутылку водки!

- Значит, он, игрок этот, не профессионал. Хотя... Может, он способен играть после этой бутылки! А я не могу. Мне оно мешает, я и пить не буду. Не надо лезть в чужую жизнь, мы все очень разные. Может, кому-то приятно выпить, покурить. Я не курю, мне мешает, я не люблю эти запахи. Может, выкурю сигару, когда в отпуске - разовое удовольствие. А вообще это мешает. Алкоголь - тоже.

- Хорошее красное вино полезно для здоровья.

- Нормально. Это тоже. Сколько раз лечу самолетом вечером, говорю, давай вина выпьем. Вай, какое вино?!..

- А потом сами потихоньку скажут, что бокал красного вина весьма полезен. И везде к этому совершенно спокойно относятся. В конце концов, "Кока-кола" гораздо вреднее.

- Тут нужно понимать - если ты действительно хочешь это вино или эту колу (вот у нас Деян Савичевич всю жизнь "Кока-колу" пьет, просто не может без нее!), то уж как-нибудь найдешь способ ее хлебнуть, никто тебе помешать не сможет. Но почему мне не верят, что я действительно буду лучше себя чувствовать. Нет же - завтра игра, зачем тебе?!

Эх... Что-то поменять можно. Но свой характер не могу поменять. Я даже хотел - но у меня не получается.

- Ломать себя - дурное занятие.

- Это очень тяжело, и поэтому я говорю, что вашим футболистам во многом проще. Потому, что всё так, как их учили. А мне? Мне уже хорошо, что я застал Лобановского, я его действительно уважаю. А, например, Родриго, Родольфо приходят и не знают Лобановского. Не знают, что за традиции. Нет, что-то слышали, но вспомнить не могут. Я могу еще рассказать и понять - да, это идея Лобановского. А им? Нельзя так много требовать.

- Думаю, наша беда в том, что мы по-прежнему всех и всё меряем строго по нему, по ВВЛ. Нужно привыкнуть к тому, что мы уже живем другой жизнью. Для самого Лобановского было своеобразным шоком знакомство с легионерами и то, что в футболе могут быть другие порядки, что в футболе нужно воспринимать личность игрока иначе, потому что во всем мире ее иначе воспринимают! У нас же исторически, не только в футболе, личность означала очень мало.

- Но знаешь, так, как с Лобановским, я ни с кем не общался. И он, быть может, тоже. Он мне один раз сказал: "Горан, я всех футболистов понимаю, только тебя не понимаю". Говорит, давай будем общаться. Я говорю - давай! Я первый раз увидел, чтобы он смеялся! В какой-то мере я ему понравился, я сам это почувствовал. Он вызывал меня к себе. Не для того чтобы раскритиковать - просто всегда мне говорил, правильно я делал или неправильно. Не как друзья, а как тренер с футболистом... И это было нормально!

Вот за то, чтобы всё и дальше протекало нормально (а еще лучше - чтобы хорошо! Отлично!), мы и поднимем бокал отменного красного вина в завершение нашей беседы. Горану не предлагаем. Режим!

Важное замечание. На самом деле наговорили, набеседовали, наспикали мы гораздо больше, чем три страницы. Но изрядный и интересный кусок нашей беседы мы отложили до лучших времен - когда настанет черед представления сборной Сербии как участника чемпионата мира. Будет хороший повод встретиться еще разок на страницах "Футбола" с классным собеседником и классным футболистом!

И последнее. Дорогой читатель, профи ты в футболе или просто любитель, никогда, ни в коем случае не забывай, что игра в футбол не сводится к пинанию мяча вечером в течение 90 минут плюс компенсированное арбитром время. И что личность игрока имеет значение ничуть не меньшее, а порой куда большее, чем тактические схемы и тренировочный процесс. А хороший футболист это всегда личность. Потому что если он не личность, то кому он на фиг нужен?!

Артем ФРАНКОВ, Андрей ШАХОВ,"ФУТБОЛ"