"Шахтер" - "Динамо": Послесловие. Соль на раны
Дмитрий ИЛЬЧЕНКО для «Футбольного клуба»
Полотенце Луческу, молитва Родригеса, поцелуй Цитаишвили – весь суперкубковый антураж в одном репортаже.
Каким бы принципиальным ни был матч персонально для Мирчи Луческу, перед дебютной в новом качестве встречей с «Шахтером» он не выглядел ни встревоженным, ни напряженным. Главный тренер киевлян был открыт и улыбчив, особенно в тот момент, когда от выбегавших на поле «Олимпийского» игроков в оранжево-черных футболках вдруг отделился, заключив бывшего наставника в объятия, Тайсон.
Мало кто из его одноклубников нашел в себе смелость повторить вчера этот эмоциональный порыв: к румыну, который и сделал горняков узнаваемыми в Европе, теперь культивируют в «Шахтере» в основном такое же отношение, какое бывает у уязвленного мужчины к бывшей после расставания. Даже если расставанию этому – не первый год.
Дружески потрепав Тайсона по загривку и что-то прошептав ему на ухо, Луческу парой слов перекинулся и с Луишем Каштру. Позже португалец признается, что говорили они накоротке не об игре, до которой оставались мгновения, а о том, как коллега счастлив вернуться в наш чемпионат – и, собственно, к тренерской работе.
***
Черту под этой идиллией подвел стартовый свисток. Луческу стал предельно серьезен – и не улыбался по ходу игры даже в те моменты, когда из трех ударов в створ донецких ворот три оказались результативным. Статистический парадокс показался Каштру несправедливым, как и результат, но этим замечанием, характерным для наставников «Шахтера» после поражений, он вряд ли кого-то удивил.
Было любопытно, что станет подсказывать Луческу динамовцам, которым привил за месяц новый тактический стиль. Однако организаторы, компенсируя карантинную пустоту трибун, запустили в динамики записанный шум болельщицких секторов. Первое время стадионный ди-джей миксовал динамовские и горняцкие фонограммы на паритетных началах – но чуть погодя «Вышел в степь донецкую…» зазвучало вне всякой очереди.
Это неравновесие вряд ли повлияло на ход игры, хотя поначалу «Шахтер» прочно завладел инициативой. Которую соперник отдал, сыграв вторым номером – и заставив противников увязнуть в продуманных защитных порядках.
***
Многое изменил зарядивший на исходе четверти часа дождь. На беговых дорожках стадиона спустя короткое время можно было смело проводить соревнования по плаванию – в то время как мяч по устоявшему перед непогодой мокрому газону стал перемещаться явно быстрее. И эффективнее.
Луческу, отважно простоявший у границы технической зоны весь матч, сперва накинул ветровку, но, когда дождь окончательно превратился в тропический ливень – прикрыл голову принесенным помощниками со скамейки полотенцем. Тренеру киевлян было все равно, как в этот момент он выглядит: Мирча постоянно находился в движении, подгоняя футболистов то короткими репликами, то хлопками в ладоши.
Каштру же, опасаясь испортить модный костюм, скрылся под навесом, где, в отличие от энергичного коллеги, напоминал ледяную скульптуру. Оттаивая лишь когда приходилось записать что-то в блокнот или эмоционально стукнуть кулаком по соседнему креслу после очередного упущенного «Шахтером» момента. А шансов, особенно после перерыва, горняки имели в избытке.
***
Динамовцы же открыли счет чуть ли не в первой контратаке. Жерсон Родригес, к которому, в отличие от мучившихся предшественников, Луческу нашел подход, придержал мяч на фланге и снабдил точным пасом в углу штрафной Сергея Сидорчука. Верно прочитавшему ситуацию столичному капитану оставалось забросить мяч носком бутсы во вратарскую, а там – Карлосу де Пене перепрыгнуть Тете и кивнуть головой.
Каштру стал в это мгновение мрачнее тучи над «Олимпийским». По лицу Луческу, хоть это и было бы логично, не промелькнул и лучик улыбки – он понимал, что основные события матча еще впереди. В вип-ложе «Олимпийского» генеральный директор «Шахтера» Сергей Палкин разочарованно выдохнул прохладный воздух, наставник сборной Андрей Шевченко с трудом удержал эмоциональный нейтралитет, и только на лице президента «Динамо» Игоря Суркиса, крупным планом показанного в трансляции, не дрогнул ни один мускул.
Родригесу, которого теперь Луческу вряд ли отдаст в аренду, роль лидера оказалась по вкусу. Как и в матче чемпионата с «Олимпиком» люксембургский нападающий не удовлетворился лаврами ассистента: обыгравшись на исходе получаса с Владиславом Супрягой, он на всех парах двинулся к штрафной и, не встретив никакого сопротивления, перебросил мяч через вышедшего из ворот Андрея Пятова.
***
Не сразу выбравшись из объятий Николая Шапаренко и Александра Тымчика, Родригес опустился на колени, перекрестился и обратился к небесам с благодарственной тирадой. Небо ответило ему громом и молнией, ненадолго заглушив пение виртуальных трибун о донецком пареньке. Марлос, которого Каштру по загадочной причине оставил в запасе, с кислой миной отправился разминаться – на поле он выйдет в перерыве, но перелом в игру так и не внесет…
Интрига, впрочем, появилась: спустя несколько минут киевляне позволили Тете навесить с правого фланга, а Томаш Кендзера, выполняющий при Луческу роль не крайнего защитника, а центрбека, проиграл верховую дуэль Жуниору Мораэсу. Нетрудно было понять нелогичную в иных обстоятельствах улыбку поляка, адресованную арбитру Виталию Романову: в начале голевой комбинации горняки опрокинули в чужой штрафной де Пену, но ни судья, ни его коллеги в фургончике ВАР, нарушения не заметили. Уругваец же до перерыва чуть ли не в каждой паузе потирал ушибленное колено.
Начало второго тайма получилось у «Шахтера» настолько интенсивным, что Каштру, забыв о дожде, сорвался с места и, утопая в технической зоне, попытался докричаться до игроков, для надежности помогая себе жестами. Луческу же свое место на беговых дорожках не покидал, в эти мгновения ничего не подсказывая. Все, что было необходимо, он рассказал подопечным в раздевалке.
***
Но, не переживая напоказ, наставник «Динамо», конечно, пропускал через себя все события на поле. И когда в одном из эпизодов потребовалось не сбавлять темп поединка, Луческу с неожиданной для его лет техничностью остановил уходивший рядом с ним за линию мяч. Ложа прессы, независимо от клубных пристрастий, зааплодировала.
Чуть ли не впервые за последние годы встреча «Шахтера» с «Динамо» обошлась без явных столкновений за рамками правил. Хотя Алан Патрик и попытался пару раз спровоцировать Сидорчука – тот оставался хладнокровен и лишь удивленно пожимал плечами.
Ближе к концу матча киевлянам удалось упрочить преимущество. После подачи Александра Андриевского, как раз заменившего де Пену, вышедший в середине второго тайма Фран Соль перепрыгнул Сергея Кривцова и забил свой четвертый динамовский гол.
***
Сразу вспомнилось, как в начале прошлого года после подписания контракта с киевлянами воспитанник «Реала» заглянул в клубный музей на Грушевского – и, рассматривая со всех сторон Суперкубок, продемонстрировал неплохое знание истории украинского футбола.
– «Динамо» против «Шахтера» – это как «Реал» против «Барселоны», – разъяснил Фран Соль сопровождавшему его отцу, бритоголовому сеньору преклонных лет. И добавил: – Кажется, у меня появился дополнительный стимул «Шахтеру» забить.
Теперь мечта осуществилась…
Заключительные мгновения матча напоминали на обеих скамейках немую сцену из «Ревизора». Де Пена сидел, сцепив пальцы, внешне суровый Кривцов, кажется, готов был заплакать. Каштру заменил двух центральных защитников на атакующих игроков, но это «Шахтеру» не помогло.
***
Одновременно с финальным свистком обнимать победителей кинулись все, кто оставался на динамовской лавочке. Денис Бойко по пути обнял Луческу, Виктор Цыганков – не успевшего прийти в себя от эйфории Соля. Георгий Бущан принимал поздравления от своих и чужих, де Пена утешал Каштру, нашедшего все-таки в себе силы поздравить коллегу с победой. Тайсон и Коноплянка понуро смотрели со скамейки в одну точку.
Родригес посылал в камеру воздушные поцелуи, а Георгий Цитаишвили, когда Суперкубок вручили киевлянам, целовал его полированный бок как любимую девушку.
Позже в раздевалке, когда закончились торжества и с первым трофеем «Динамо» в сезоне сфотографировались все, включая первого президента Украины Леонида Кравчука, Луческу напомнил игрокам, что это лишь первый шаг. Впереди – квалификация Лиги чемпионов…