8 липня 2020 09:20

Младен БАРТУЛОВИЧ: "За победы над грандами премия была 50 тысяч долларов"

Экс-хавбек «Днепра», «Кривбасса» и еще ряда украинских клубов, который сейчас выступает в «Ингульце» рассказал о том, какие были премиальные во времена выступлений в «Кривбассе» и «Арсенале», против какого защитника в УПЛ ему игралось тяжелее всего, а также о самых великих хорватских игроках в истории.


— Младен, перед возобновлением чемпионата Украины вы сказали, что «Ингулец» ждут 10 финалов. У вас в копилке уже есть победы над «Горняком-Спорт» и «Авангардом», ничья с «Минаем». Довольны ли стартом команды после карантина? Как «Ингулец» настраивается на следующие финалы?


— Ну, конечно! Сейчас каждая игра – это как финал, как я и сказал. Мы должны быть довольны, потому что хорошо стартовали. Нужно продолжать в том же духе и настраиваться на каждую игру отдельно. К следующим матчам мы в обычном режиме готовимся. Очень плотный график. Каждая игра важная.


– Нравится ли вам в клубе?


– Конечно, нравится. Уже, считай, семь месяцев в этой команде. Меня коллектив очень хорошо принял. Проблем с адаптацией не было. Меня здесь все устраивает.


– Какие задачи у «Ингульца»?


– Самые высокие. Попадание в призеры и выход в УПЛ. Когда переходил в эту команду, об этом и шел разговор.


– За «Волынь» вы постоянно играли, много забивали. Почему решили сменить команду?


– Рядом с Петрово в Днепре мой дом. Возник такой вариант с «Ингульцом». После разговора с главным тренером и президентом, я принял окончательное решение. И, считаю, правильно, что я перешел в эту команду.


– В «Ингульце» достаточно эпатажный президент. Какой он в общении с игроками?


– Очень хороший человек. Не могу ничего плохого о нем сказать. Он старается делать так, чтобы у нас все было хорошо.


– «Не скажу, что наши переговоры были легкими, наверное, самые сложные за все время существования клуба», – сказал Поворознюк о вашем трансфере. Правда, долго не могли договориться?


– Я не сказал бы, что прямо долго велись переговоры. Мы поговорили, поняли друг друга и так я оказался в «Ингульце». Думаю, мы все правильно сделали.


– Вверху турнирной таблицы Первой лиги образовалось восемь команд, у которых примерно равное количество очков. Это говорит об уровне Первой лиги?


– Да, конечно, у команд Первой лиги неплохой уровень. Много команд претендуют на выход в Премьер-лигу. Равный такой чемпионат, особенно сейчас после карантина. И все команды находятся в боевом духе. Каждая команда может навязать борьбу и в матче с каждой командой можно потерять очки. Так что это очень интересно. Думаю, для болельщиков – это очень хорошо.


– Правда ли, что в «Кривбассе» и «Арсенале» были двойные премиальные за победы над «Днепром»?


– Нет, это неправда.


– Если не секрет, какие у вас были самые большие премиальные в карьере?


– Одно время, когда выступал за «Кривбасс» и «Арсенал», за победу над грандом предлагали 50 тысяч долларов на одного игрока.


– Удавалось получить такие премиальные?


– Бывали там ничейки. По-разному.


– За ничью меньше получалось?


– Ну, конечно (смеется).


– Вы сказали о том периоде: «Я, наоборот, рад, что тогда оказался в Кривом Роге, потому что именно там мне удалось увидеть украинский футбол со всеми его реалиями». Что-то можете выделить из того периода?


– В «Днепре» были созданы шикарные условия для футболиста. Новая база. Все, что хочешь. Сауна, бассейн. А в Кривом Роге это все как бы есть, но оно там все немножко старое. Есть клубы, где инфраструктура не такая новая, как у «Шахтера» и «Динамо», например. В таком смысле я говорил.


– Назовите игрока, против которого вам сложнее всего было играть? Кто самый непростой оппонент?


– Я играл тогда больше на фланге, на позиции вингера. Против Срны! Против него всегда нравилось играть, но очень тяжело было, потому что он был тогда игроком сборной Хорватии.


– Какие у вас вообще отношения со Срной?


– Хорошие отношения. Мы долго знакомы. И общаемся по возможности.


– Срна стал в «Шахтере» директором и работал тренером в этом клубе. Вы в будущем хотите в Украине поработать тренером или менеджером?


– Конечно, хочу остаться в Украине и дальше здесь работать. В будущем посмотрим, в какой функции. После завершения карьеры игрока я хочу связать свою жизнь тоже с футболом.


– От какого тренера вы взяли больше всего? С кем было приятнее всего работать?


– Со всеми тренерами в принципе хорошо работалось. После работы со всеми много чего приобрел. Но вот с Тараном я больше всего времени проработал. С ним, наверное, комфортнее всего работалось. С ним у нас еще и семейные отношения, скажем так. Таран – этой дядя моей жены. И могу выделить, что очень много от него получил в футбольном смысле.


– Олегу Тарану из «Кривбасса» тогда удалось сделать настоящую команду?


– Да, ему это удавалось делать много раз. В то время, когда я там играл и когда, казалось, что команда разваливается, он создал очень хороший коллектив и хорошую команду.


– Назовите троих самых сильных хорватов, которые выступали в чемпионате Украины?


– Срна, Эдуардо и Калинич.


– А самых сильных хорватов вообще в истории?


– Модрич, Бобан, Шукер, Просинечки. У нас их много (смеется).


– С кем из известных хорватских футболистов дружите?


– Общаюсь с Калиничем, с Перишичем иногда. Много есть футболистов из моего города, с которыми я общаюсь. Наши пути хоть и разошлись, многие играют в разных странах, но стараюсь каждого поздравить с важной победой или если выиграл важный турнир.


– А с Калиничем как часто общаетесь?


– Общались с ним во время карантина. Он рассказывал, как сидел один в Риме в квартире длительное время, когда нельзя было никуда выходить. Сидел дома, крутил велик, когда в Италии была сложная ситуация с коронавирусом.


– А с Перишичем?


– С ним общался еще, когда он был в Италии и играл за «Интер».


– Если с «Баварией» он требл выиграет, поздравите его?


– Конечно! (смеется)


– Вы играли в родной Хорватии, в Польше, в Украинской Премьер-лиге и теперь в Первой лиге. Какая разница чувствуется?


– В разный возраст это все было. В Хорватии я был молодым футболистом. В 18-19 лет у меня все получилось. Яркие воспоминания. Тогда сбылась моя мечта. Все дети, которые живут в Сплите, мечтают играть в футбол за «Хайдук». Это была моя мечта, которая сбылась сразу. И мы еще стали чемпионами. Это, конечно, очень яркое время для меня было. Потом произошел мой переход в Украинскую Премьер-лигу, которая тогда была очень сильной. Там тогда такие хорошие команды и футболисты играли. Есть, что рассказать об этом времени в Украине. Есть, что вспомнить, так как против классных футболистов довелось поиграть.


– Ваш родной «Хайдук» с тех пор, как вы тогда в 2005-м году завоевали титул, не может выиграть чемпионат Хорватии. Что может помочь команде из Сплита это сделать и навязать борьбу загребскому «Динамо»?


– Очень сложное время для «Хайдука». «Динамо» Загреб большой прогресс сделало за это время и много денег заработало на трансферах, став брендом. Очень сложно с ними бороться. Как, к примеру, сейчас с «Шахтером» в Украине. Киевскому «Динамо» сейчас очень сложно бороться с «Шахтером», а «Хайдук» очень долго также пытается бороться с загребским «Динамо». И там сейчас еще хорошие команды потягиваются: «Осиек», «Риека» и «Локомотива» Загреб. В Хорватии сейчас есть пять очень хороших команд, которые претендуют на еврокубки. Думаю, следующий чемпионат Хорватии будет очень интересный. Пять команд будут бороться за первые места.


– Можно сказать, что на данный момент «Шахтер» и «Динамо» Загреб в чем-то похожи в плане чемпионств?


– Да, но «Динамо» Загреб вообще уже много лет подряд выигрывает. С ними тяжело сражаться. Но все равно думаю, что «Шахтер» намного сильнее «Динамо» Загреб.


– Хотя «Динамо» Загреб мог в Лиге чемпионов у «Шахтера» выиграть…


– Мог, но не выиграл. Просто у «Шахтера» есть стабильность, команда постоянно играет в Лиге чемпионов. У «Динамо» Загреб такого нету. Но стоит отметить, что «Динамо» Загреб продает очень много молодых футболистов, у них очень хорошая академия.


– Лично вы давно бывали на «Вечном дерби» между «Хайдуком» и «Динамо»?


– Давно не был. Наверное, когда еще играл за «Хайдук». С тех пор, наверное, и не был.


– Матчи между «Хайдуком» и Динамо» какие-то особые?


– Конечно! Например, если «Хайдук» все матчи проиграл, но выиграл у «Динамо» Загреб, в Сплите команду будут на руках носить. В то время главное было выиграть у «Динамо» Загреб. В Сплите все ждут эту игру и нужна только победа. Если проиграли, то лучше в город не выходить.


– Удивил ли вас молодой 16-летний вратарь «Ворсклы» Исенко, который потащил три пенальти в матче с «Мариуполем»?


– Да, конечно, удивил. Мы до этого играли против «Ворсклы» товарищеский матч, и он стоял на воротах тогда. Он хорошо себя проявил в той игре. И потом с «Мариуполем» также показал себя. Это хорошо для украинского футбола, у Исенко есть будущее.


– Как считаете, то, что Евро-2020 перенесли на следующий год пойдет в плюс сборным Хорватии и Украины. И вообще, что ждете от этих сборных на Евро?


– Хорватии может и не пойдет в плюс, потому что таким футболистам, как Модрич, которые постарше, в таком возрасте может тяжело будет играть в таком ритме игр, который будет на ЕВРО. И для Украины, думаю, это не такой уж и плюс, потому что Украина была на ходу и очень хорошо провела отборочный цикл. Долго не собиралась сборная и в каком она состоянии будет, посмотрим. Но будет интересно в любом случае. Мои ожидания, что Хорватия и Украина смогут выйти из группы, а там уже все возможно.


– Чего не хватило Хорватии, чтобы выиграть Мундиаль?


– Трех голов! (смеется). 4:2 проиграли. Мне кажется, что в финале не хватило фарта. Не скажу, что так сильно переиграла Хорватию Франция. В моменте с первым пропущенным голом судья какой-то «левый» штрафной поставил. Какой-то спорный первый гол был. В любом случае второе место в мире для такой маленькой страны – это успех.


– Как тогда Хорватия праздновала этот успех?


– Я был тогда не в Хорватии. Смотрел чемпионат мира по телевизору. Команду встречали в аэропорту. Весь Загреб был на ногах, возле дороги везде стояли люди. Их вся страна встречала. Каждого футболиста отдельно в своем городе встречали, концерты устраивали. Праздник был несколько дней в Хорватии. Мне не довелось особо отпраздновать успех. У нас как раз сбор был. Но порадовался, конечно, за свою сборную!


– Вы родились в стране, в которой была война. Вас в Югославии война как-то коснулась?


– Конечно! Наш дом разрушили, скажем так. Нам пришлось уехать из своего дома и все заново начинать. Тогда моя семья жила на территории сегодняшней Боснии и там была очень сильная война. Нам пришлось переехать на территорию Хорватии. При Югославии все было смешано, а затем хорваты поехали к хорватам, сербы к сербам, боснийцы остались в Боснии.


– Когда в Украине, на Донбассе, началась война, что родственники и друзья из Хорватии говорили?


– Конечно, переживали. Я сам переживал за все это. Разные мысли были, когда все начиналось. Но, слава Богу, хоть немножко успокоилось. Верю, что все будет хорошо и настанет мир полностью. Потому что война никому не на пользу.


– Вашего экс-одноклубника Романа Зозулю некоторые фаны «Райо Вальекано» называют «нацистом». Что вы можете сказать о Романе? Что он за человек?


– Общались и дружим с ним. Он патриот своей страны. Он любит свою страну и просто это выражает. Это его право.


Дмитрий КОТКОВ