Сергей РЕБРОВ: "В Украине почему-то считают, что венгерский чемпионат слабее нашего, но взгляните на трибуны"
Сергей Ребров, под руководством которого «Ференцварош» второй год подряд стал чемпионом Венгрии, рассказал в эксклюзивном интервью о дисциплине и мотивации, карантине по-венгерски и положительных сторонах пандемии, слухах о возвращении в «Динамо» и переходе в «Фенербахче».
Единственный выходной, который он дал своим футболистам после победы над «Гонведом», был у него самого расписан по минутам. Четверть часа для более или менее обстоятельной беседы Ребров нашел вчера ближе к полуночи, а звучавший в трубке укоризненным фоном детский плач вынуждал не импровизировать, ограничившись плановыми вопросами.
– Сергей Станиславович, это уже седьмой ваш тренерский титул – и двадцать седьмой, если прибавить игровые трофеи. Какие эмоции переживаете через сутки после того, как «Ференцварош» вновь завоевал золотые медали?
– На самом деле, все к этому шло, и даже хорошо, что вопрос о чемпионстве был решен за три тура до финиша. Что же касается эмоций… Всегда говорил, что защитить титул сложнее, чем завоевать: твои футболисты неизбежно теряют часть былой мотивации, а прямые конкуренты готовы на все, чтобы сбросить тебя с вершины.
Вот почему благодарен своим ребятам, которые, несмотря на добытое в прошлом сезоне золото, продолжали демонстрировать сумасшедшее желание играть и выигрывать. Команда распробовала вкус Лиги Европы, где не играла полтора десятка лет, и чтобы снова попасть в еврокубки была обязана вновь побеждать в чемпионате.
– Вам не хватило очка, чтобы выйти в европейскую весну. Это стало разочарованием – или все же две ничьи с «Эспаньолом» и победа и ничья с ЦСКА, наоборот, прибавили оптимизма?
– Мы должны стремиться к победам в любом турнире, где участвует моя команда. Однако не стоит забывать, что у «Ференцвароша» в Лиге Европы был чуть ли не самый низкий рейтинг. С учетом этого мы показали очень достойный результат, да и вообще за год сделали большой шаг вперед. Тем не менее, не следует вспоминать, что было вчера – надо строить команду на новый сезон. И, естественно, на квалификацию в еврокубки.
***
– Украинские болельщики могут позавидовать венгерским: пусть и с ограничениями, с дистанцией в четыре кресла, тем позволено посещать матчи. Присутствие публики на дерби с идущим в середине таблицы «Гонведом» повлияло на игру команды – или же, с оглядкой на возможность досрочно выиграть чемпионат, дополнительные стимулы ей не требовались?
– Футболисты и тренеры работают для болельщиков, без которых команда теряет присущие игре эмоции и азарт. К сожалению, мы живем в непростые времена, и присутствие на матче хоть небольшого количества зрителей уже вдохновляет.
Вместе с тем, я не думаю, что это сыграло ключевую роль. Мы в «Ференцвароше» понимаем, в каком клубе работаем, и какие задачи перед нами стоят. В Украине, кстати, почему-то считают, что венгерский чемпионат слабее нашего, но взгляните на трибуны: каждый матч собирал тут до карантина по пятнадцать тысяч зрителей, а на еврокубках был неизменный аншлаг. Жаль, но таким вниманием публики не могут похвастать даже ведущие украинские команды.
– Насколько я знаю, после победы над «Гонведом» вы дали футболистам всего один выходной – впереди субботняя игра с «Уйпештом». Значит ли это, что все торжества, кроме неизбежного шампанского в раздевалке, отложены до конца сезона?
– Строго говоря, особых торжеств у нас не было и в прошлом сезоне. В Европе все по-другому: тут не празднуют чемпионство по три дня, не гудят на дискотеках неделю. Да, ребята вчера отпраздновали, получили день отдыха, но уже в четверг вернутся к работе.
Важно понимать, что игры с «Гонведом» и «Уйпештом» – абсолютно разные вещи. «Уйпешт» для «Ференцвароша» – принципиальнейший соперник, и для болельщиков обеих команд матч имеет такой же вес, как в Украине встреча «Динамо» и «Шахтера». Турнирное положение тут отходит на второй, если не на третий план. Было бы странно, если бы кто-то из моих игроков перед таким поединком вдруг попросил дополнительный выходной.
***
– Потому я и задал этот вопрос. Хорошо помню, как после вашего второго досрочного чемпионства с «Динамо» «некоторые ребята», как вы, не называя имен, сказали про отдельных футболистов, не настроились на очередную дуэль с «Шахтером» – хоть та ничего и не решала. Тогдашний опыт побуждает сегодня намного строже относится к дисциплине?
– Куда уж строже – у меня к дисциплине всегда были высокие требования. Это залог успеха любой команды. Но следует иметь чувство меры и не перегибать палку: если после победы ты на три дня запрешь игроков на базе, станет ли от этого лучше результат и их отношение к тренеру?
После того, как команда досрочно становится чемпионом, футболисты не могут отдаваться игре на сто процентов – что бы ты ни говорил им и что бы ни делал. Такова психология. Но вместе с тем, хотя отсутствие турнирной мотивации и накладывает отпечаток, в прошлом сезоне, когда мы тоже досрочно выиграли золото, я видел: игроки по-прежнему дорожили местом в основе и не давали мне повода себя упрекнуть. Все же разница между украинским и венгерским менталитетом существенна. Тут все по-другому.
– В «Динамо» вы стали подозревать игроков в недостатке мотивации после первого чемпионства, а в «Ференцвароше» – взялись за кадровую реконструкцию с места в карьер. Не побоялись отказаться от футболистов, имевших поддержку болельщиков, пригласив чуть ли не одиннадцать новичков…
– Тут вы, пожалуй, немного преувеличили. Но если уж провели параллель между киевской и будапештской командами – продолжим аналогии. Наверное, не следует объяснять, что клубы эти – совершенно разного уровня. Разные зарплаты, разный спрос на игроков. В «Динамо» он был после нашего первого чемпионского сезона очень велик, и я говорил, что если футболист теряет мотивацию, стоит подумать, не отпустить ли его.
Нет, это не значит, что надо избавляться от человека немедленно, в ущерб клубу и за любые деньги, но, если совпадают спрос и предложение – почему не пойти на этот шаг? Так было в Киеве. А в «Ференцвароше» не так много игроков, находящихся на прицеле селекционеров сильных европейских клубов. Поэтому и заметному снижению мотивации после завоевания золота неоткуда было взяться.
Мы, разумеется, освежили состав прошлым летом, и это дало новый уровень мотивации. Прежде всего – футболистам, у которых появилась дополнительная конкуренция.
***
– Год назад «Ференцварош» покинул, перейдя в ряды прямого конкурента, Иван Петряк. Вы с ним после этого общались?
– Конечно же, мы продолжаем поддерживать контакт. Считаю Ивана хорошим футболистом и понимаю, что так сложились обстоятельства. Не все зависело от него. Поэтому я искренне желаю удачи – ему, но не его нынешней команде.
– Верно ли понимаю, что все дело в клубе, которому он принадлежит и который решал, куда Петряка в очередном сезоне отдать в аренду?
– Я знаю точно: Иван хотел остаться в «Ференцвароше». Однако рядом с игроком находились агенты, перед которыми у него, как я понимаю, имелись обязательства. Футболисты не всегда принимают решения самостоятельно.
– Как оцените вклад в нынешнее чемпионство украинских игроков «Ференцвароша»?
– Однозначно доволен их прогрессом. Я вижу, что ребятам интересно работать со мной, что они очень требовательны к себе. Что не просто получают удовольствие от игры – постоянно растут, совершенствуются. Результаты команды говорят сами за себя. Александр Зубков и Игорь Харатин отлично проявили себя и в чемпионате, и в Лиге Европы, где, кстати, много матчей сыграл и очень помог нам Даниил Игнатенко.
– Коронавирусная пауза в сезоне на разные команды влияла по-разному, однако большинство жаловалось на недостаточное время для подготовки к рестарту. Вам, получается, времени хватило?
– Надо сказать, что, в отличие о Украины, в Венгрии не было столь жесткого карантина. Да мы практически и не прерывали тренировочный процесс. Пауза продолжалась около недели, после чего мы поддерживали форму отдельными группами и работали с мячом четыре раза в неделю.
Поэтому физические кондиции тут футболисты практически не утратили. Не теряли они и игрового тонуса: перед возобновлением сезона мы провели достаточно спаррингов.
***
– Многие люди обнаруживали у себя на карантине неожиданные таланты и увлечения или занимались тем, на что в иной ситуации не хватило бы времени. Чем занялись вы?
– (Улыбается). Скорее всего, мой ответ вам подскажет шумовое сопровождение разговора. Дети плачут, ожидая, когда я закончу давать интервью и пойду к ним. Сегодня с женой как раз обсуждали, что благодаря карантину я провел с семьей больше времени, чем мог мечтать. И в бытность игроком, и став тренером я все время куда-то уезжал – на игры, тренировки или сборы. Так что и в пандемии можно найти положительные стороны.
Дмитрий ИЛЬЧЕНКО
С такой манией величия только в Турцию ехать. Там сперва за своего примут, а потом жестко поставят на место. Смущает только, что интервью для ФКлуба брал придворный журналист Игоря Михалыча - Ильченко. А просто так такого не бывает.
С такой манией величия только в Турцию ехать. Там сперва за своего примут, а потом жестко поставят на место. Смущает только, что интервью для ФКлуба брал придворный журналист Игоря Михалыча - Ильченко. А просто так такого не бывает.