Интервью из прошлого. Андрей Шевченко: "Переехав в Италию, я словно родился заново"
К 25-летию некогда популярной газеты КОМАНДА мы решили открыть рубрику «Интервью из прошлого», в которой найдем место наиболее резонансным и памятным публикациям разных лет, пишет zbirna.com.
Сегодня герой проекта — нынешний главный тренер Команды №1 Андрей Шевченко. Осенью 2001 года нападающий сборной Украины, будущий обладатель «Золотого мяча» проводил свой третий сезон в составе Милана. Разговор состоялся в преддверии матчей плей-офф с Германией за путевку на ЧМ-2002.
«Самый памятный подарок сделала сестра»
— Андрей, поздравляем тебя с прошедшим днем рождения. Если не секрет, как отпраздновал?
— Практически никак Вечером с друзьями и партнерами по Милану пошли в ресторан. Но это был очень короткий, если так можно сказать, ужин. Времени на празднование нет. Ведь сейчас у меня очень напряженный график игр. Впрочем, к тому, что у меня не получается отпраздновать день рождения, уже привык. Ведь он выпадает в начале сезона.
— А вообще принято ли в Милане всей командой отмечать дни рождения?
— Конечно. Если есть возможность, обязательно собираемся все вместе.
— Можешь вспомнить наиболее памятный подарок, который тебе делали?
— Самый памятный подарок сделала сестра, вручив хрустальную статуэтку дракона с мячом. Он в какой-то мере символичен, ведь я родился в год Дракона, и это мой символ.
— А если бы тебе предоставилась возможность выбора подарка, что бы предпочел: итальянское «скудетто», «Золотой мяч» лучшего футболиста Европы или же выход украинской сборной в финальную часть чемпионата мира?
— Сложно ответить. Наверное, я — максималист по жизни, поэтому хотелось бы получить все это вместе. Но не будем забывать, что судьба этих подарков в какой-то мере зависит от меня. Поэтому приложу все усилия, дабы получить все три.
«На поле фаворитов нет»
— Наши немецкие коллеги, анализируя выступления сборной Украины, отмечают, что сейчас ее игра почти полностью строится вокруг тебя или в надежде на твое индивидуальное мастерство. И именно нейтрализация Шевченко является приоритетной задачей бундестима…
— На их месте не был бы столь категоричен. В первую очередь сборная Украины — это единая команда, которая сильна прежде всего именно коллективизмом. Другое дело, что в каждом коллективе должны быть люди, которые обязаны ставить победные точки, завершая усилия партнеров. Сегодня это получается у меня. Завтра — у кого-то другого. Главное, чтобы таких футболистов было как можно больше.
— Андрей, как ты относишься к утверждению, что во многих матчах сборная Украины не играет, а работает?
— Сегодня футбол стал очень атлетичным. Поэтому нехватку мастерства и класса нужно компенсировать именно колоссальной работоспособностью. Находить в себе дополнительные силы и эмоциональные заряды. Только за счет этого можно бороться с лидерами мирового футбола.
— Какой матч в этом отборочном цикле лично для тебя оказался самым сложным?
— Думаю, что наш первый поединок с норвежцами. Более того, он был самым важным и в психологическом плане. Ведь по сути в случае победы в Норвегии у нас после не самого лучшего старта появлялись хорошие шансы на поездку в Японию и Корею. К сожалению, потом попали е какую-то ничейную полосу. Впрочем, заняв второе место в группе, в плей-офф все-таки пробились.
— После жеребьевки немцы считаются фаворитами в нашей паре. Но, учитывая их проблемы в последнее время, можно ли говорить, на твой взгляд, что шансы команд примерно равны?
— До игры безоговорочным фаворитом будет сборная Германии. Все-таки эта команда имеет громаднейший опыт выступлений на соревнованиях наивысшего уровня. Но это только до стартового свистка. На поле фаворитов нет, и обе команды имеют одинаковые шансы на победу.
«Я знаю, где живет Роналдо»
— В свое время приходилось читать, что никто в Милане не знает точно, где живет Роналдо…
— Кто это придумал? Во всяком случае я знаю, где живет Роналдо…
— Возможно, журналисты имели в виду то, что бразилец, дабы уберечься от назойливых поклонников, просто скрывает адрес. В Милане знают, где живет Шевченко?
— Мой адрес легко узнать. К тому же, в Италии я живу нормальной жизнью и ни от кого не прячусь. Правда, еще не было такого, чтобы фанаты беспокоили дома или дежурили у подъезда.
— А свободно пройтись по улицам для тебя такая же проблема, как и в Киеве?
— Скоро три года, как я выступаю в Италии. Уже полностью привык к этой стране и в частности к Милану. Узнал и нравы итальянцев. То есть, если так можно сказать, знаю, где можно пройтись, дабы особо не попадаться на глаза фанатам, а где — нельзя. Конечно, раздавать автографы приходится очень часто. Но это — тоже часть моей работы.
«Не надо сравнений»
— Если оглянуться на три года назад, что для тебя было самым сложным в процессе адаптации в Италии?
— Если честно, то особых проблем не испытывал. Дело в том, что, как мне кажется, просто нельзя сравнивать разные страны. Приехав в Италию, в первую очередь пытался принять ее такой, какой она есть на самом деле. Не рассматривал местную неповторимую и специфическую атмосферу так же, как и ритм жизни, сквозь призму Украины. Как и свои поступки. Никогда не делал того, чего не позволял себе в Киеве, хотя по итальянским меркам это было бы абсолютно нормально. Получилось так, что переход в Милан отбросил все мои предварительные, так сказать, заочные представления об Италии. Как бы родился заново, пытаясь начать жизнь с нуля.
— Но все же, как показалось многим, ты безболезненно влился в другой чемпионат и жизнь другой страны. Что бы посоветовал молодым футболистам, которые перебираются за рубеж, для ускорения процесса адаптации?
— Сложно сказать. Все-таки в первую очередь это зависит от самого игрока, его характера. Какой человек видит дальнейшую жизнь, как ее планирует. Поэтому советы ничем не помогут. Как уже сказал, это очень индивидуально. Единственное, что хочу подчеркнуть, надо хорошо знать свои сильные стороны и думать только о них. Не говорю, что о слабостях и недостатках нужно забыть (наоборот, надо пытаться как можно скорее их устранить), но сконцентрироваться необходимо на лучших качествах. Тогда не будет никакой робости перед «звездами».
«Приезжая в Киев, обязательно нахожу время для прогулок по Крещатику»
— Андрей, какое, на твой взгляд, самое большое отличие Милана от Киева, а твоего нынешнего клуба от Динамо?
— Это разные города и команды. Что касается первой части вопроса, то больше люблю Киев. Наверное, это неудивительно, так как это — моя Родина, где живут родные и друзья и где прошли не самые плохие годы жизни. Приезжая в Киев, обязательно нахожу время для прогулок по Крещатику. Что касается команд, то не люблю, как говорят итальянцы — «арагона», то есть сравнивать.
Годы моего становления прошли в Динамо. Всегда буду вспоминать об этом клубе только с теплотой и как об одном из самых приятных периодов в жизни. Именно в нем понял, что такое коллектив. Почувствовал, что мы что-то можем именно как команда. Ведь Динамо достигало хороших результатов, коими считаю выходы в четвертьфинал и полуфинал Лиги чемпионов. Обидно, что не смогли пробиться в финал самого престижного турнира Европы, хотя были в шаге от него. Сборная страны играла в матчах плей-офф чемпионатов мира и Европы. И эти успехи, в первую очередь, объясняются именно коллективизмом.
У нас была очень сплоченная команда и неудивительно, что дружны с ребятами до сих пор. Вспоминать годы, проведенные в Динамо, всегда приятно Но ведь это уже в прошлом, а всегда надо смотреть только вперед. Сейчас я — игрок Милана. В Италии тоже получаю удовольствие от футбола, от поддержки болельщиков, от жизни. Но все-таки это как бы многоэтапная жизнь.
— Не секрет, что приглашая Каху Каладзе в Милан, руководство клуба интересовалось твоим мнением. Кто из игроков Динамо, на твой взгляд, мог бы уже сегодня закрепиться в Серии А?
— Думаю, что Валя Белькевич, Саша Хацкевич. Те же Влад Ващук, Саша Головко или Андрей Гусин. Поверьте, в Динамо хватает футболистов хорошего уровня. Конечно, им тоже свойственны взлеты и падения, но это нормально. Ведь все мы — живые люди, а не машины, которые работают без сбоев. Все-таки подвержены стрессам и иногда бывает, что ты просто психологически не готов к игре. Не говоря уже о функциональном состоянии.
«Лучший способ восстановления — сон»
— Милан некоторые считают футбольной столицей Италии, некоторые — столицей высокой моды и искусства. Чего, на твой взгляд, в этом городе все-таки больше?
— Не стоит забывать также и о том, что Милан — один из крупнейших промышленных центров страны, что тоже накладывает свой отпечаток. А вот насчет футбола и искусства — трудно сказать. Хотя бы потому, что сегодня футбол в мире, а тем паче в Италии, — сродни искусству.
— Андрей, а как обычно проходит у тебя неигровой день?
— Утром — тренировка. Затем, если есть какие-то дела в Милане, еду в город, там же и обедаю. Если нет, то кушаю вместе с командой или на базе, или опять-таки в Милане в одном из наших ресторанов. Когда есть личные дела, то занимаюсь ими, а потом обязательно еду домой и отдыхаю (когда свободен, то времени на отдых, естественно, больше). Вечером ужинаю либо дома, либо, что бывает гораздо чаще, с друзьями или партнерами по команде идем в какой-то ресторан.
— Ты часто остаешься сейчас в Милане дополнительно позаниматься после общекомандных тренировок?
— Когда как. И зависит это не от настроения, а от насыщенности календаря. Когда много игр, то иногда не хватает времени на обычное восстановление. А ведь отдых — один из самых важных компонентов в подготовке к матчу. Если же будешь в такой период оставаться еще и на дополнительные занятия, то можешь только навредить. Организм не успеет восстановиться, и в результате перегрузок получишь травму.
— Каждый футболист, как известно, восстанавливается по-разному. А лично для тебя, какой наилучший способ?
— Лучший способ восстановления — сон.
«В Торре Дельманджо бывают футболисты не только Милана, но и Интера»
— Ты говорил, что часто обедаешь и ужинаешь в ресторанах. Есть любимое заведение в Милане?
— Трудно сказать. Есть ряд ресторанов, которые мне нравится. Больше других, наверное, Торре Дельманджо. Хорошо знаю хозяина заведения. Это очень приятный человек. К тому же, мне нравится сама атмосфера ресторана. Могу приехать даже один и просто поужинать вместе с хозяином.
— Он тебе скидок не делает? Все-таки появление Шевченко служит, как нам кажется, отменной рекламой заведению…
— Что вы! Никаких скидок. Да я, наверное, и не принял бы их. Человек ведь тоже делает бизнес и это его работа. Когда приезжаю к нему в ресторан, где мне нравится как обстановка, так и качество пищи, значит должен за это заплатить, потому что прекрасно понимаю, что это стоит денег.
— Этот ресторан твое личное пристрастие, или Торре Дельманджо — любимое место всего Милана?
— Не только мое. В Торре Дельманджо бывают многие футболисты. Причем не только Милана, но и Интера.
— Андрей, известно, что двум суперклубам ужиться в одном городе очень непросто. К тому же, отношения между болельщиками Милана и Интера, мягко говоря, прохладные. Это сказывается на футболистах?
— Абсолютно нет. У меня с игроками Интера хорошие отношения. Как, впрочем, и со всеми.
— Большинство твоих друзей в Италии — футболисты?
— Если честно, то понятие «друг» для меня очень важно, и, возможно, оно отличается от общепринятого. А что касается людей, с которыми общаюсь или
провожу свободное время, то среди них есть как футболисты, так и нефутбольные люди.
— Андрей, жизнь знаменитостей такова, что они они становятся неотъемлемой частью футбольной индустрии. Нередко получается, что жизнь как бы зацикливается только на этом. Ты в ней более семи лет, достиг значительных успехов. Но все же подсознательно не возникало чувство, что игра проста надоела?
— Любимое дело никогда надоесть не может. У меня сейчас такой период, когда можно и нужно что-то делать в плане карьеры и жизни. Мне — 25, и впереди, даст Бог, еще 10 лет активных футбольных выступлений. Пока что, тьфу-тьфу, есть желание, силы и здоровье. Если все эти слагаемые будут присутствовать и в дальнейшем, то все будет в порядке.
Даниил Радовский, Сергей Дрыга, 10.10.2001