26 вересня 2005 14:46

Владислав ВАЩУК: "Каждый должен заниматься своим делом и не играть так, как ему хочется"


Защитник "Динамо" провел встречу с болельщиками

- Как гром с ясного неба прозвучало твое решение уйти из Динамо в московский Спартак. Киевские болельщики к этому готовы не были. К тому же, это не петербургский Зенит, не московское Динамо, это – Спартак. И особенно резануло слух то, что ты сказал: с киевским клубом ты уже добиться ничего не сможешь.

- Дело в том, что с киевским Динамо я многого добился, и сказал, что много еще могу добиться.

Почему перешел? У нас были внутренние разногласия, и я сделал этот шаг самостоятельно, без чьей либо поддержки. Я думаю, что все, что происходило за эти два с половиной года, было моим крестовым походом. Скажу так: чтобы добиться чего-то серьезного, нужно прежде сделать серьезную ошибку. Мне так кажется. Эти два с половиной года меня многому научили, я со многими людьми познакомился, но чтобы сказать, что в Спартаке что-то было удачное – не скажу. Не глядя на то, что кубок выиграли.

Я был очень рад, когда меня пригласили в Динамо. Очень хотел встретиться с Григорием Михайловичем, с Игорем Михайловичем, и когда встреча состоялась, после сборной, я был очень рад. Еще большей радостью для меня было возвращение в Динамо. Не буду скрывать, я все время наблюдал за Динамо, очень переживал, со всеми ребятами общался, со всеми были великолепные отношения. И когда меня спросили, хотел бы я вернуться, то согласился с большим удовольствием, заверил, что проложу все усилия, чтобы Динамо было на высшей ступеньке, как во внутреннем чемпионате, так и на международной арене.

- Сергей Ребров, отвечая на подобный вопрос, сказал, что он никуда и не уходил. Ты можешь сказать это о себе?

- Меня даже в Спартаке не сразу приняли, и многие, общаясь со мной, говорили: вот ты пришел, мы с тобой общаемся, но мы против Динамо. Со мной только здоровались, не более. Были ребята, которые как бы были друзьями, ничего негативного не говорили обо мне лично… А болельщики… Очень тепло приняли меня, не глядя на то, что я динамовец.

И когда пришли тяжелые времена, нельзя сказать, что топор полетел мне в спину. Много было в прессе негатива обо мне, хотя я пришел с травмой – крестообразная связка, тяжелая травма, полученная с Шахтером. В таких играх я никогда ноги не убирал. И вообще, никогда я ноги не убирал.

После такой травмы нужно, как минимум, полгода, чтобы набрать прежние кондиции. А то, что я говорил в прессе… Динамо – это семья. И когда для Динамо начались тяжелые времена – я сам давал интервью в поддержку Динамо. Объяснил, что это семья, которая остается навсегда в сердце. Тогда даже не думал, что меня пригласят обратно в Динамо. Динамо в моем сердце, и все мои близкие знают об этом.

- Владислав, обращаемся к тебе за советом: мы уверены, ты знаешь, что твой уход из Динамо был воспринят по-разному: от благожелательности до резкой агрессии. Сегодня на WEB-сайте мы получаем именно такой спектр вопросов. Как нам быть: озвучивать все, или слишком резкие отбрасывать?

- Да нет, пожалуйста, пусть задают вопросы. Если это по вопросу о подписях… моем уходе… Меня Игорь Михайлович спросил,– тебе интересно это? Я ответил, что нет. Ну, тогда, говорит,– все, забыли…

- Для киевских болельщиков московский Спартак – самый заклятый клуб со времен Союза. По уровню противостояния нынешний Шахтер и близко не дотягивает до противостояния Динамо Спартак. Традиции, сам понимаешь. Твой переход в стан «врага» киевские болельщики восприняли с болью в душе. А не было ли у тебя желания по возвращению в Киев сказать болельщикам: простите, бес попутал?

- Была какая-то рука, которая направила меня туда. Невидимая. Можно сказать так. Действительно, такой шаг не каждый человек сможет сделать. По крайней мере, тот груз чёрного пиара выдержать удастся не каждому. Как и обратно вернуться, сказать: я люблю и уважаю этот клуб…

Спартаковцы говорят: разрежьте меня, я весь красно-белый. Но это спартаковцы говорят. Я такого не говорил никогда. Я говорил: я динамовец, я пришел играть как профессионал. Я подписал контракт, и играю у вас. Вот и все.

Вот вы сказали о противостоянии Спартак – Динамо. А я знаю – приезжали сюда спартаковцы и жили у лидеров Динамо. Жили в одних квартирах. Но когда отправлялись на футбол – шли каждый в свои сектора. Те же драки… Помните, когда на поезде возвращались. Я встречался с тогдашними фан-группировками. Им сейчас лет по 40–45. Поэтому сказать, что динамовцы не сдружились со спартаковцами, я не могу.

Так же Спартак не дружит с ЦСКА. Но лидеры встречаются, договариваются. Была драка на дубле Спартак-ЦСКА, сто на двести. Об этом писалось, было это. Я даже знаю, что спартаковцы после этой драки отловили ЦСК-овцев…

Когда я пришел, я не знал, что такое «мясо», «кони», «бомжи»… Это я все потом узнал. И когда ЦСКА стало чемпионом, начали отлавливать их в метро. Такие нюансы изнутри интересны.

Сейчас уже давно Динамо не встречается со Спартаком. А то – традиция, негатив между Спартаком и Динамо, в какой то степени. Сколько лет прошло, а это осталось. Может, Шахтер скоро до этого дотянет, и переплюнет Спартак :).

- Меня зовут Нестор, я болельщик киевского Динамо. У меня вопрос очень простой: что двигало Вами, когда Вы переходили в Спартак? Заработать больше денег, или в Динамо стали невыносимые условия?

- Я уже отвечал, был определенный нюанс в отношениях между нами, между руководством и мною.

— Но почему именно Спартак?

- Да не было ничего другого на тот момент. Я был «поломанный», если вы знаете. Не каждого игрока возьмут с травмой крестообразной связки. С хорошим предложением был только Спартак, больше никто.

- Вас в принципе устраивает тот прием, который Вам устроили болельщики на матче Динамо–Металлург?

- Нет, не устраивает…

— Ну и что будет дальше?

- А что будет дальше? Буду играть в свою игру. Дело в том, что тот негатив, который скапливается за игру по поводу «иуды», баннеров… Честно говоря, я на это обращаю мало внимания, этот негатив я уже пережил за 2,5 года, а вот ребята… Шовковский, Федоров, все остальные… Вот их этот негатив начинает раздражать.

Тот же счет 2:2 (в матче Динамо – Металлист) – это, скажу я, неспроста. Если вы видели, через центр, через двоих наших прошли, и рикошетом мяч у нападающего остался. Хотя я там ложился, но это неважно. И, тем не менее, негатив оттуда шел. Болеть за Динамо и против Динамо – это две энергии соприкасаются. Что из этого выйдет?

Мы вообще станем терять очки. Не важно, будет Демьяненко, Ле Гуен, Маттеус, еще кто-то… Какая разница?

Давайте найдем общий язык. Что вам не нравится? Давайте решим этот вопрос.

- Нам не нравится то, что вот вы, коренной киевлянин, капитан Динамо, своим переходом именно в Спартак,- не в московское Динамо, не в Торпедо, а именно в Спартак, где большие традиции противостояния, на поле, в кабинетах…

- Что сейчас можно исправить?

— Это очевидно, просто нужно извиниться!..

- Извиниться за то, что я перешел туда? Ребята, я за 2,5 года очень много пережил. И то, что я пришел на встречу с вами, очень о многом говорит.

- Вот я, Василий Болотов, всю жизнь болею за Динамо Киев, с детства не пропускаю ни одного футбола. Я участвовал в сражениях по 300 человек…Ну, произошло вот такое, может быть, даже – недоразумение! Ну, произошло! Человек вернулся… В жизни происходит все, что хочешь. Он уже извинился. (Обращаясь к оппоненту из зала). Поэтому если вы, ты, он,– настоящие болельщики, давайте думать, чтобы Динамо Киев выигрывало…

- Я порой даже не знаю, за кого вы болеете. Вот вы вроде с барабанами, Динамо Киев… Но мне даже не хочется подходить к этой трибуне, хотя я болельщиков очень люблю и уважаю. Понимаешь, я профессионал. Я подписал контракт – я там играю. Сюда я вернулся, потому что это мое, это моя семья, понимаете?

- На известном футбольном сайте Динамо Киев от Шурика проводился опрос на определение оптимального, по мнению болельщиков, состава Динамо на сегодняшний день. Болельщики, а это около тысячи человек, поставили тебя на второе место после Сергея Фёдорова. А с кем из нынешних защитников на поле тебе лучше играть?

- Конечно, с Серёгой… Мы с детства играли с ним, со школы еще. Столько времени… Еще когда Саша Головко был. Можно сказать, это игроки равного уровня. Но, как бывает иногда, что-то сложилось, что-то нет….

- Одно время пару Головко-Ващук называли одной из самых сильных в Европе. Как ты думаешь, чем вы были сильны?

- Прежде всего – взаимопониманием. И каждый занимался своим делом. Саня забирал, я начинал атаки. Или я забирал, Саня пасовал. Главное – взаимопонимание.

- Владислав, когда ты попал в Динамо, тренеры сразу тебя определили на позицию защитника?

- Нет, я пришел при Фоменко, стал передним защитником. При Сабо я уже играл последнего защитника, потом год просидел на скамейке. А когда Лобановский пришел – уже ни у кого не было определенного места. Первые игры я играл опорным, потом плавно перешел в линию обороны, можно сказать – на свое место. В принципе, мне как опорным, так и последним защитником очень легко играется.

- А с кем из тренеров киевского Динамо было приятней всего работать?

- С отрытым ртом заслушивались Валерия Васильевича, царствие ему небесное.

— А кроме Валерия Васильевича?

- С Фоменко…

- С Вашим возвращением в Динамо Вы прочно заняли место в основе. Но болельщики обратили внимание, что Вам часто приходится достаточно энергично подсказывать что-либо своим сегодняшним партнерам. С чем Вы сталкиваетесь главным образом: с несыгранностью, проблемах в тактической выучке, рядовыми игровыми ошибками?

- Мне кажется, в тактическом плане немножко надо поработать. Мы уже говорили с тренерским штабом об этом. Я думаю, в ближайшее время будем все эти изъяны убирать, потому что класс игроков высокий, а в тактике…Каждый должен заниматься своим делом и не играть так, как ему хочется.

- Я рад, что Вы вернулись в Динамо. Как Вам нынешняя атмосфера в клубе?

- Нормальная, рабочая атмосфера. Не хватает немножко взаимопонимания на поле, над схемками хорошо бы поработать… А так – отличная атмосфера!..

- Сегодня Вы, как никто другой, способны сравнить не методики подготовки в Спартаке и Динамо, а их результаты на своем примере. Что бы Вы оставили для себя из методик той и другой школ?

- Спартак от мелких стенок перешел к тому, что Динамо делало всегда. То есть – забегания, передачи с флангов. Потому что через короткие стенки сложно. Сейчас просто такая тенденция в Динамо появилась, бразильцев много… Нам эта короткая стенка немножко мешает. Тяжело мяч из центра у них выхватить на фланг, чтобы оттуда было больше передач.

Анатолий Демьяненко акцентирует на этом внимание, ставит такую задачу. Хотелось бы больше качества …

- Влад, в каком клубе нагрузки больше в тренировочном процессе?

- Сейчас нагрузки выровнялись, но все равно Динамо в какой-то степени сильнее. Я предсезонку не проходил, но, судя по тому, что ребята рассказывают, нагрузки в Динамо выше.

- Сергей Ребров сказал на прошлой встрече, что работа тренера – занятие неблагодарное. Как ты к этому относишься?

- Ну, я еще хочу пока поиграть, потом буду думать. Этому надо поучиться, да и не каждому это дано…

- Если я не ошибаюсь, Вас первый раз удалили в еврокубковом матче, со Спартаком. Вам было лет 20…

- В том моменте было не все справедливо. Там Хомин, царствие ему небесное, Пятницкого сбил. А получилось,– я рядом… Тот уже падал и ударился о меня. Меня и удалили… Я и не понял, за что. Ощущение? Расстройство. В такой игре!..

- Владислав, поделитесь, как Вам живется с женой-бизнес-леди? Не возникает ощущения, что бизнес иногда довлеет над семейными отношениями?

- Она так распределяет деловые встречи… Я играю, она занимается делом. Кто-то же должен вести семейный бизнес. :)

- Влад, ресторан – это прекрасно… А кто занимается домашней кухней? Не каждый же день Вы завтракаете омарами под пиво в своем ресторане?

- Ну, омары слишком шикарно кушать, даже в своем ресторане. У нас все так распределено, что я утром уезжаю, сегодня, например, сына отвез в 8 часов в садик, а потом целый день в городе. А в доме… Мама жены – теща – она там… А что нам надо? Позавтракать чуть-чуть, а потом уже и тренировка, обед…Я особо много не кушаю.

- Долго ли Вы адаптировались в Черноморце, когда перешли в команду?

- Первое время старался доказать, что и в 30 лет бегают. По тестам я показывал результаты даже лучше, чем бегал в Динамо. Вы знаете, что Альтман любит тесты. А потом акцентировал внимание на своей игре и игре обороны.

Независимо от состава, нужно создавать команду. Как говорил Лобановский, мы не делаем звезд, мы делаем команду-звезду. Кто нас знал раньше? Знали некоторые специалисты, но лишь потом постепенно в этой команде выросли звёздочки.

- Вы очень удачно влились в нынешнее Динамо, хоть те, кто наблюдал за Вашей карьерой, знают о Ваших проблемах в подготовке. Скажите, какую роль в Вашем нынешнем уровне сыграл Семен Иосифович Альтман?

- Я всем повторяю, что благодарен человеку, который поверил в меня, пригласил меня. Я благодарен руководству, которое сделало все возможное, чтобы я играл в команде. Нагрузки у него серьезные. Очень много интересных тактических схем. Во всем используется компьютер. Он и в сборной, этот компьютер. Семен Иосифович много внимания этому уделяет. И с помощью компьютерной программы он может много пояснить ребятам.

- Евгений, болельщик украинского футбола. Влад, вот Динамо перешло опять на схему игры с либеро. Будет ли команда снова пробовать играть в линию, и сможешь ли ты играть линейного защитника?

- Здесь многие болельщики против Спартака… Пусть я не считаю Чернышова великим тренером, но важно и хорошо то, что он попытался в короткие сроки научить Спартак играть в линию, хоть это ему и не удалось. В линию, прежде всего, играют не только в обороне, но и в полузащите. Вы ведь смотрите Милан, Ювентус. Мы в Спартаке на тренировках ходили по полю, изучали, кто и куда должен смещаться.

Игра в линию – это очень сложно. Во-первых, люди должны понимать, что они должны делать на поле, что многое зависит от полузащиты. Все знают – какая полузащита, так команда и играет.

Мы сейчас не играем в линию, но при переходе в оборону я выдвигаюсь назад для подстраховки. Пришел игрок в мою зону – играю с игроком я, Федоров как бы чуть-чуть сзади. Взаимозаменяемость, как раньше, при Васильиче играли. Старались с Головко играть.

- Какой матч в Динамо из всех сыгранных тебе, возможно, снится, запомнился больше всего?

- Один из первых матчей Лиги чемпионов, когда выиграли у Спартака 3:2. 0:2 проигрывали и выиграли 3:2. Вырвали. А самый тяжелый – когда мы Днепру проигрывали 0:1 и 2:1 победили. Вырвали на последних минутах. Чемпионская игра была…

- Недавно возникла ситуация с Родриго и Алиевым. Как это отразилось на команде, и как Вы лично относитесь к этому?

- Перед игрой расписывается, кто должен пробивать штрафные. В той игре было определено: Родриго, он должен бить штрафные! Взял мяч Алиев, чем в какой то степени спровоцировал инцидент. Позже Родриго объяснил, что у него проблемы в семье, нервы не выдержали. Он извинялся.

Надо уметь держать себя в руках, независимо от ситуации. Я видел его в Лиге чемпионов. Это из рук вон выходящее, когда свою команду оставляешь вдесятером. Такого никогда никто не приветствовал. Васильич, даже если выход один на один, а ты сбиваешь соперника, и тебя удаляют, объяснял: это тебе минус.

- Вот сборная Украины будет играть на Чемпионате мира. С кем бы тебе не хотелось встретиться в подгруппе?

- Интересно будет с любой командой играть. Как и в Лиге чемпионов. Для меня лучше играть с той командой, с которой я еще не играл. Хочется сыграть с любой командой, не зависимо от того, какая она.

- Влад! О базе киевского Динамо – Конча Заспе – говорят, как об одной из лучших в Европе. Расскажи о базе в Тарасовке. Поделись своими впечатлениями об условиях, созданных для футболистов в киевском Динамо и московском Спартаке?

- Тут даже параллелей проводить нельзя. У Черноморца база лучше. Бассейн, сауна есть… Ну, старая база… Обстроена, но база старая. Как у нас для дубля. Три этажа. Два хороших поля. Добираться?… Ну, если быстро, мне – минут 50.

- Владик, вот ты приехал в Динамо, скажи, на твой свежий взгляд, какой тренер нужен Динамо? И может ли Демьяненко остаться на посту главного тренера?

- Сейчас все обсуждают: иностранец? Демьяненко? Я думаю, надо довериться тем людям, которые сейчас работают в Динамо. У них есть контакт с ребятами. Перед тем, как вернуться, я разговаривал с Демьяненко лично… Многие говорили, что он мягкий, но на самом деле у Анатолия Васильевича есть свое мнение, свое видение. Есть, и должно быть, расстояние между тренером и игроком, но и с футболистом нужно общаться. И Демьяненко всех выслушивает, но делает свои выводы и поступает уже по-своему. Выслушивает и берет лучшее.

- Поделитесь Вашими впечатлениями об Олеге Романцеве. Вы ведь знаете, что пресса зачастую представляет его то ангелом, то монстром…

- Мне он очень понравился. Мы много общались, разговаривали. Там некрасивая ситуация сложилась на тот момент. Руководство клуба было к нему… Интриг было много в клубе. Почему я в интервью и говорил, что не хотел бы, чтобы менялось руководство Динамо. Это плохо скажется на всем клубе. И очень переживал за этот момент.

Он – великий тренер. Ну, не может он пропустить там какие-то технические моменты, говорит: вы ж бразильцы, чего мяч теряете? Мне он сразу сказал: мы кроссы не бегаем. Я отвечаю: ну хорошо, значит, не будем бегать.

Очень многого он достиг. Многие говорили, мол, он спился… Нагрузка у него большая. Он жил на базе. И вот этот период, когда его убрали со Спартака, для него, конечно, очень тяжелый. Сложно ему сейчас. Тем более – в московском Динамо. Не дали ему там работать. Вроде бы и работал, но на самом деле работать ему не дали.

- За кого ты голосовал на выборах?

- В первом туре – за Януковича, во втором – ни за кого. Жена вот была за Ющенко.

- Влад, когда ты играл в Москве, не скучал ли ты за Киевом?

- Я так часто летал в Киев, что меня спрашивали: Влад, когда ты уже, наконец, переедешь в Москву? Я отвечал, что в Москву я не перееду никогда.

- Все, кто интересуется футболом, знают о бромантановом скандале в Спартаке. Расскажите, какую линию поведения в этих «подкормках» избрали лично Вы?

- Я уже высказывался на эту тему в Спорт-Экспрессе, после чего меня вызывали в Москву на программу «Человек и закон». Только они повели себя некрасиво. Я думал, меня вызывают по поводу бромантанового скандала, а оказалось, что они делали передачу против Червиченко. Я не хотел бы участвовать в этом.

Я высказал свое мнение по поводу того, что произошло «втихаря» от ребят…

— Как Вы себя вели в этой ситуации?

- Когда я узнал, я был в шоке…

— Когда Вам предлагали какие-то медикаменты, как Вы к этому отнеслись, как выходили из этой ситуации сами?

- Я так понял, что я как бы один раз это принял… Нам говорили перед игрой, что это кофеин. Примите кофеинчик, и все, взбодритесь. Потом смотрю – в перерыве снова… Думаю, зачем еще в перерыве? Ну, уже ж бегаем 45 минут… Куда же еще больше? В смысле – взбодриться. Куда еще больше?

Сейчас гадать, когда это было… Они лучше знают, когда это было. Все попались на этом. Такой скандал. Что мы испытали, какие только… чем мы только не чистились. Мы не тренировались, но от нас требовали результат.