Флорин ЧЕРНАТ: "Мне говорили, что через 3-4 месяца вернусь из "Динамо" в Румынию, но я провел в Киеве 8 лет"
Румынский полузащитник Флорин Чернат стал одним из первых легионеров киевского “Динамо”, перешедших в команду не из стран постсоветского пространства. В беседе с клубным сайтом экс-динамовец вспомнил работу под руководством Валерия Лобановского и рассказал о памятных моментах в “Динамо”, цвета которого защищал с 2001-го по 2009 год.
- Флорин, вас пригласили в киевское “Динамо” молодым футболистом - в 21 год. Почему выбрали Киев и с какими мыслями ехали в расположение “бело-синих”?
- Я много слышал о киевском “Динамо”, знал, кто тренирует эту команду, и что “бело-синие” регулярно выступают в еврокубках. Для меня возможность играть в Лиге чемпионов была самым важным моментом. Это был своеобразный вызов себе, новый и важный. Лобановский хотел меня видеть в своей команде, поэтому я решил перейти в киевское “Динамо”.
- Легендарных нагрузок Лобановского не боялись?
- Перед подписанием контракта с киевлянами все в Румынии говорили мне - куда ты едешь, ты же не любишь много бегать, а у Лобановского все игроки "умирают" на тренировках. Я сказал, что ничего страшного, я смогу. Сначала для меня было тяжело привыкнуть к нагрузкам в Киеве, было много беговой работы, много тестов. Но через год-два я освоился. Сложно было на тренировках, на сборах, но при этом во время матчей чувствовал себя легко.
- Самое энергозатратное упражнение на тренировках, которое вы не любили выполнять?
- Для меня сложными были тест Купера и пять по 300. С остальными упражнениями все было нормально, но эти два… (смеется) Даже не помню, пробегал ли я все пять отрезков по 300 метров, максимум доходил до четвертого, и то в последнем показывал не требуемые 40-45 секунд.
- Насколько быстро прошла адаптация в Киеве и “Динамо”?
- Сначала было очень сложно, потому что первые полгода я был единственным румыном в команде. В то время никто не говорил по-английски, да и я тогда не очень хорошо знал этот язык. Старался поскорее выучить русский, смотрел телевизор, пытался общаться в команде. Агент написал для меня базовые слова, которые нужно сразу запомнить, чтобы ориентироваться на поле - “влево”, “вправо”, “вперед”, “назад”. Но где-то после 2-2,5 лет в Киеве начал хорошо понимать русский и говорить.
Не могу сказать, что сейчас отлично разговариваю по-русски, успел подзабыть за эти годы, потому что нет возможности с кем-то практиковать язык. Когда мы этой зимой пересеклись с “Динамо” на сборах в Анталье, я поговорил с Максимовичем и Филиппом (Виктор Кашпур и Филипп Репетило, администраторы “Динамо”. - Прим. ред.), Андреем (Шморгуном, врачом команды. - Прим. ред.), которых знал. А также с Денисом Бойко - когда я играл в “Динамо”, он еще был молодым, но тренировался с нами.
- Вы вспоминали, что в вашем первом матче за “Динамо” Лобановский в перерыве кричал в раздевалке, потому что его не устраивало качество игры, хотя команда выигрывала. Какие были первые впечатления от Лобановского как человека?
- Лобановский был очень сдержанным, неэмоциональным. Вначале мне показалось, что тренер не очень хочет со мной разговаривать, но остальные ребята объяснили, что он такой человек - серьезный и дисциплинированный, не любил с кем-то спорить.
- Можете вкратце сформулировать, почему Лобановский - великий тренер?
- Лобановский давал результат. С разными командами он выигрывал чемпионаты и кубки, поэтому все знают, что Лобановский - лучший тренер в СССР и Украине. Для меня это тоже был вызов - работать с таким великим тренером.
Как я уже упоминал, сначала мне все говорили, что через 3-4 месяца я вернусь из “Динамо” обратно в Румынию, потому что не смогу выдержать ритм и нагрузки, которые давал Валерий Васильевич. А я провел в Киеве восемь лет, и это был хороший период (улыбается).
- Вы немало забивали за “Динамо”, причем часто - с дальней дистанции, со штрафных. Поделитесь опытом, как юным футболистам научиться пробивать стандарты?
- Нужно этот компонент тренировать. Когда в “Динамо” еще играли Белькевич, Алиев, мы после тренировок всегда оставались на полчаса-час, чтобы отрабатывать удары по воротам. Кроме того, когда размер ноги маленький, лучше получается баланс при ударе по мячу.
- Опять-таки, говоря о голах, а вы забили много красивых и важных - и голы “Левски”, которые вывели “Динамо” в Лигу чемпионов, и дубль в ворота “Байера”... Какие мячи были не просто важными, а самыми сложными, трудоемкими?
- Помню матч на Кубок Украины, когда мы играли на выезде в какой-то деревне, поле было ужасным, трибун не было. Держался счет 0:0, и на 93-й минуте мы заработали штрафной удар. К мячу подошли я и Хацкевич, Хац хотел пробить, но в итоге ударил я и забил - мы вырвали победу. Вот это было тяжело, наносить решающий удар на последних минутах - большое напряжение. (Речь идет о матче 1/32 финала Кубка Украины сезона 2002/03 против “Энергетика” (Бурштын). - Прим. ред.)
- Какой сезон в “Динамо” можете назвать лучшим лично для вас?
- Думаю, что это был период, когда “Динамо” возглавлял Валерий Васильевич Лобановский. Этот тренер дал мне уверенность в себе. Он был жестким, с ним у меня появилась убежденность, что на поле я могу сделать все, решить исход любого момента.
- А какие матчи за “Динамо” отложились в памяти?
- Наилучшая атмосфера была, когда мы играли в Лиге чемпионов на домашнем стадионе, а также против “Шахтера”. Помню, что за Суперкубок Украины мы играли в Одессе, а финалы Кубка проводили в Киеве. Собирался полный стадион, 90 тысяч людей - что может быть лучше для футболиста? Думаю, самое важное для любого игрока - когда заполненный стадион поддерживает тебя и твою команду.
Кстати, обновленный НСК “Олимпийский” я еще не видел. После ухода из “Динамо” я не был в Киеве, но очень хочу. Мне говорили, что город очень изменился. Надеюсь, что этим летом смогу приехать. Но сейчас в мире нестабильная ситуация, поэтому не знаю, получится ли...
- В интервью вам часто напоминают об эпизоде на последних минутах матча с “Интером”, когда вы промахнулись в стопроцентном моменте и “Динамо” покинуло Лигу чемпионов. Есть ли еще какие-то моменты в вашей карьере, которые вы бы хотели переиграть или изменить, если бы могли вернуться в прошлое?
- Хотелось бы переиграть полуфинальные матчи Кубка УЕФА против “Шахтера”. Тем более это был последний год, когда разыгрывался Кубок УЕФА, перед реорганизацией турнира. Была такая уверенность, что если пройдем “Шахтер”, то сможем выиграть трофей.
- Кто из динамовцев в тот период, когда вы играли, был лидером в раздевалке, душой компании?
- В то время у нас была одна хорошая команда, не было деления на украинцев и иностранцев. Мне эта ситуация очень помогла. Могу назвать целую группу игроков-лидеров - Белькевич, Хацкевич, Шовковский, Гусин, Ващук, в первые годы после моего приезда играл еще Головко.
- При Михайличенко “Динамо” в начале 2000-х провело две сильные Лиги чемпионов, выиграло два чемпионата Украины. Затем "Динамо" слабо начало сезон и его уволили...
- Знаете, жизнь тренера - очень сложная. У нас в Румынии говорят, что у тренера сумка всегда собрана. Судьба наставника в команде зависит только от результатов. Киевское “Динамо” всегда борется за чемпионство, за выход в Лигу чемпионов, поэтому у клуба нет возможности ждать и терпеть. Всю команду, всех игроков, у которых контракты, поменять невозможно. Проще всего - сменить тренера. Но это абсолютно не значит, что Михайличенко или Демьяненко были слабыми наставниками. Думаете, что если у мадридского “Реала” будут плохие результаты, то Зидана не сменят? “Реал” - это не только Зидан, это бренд, это намного большее.
- Михайличенко считается любимым учеником Лобановского, говорят, что он многое позаимствовал у Валерия Васильевича в тренировочном процессе. Так и было?
- Может быть, упражнения и тесты в тренировочном процессе и на сборах менялись, но ритм и интенсивность были такими же высокими. Для нас было легче, потому что и Михайличенко, и Демьяненко были помощниками Валерия Васильевича. Они знали нас, а мы знали их требования. Для меня было легко работать как с ними, так и с Сабо. Они были игроками “Динамо”, знают этот великий клуб изнутри.
- В сезоне 2004/05 “Динамо” не хватило одного очка для выхода из группы Лиги чемпионов, в которой мы играли вместе с “Байером”, “Реалом” и “Ромой”. Как думаете, как далеко могли бы пройти тогда, если бы вышли в плей-офф?
- Для меня это тоже грустный момент. Мы боролись за первое место в группе до последнего матча. Тогда даже “Рома” взяла всего одно очко, не выиграв ни в одной игре. Поэтому футбол - такой прекрасный вид спорта, полный неожиданностей и сюрпризов. Сегодня ты можешь быть на самом верху, а завтра опустишься вниз.
Мы попали в очень сильную группу, и сначала все говорили, что у нас вообще нет шансов. Но в итоге мы имели очень хорошие шансы на выход из группы, которые не смогли использовать в последнем туре.
Считаю, что мы должны были выходить из той группы, потому что всю дистанцию шли на первом месте, и только проиграв в последнем матче (против “Байера”. - Прим. ред.), отправились в Кубок УЕФА.
Елена Лукичёва