Олег Базилевич. Избранные цитаты
В истории «Динамо» Олег Базилевич стал выдающейся фигурой. Его знания и опыт помогли команде добиться серьезных побед и выйти на уровень лучшей в стране.
Олег Петрович был настоящим интеллектуалом и профессионалом. Лучше всего за него говорили дела, а слова Базилевича - настоящая футбольная и жизненная мудрость.
Официальный сайт «Динамо» вспоминает самые интересные цитаты легендарного наставника.
***
«Я не мог позволить себе запустить учебу, поэтому уроки просто делал по ночам, не высыпался, конечно. Что там говорить — тяжело было. Надо отдать должное моим родителям, которые с детства приучили меня к дисциплине»
«Мы, мальчишки, даже мечтать не могли о том, что у кого-то будет собственное авто. Но в 1960 году, когда в составе киевского «Динамо» мы завоевали «серебро» чемпионата Советского Союза, такая возможность появилась. И я, и Валерий Лобановский, и другие наши ребята приобрели автомобили «Москвич»
«В то время я уже тренировал донецкий «Шахтер». В 1972 году мы вышли в высшую лигу и успешно выступали в чемпионате СССР. Лобановский же в эти годы стоял у руля «Днепра». Когда его позвали в «Динамо», он пригласил и меня. Все вопросы мы решали на равных и все делали сообща. Пожалуй, единственное, чем занимался я и не занимался Лобановский, — это съемка тренировок. Я до сих пор горд тем, что совместными усилиями нам с Валерием удалось создать команду, признанную в Европе и во всем мире»
«Футбол, который сегодня называют «современным», с точки зрения содержания игры — зачастую практически то же самое «ретро». Например, игроки действуют каждый на своей позиции, с недостаточным диапазоном. Не используются согласованные скоростные перемещения больших групп исполнителей. Основной акцент делается на стихийную импровизацию футболистов. Это все совершенно несовременно и устарело уже 40 лет назад»
«Незадолго до смерти Лобановского мне рассказали случай. Шел матч чемпионата Украины. Тяжелая игра, ничего не клеится. Васильич в перерыве зашел в раздевалку, грозно оглядел всех. Потом вдруг рассмеялся, махнул рукой и вышел за дверь. Во втором тайме «Динамо» от соперника не оставило камня на камне. Руководители клуба подозвали администратора: «Что в перерыве сказал футболистам Лобановский, раз они так заиграли?» — «Ничего». — «Как?! А что он делал в раздевалке?» — «Зашел, рассмеялся и ушел»
«Не Лобановский или, скажем, Базилевич, перевернули в 70-х годах эту страницу в истории футбола – в этом процессе до нас участвовало много людей. И это принципиально, так как один человек вполне мог ошибиться, предложив ошибочное направление… Когда в разных странах, включая и нашу любимую Родину, в этом поиске почти одновременно участвует группа солидных специалистов – непременно возникает интеграционное с точки зрения процессов, происходящих в футбольном мире, явление»
«Есть такое выражение – «команда-мечта»: думаю, это как раз о том нашем «Динамо»... И все же, если бы и мы, и игроки были более критичны к себе, бережнее отнеслись к тому, чего добились огромным трудом, тот «звездный» состав вполне мог бы еще года четыре удивлять Европу! Время фильтрует многие наносные моменты – пусть это будет уроком потомкам»
«Наверное, еще родители приучили меня к опрятности и культуре одежды. Детство у нас было тяжелым и особого выбора не было. Если плащи, так все китайские, если калоши, то шестой обувной фабрики. Но, тем не менее, следили за своим внешним видом, ведь футболисты всегда были в центре внимания»
«Сегодня в футбольных командах почему-то больше внимания уделяют трансферной истории и стоимости игроков, особенностям их индивидуальных действий, статистике достижений клубов и тренеров. Вопросы содержания игры при этом ускользают от внимания болельщиков, комментаторов, журналистов и даже многих специалистов. Я сужу об этом по их высказываниям в прессе»
«Как-то раз мы раздобыли матч олимпийской сборной Голландии — молодежной команды, в которой тогда начинал играть Кройф. Это был предметный курс тотального футбола в его исполнении: он выполнял огромный объем работы по всему полю, а у нас в то время большинство тренеров ориентировались на позиционный, уже безнадежно устаревший, футбол. Что ни говорите, но это была маленькая форточка в Европу...»
«Самое главное в спорте — результат, и как бы красиво и образно ни говорили бы мы о футболе, болельщиков, общественность, прежде всего, интересует, как выглядит табло»
«Смотреть» и «видеть» — это, на мой взгляд, совершенно различные действия. Поэтому я бы не стал утверждать, что «ни для кого не секрет», за счет чего побеждает та или иная суперкоманда. Если, например, многие наши «эксперты» не понимают основ организации игры, не могут отличить стратегию от различных тактик, которые используются в той или иной фазе встречи, или же все время сосредоточены на индивидуальных качествах, упуская из виду коллективные — то никакое количество просмотров чужих матчей не поможет. И причины нашего отставания от сильнейших зарубежных коллективов так и останутся секретом»
«Сравнивая успех динамовцев в 1975-м с прежними достижениями, все говорили: «Это феномен!», но что в таких условиях делают остальные? Либо подтягиваются к лидеру, стремясь тоже добиться какого-то результата, либо, наоборот, отрезают ему голову, чтобы не мучиться»
«Тренеры вообще не должны радоваться происходящим на поле событиям. Эмоции объективно оценить ситуацию только мешают и, вообще, могут завести в дебри, поэтому к происходящему мы отнеслись спокойно — не без надежды, что команде преподан наглядный урок. Хочется кому-то этого или нет, но тренер должен руководить как подготовкой, так и игрой»
«С каждым коллективом, с которым мне приходилось работать, в основном связаны приятные воспоминания, и так же почти всегда в игре той или иной команды удавалось добиться определенного прогресса. Система срабатывала везде, где удавалось ее применить»
«Есть принципы организации игры, которые тренерами, умеющими это делать, за короткое время доводятся до игроков. Интеллектуальная часть материала, которой располагает тренер, его концепция, находят отзыв у футболистов высокого уровня, и, чем их больше в команде, тем быстрее возникает симбиоз – сочетание усилий тренера и реализация его концепции на футбольном поле совпадают. Вот тогда, если футболисты реализуют тренерскую концепцию игры на 100%, и получается выдающийся ансамбль»
«Перестроиться с точки зрения стратегии надо было обязательно. Если ты не хочешь проиграть, то нельзя играть так, как играешь! В чем отличие современного футбола от «устаревшего» «футбола Лобановского»? Не мог бы Лобановский позволить себе не перестроиться, когда видел, что его команда «рухнула». Надо было сыграть позиционную оборону на своей половине поля, перестать играть, «как получится», а начать играть строго организованно с точки зрения преимущества соперника над твоей командой. Необходимо было лишить его пространства, возможности свободно распоряжаться мячом, отбирать мяч локально на своей половине поля на ограниченном пространстве, на коротких отрезках усилий, чтобы не бегать по 60-80 метров… И, лишив соперника преимущества, за счет этого воспользоваться своими контрприемами в атаке»
«Зрители должны понимать одно: тренеры – профессионалы, футболисты – тоже профессионалы… И, выходя на каждый матч, они играют… на результат. От этого выигрывают только интересы зрители, потому что, как бы команда ни играла, с точки зрения болельщика, если на табло отрицательный результат – выходит, ни рационального, ни прагматичного подхода мы не увидели...»