9 травня 2020 15:40

БЕТАО: "Если я могу быть полезен "Динамо" вне поля, буду рад помогать"

Во второй части интервью официальному сайту киевского “Динамо” бразилец Бетао, который защищал цвета нашего клуба в 2008-2013 и 2015 годах, рассказал о своей карьере после ухода из “Динамо” и планах на будущее.


- В последние полгода контракта с “Динамо” вы играли в “Эвиане” вместе с Милошем Нинковичем. Проще было адаптироваться во Франции рядом со старым знакомым?


- Нинкович - это суперфутболист и суперчеловек. Один из самых техничных исполнителей, с которыми я играл. Было приятно снова оказаться с ним в одной команде, мы провели в “Эвиане” полгода и тоже пережили там хорошие моменты.


- В “Эвиане” вы были основным игроком и доходили до финала Кубка Франции 2012/13, минимально уступив там “Бордо”. Это было большим достижением для клуба?


- “Эвиан” - это маленькая команда. Мы базировались в красивом городе, в команде была хорошая атмосфера, хороший персонал. Когда мы встречались в 1/4 финала Кубка Франции с “ПСЖ”, в составе которого играли Ибрагимович, Тьяго Силва, все думали, что мы можем проиграть, не знаю, со счетом 10:0. Но сыграли вничью 1:1, и по итогам серии пенальти прошли дальше, тогда именно Ибрагимович и Тьяго Силва не реализовали 11-метровые. Это был праздник. Дальше мы крупно обыграли “Лорьян”, а в финале встретились с “Бордо”. Был отличный матч на “Стад де Франс”, с множеством моментов, мы пропустили решающий гол на последней минуте. Но это было незабываемо.


- За год до этого вы встречались с “ПСЖ” в составе “Динамо”, дважды проиграв на групповой стадии Лиги чемпионов. Что удалось “Эвиану”, чего не смогло сделать “Динамо”?


- Это футбол (смеется). Конечно, “Динамо” тоже хотело выиграть, навязать борьбу. В “Эвиане” мы делали ставку на оборону, стараясь поймать соперника на контратаках. А в Киеве мы играли в совсем другой футбол.


- Второй ваш приход в “Эвиан” сложился не так удачно - команда финишировала в зоне вылета Лиги 2, а затем прекратила существование из-за долгов. Когда вы там играли, проблемы с финансами уже были?


- Я подписал с “Эвианом” контракт на три года, и когда первый год подходил к концу, начались финансовые проблемы. Президент клуба предложил игрокам статус свободных агентов, потому что не было денег выплачивать зарплату. Я сказал - без проблем, и согласился.


- Расскажите о своем коротком возвращении в Бразилию, в “Понте-Прета”. Почему затем остались без футбола почти на год и как приняли решение вернуться в “Динамо”, уже при Реброве?


- В “Понте-Прета” был плохой период. После пяти лет в Украине и Франции было тяжело вернуться в Бразилию. Нужно было пройти тяжелую обратную адаптацию, ведь в Европе и Бразилии совсем разный футбол. В Европе есть организация обороны, всех линий, а в “Понте-Прета” на тот момент был такой футбол: все бежали туда или сюда.


Когда я подписал контракт с “Понте-Прета”, у меня не было сборов. Я просто приехал в команду и сразу начал играть. Провел примерно пять матчей, и почувствовал, что мне тяжело. Я поделился этим с тренером, и он сказал, что когда подготовлюсь физически, смогу вернуться на поле. Но футболист на моей позиции играл хорошо, и я уже не смог вернуться в состав. Поэтому долго не играл. Не знаю, почему так сложилось, причины этой ситуации знает только Бог.

В конце октября 2014 года я связался с Сергеем Ребровым и представителем международный службы “Динамо” Анатолием Вовком, объяснил ситуацию, что я без команды. Мне было 30 лет и я хотел продолжать играть, не имел лишнего веса, был в хорошей форме и готов был много тренироваться. Спросил - можно ли вернуться в “Динамо”?


Буквально через день Анатолий прислал мне билет на имейл и пригласил в клуб. Я приехал в Киев, и в ноябре-декабре серьезно работал на базе один и со второй командой. Перед зимними сборами в 2015-м президент “Динамо” сказал, что доволен моим профессионализмом и работой, и предложил подписать контракт до конца сезона. Игорь Суркис - это самый лучший человек. Он сказал, что оплатит еще и мою работу без контракта в ноябре и декабре. Я был очень благодарен.

Когда сезон закончился, я общался с Ребровым и Суркисом, и мне предложили учиться на тренера и работать с “Динамо”. Я подумал и не смог согласиться, мне тогда был 31 год и я еще хотел играть в футбол, у меня были силы. Мне сказали: хорошо, если захочешь работать в “Динамо”, когда закончишь карьеру, - звони нам.


- А сейчас что думаете на этот счет? Когда закончите карьеру, готовы вернуться в “Динамо”?


- Пока не знаю (улыбается). Я хочу играть еще минимум год, физическое состояние позволяет, голова тоже хорошо работает. А после этого, если я могу быть полезен “Динамо”, буду только рад. Возможно, смогу помогать с просмотром футболистов в Южной Америке. Я хочу вновь увидеть сильное “Динамо”, которое играет в Лиге чемпионов и Лиге Европы. Команда уже давно не выигрывала чемпионат Украины. Сейчас это не то “Динамо”, которое я помню. Как футболист я уже не могу что-то дать “Динамо”, но вне поля - конечно, могу и хочу помогать.


- Можно сказать, что в “Аваи” у вас открылось второе дыхание? Вы признавались лучшим защитником Лиги Катариненсе по итогам сезона, в прошлом сезоне команда стала чемпионом штата Санта-Катарина...


- Не могу сказать, что переживаю свой второй расцвет в карьере, но я готов играть, уже стал серьезным защитником (смеется). В Бразилии сейчас играю в центре обороны.


- Помимо прочего, в “Аваи” вы лидер, носите капитанскую повязку. Какой Бетао в раздевалке и на поле, можете “напихать” партнерам?


- Нет, я люблю говорить с футболистами, а не кричать. Нужно разговаривать, понимать партнеров. Мне нравится, когда в команде все близко общаются, делятся своими мыслями. Я не просто жесткий “армейский” капитан, я не такой.


- Знаете, что в сборной Украины сейчас два натурализованных бразильца - Жуниор Мораес и Марлос? Вам в свое время не предлагали принять украинское гражданство?


- Мораес - мой друг. Он хороший футболист, как и Марлос. Я поддерживаю решение Шевченко, желаю им обоим удачи в сборной Украины, для меня это тоже в какой-то степени приятно. Они сильные игроки, долго живут и работают в Украине. Думаю, что для украинской сборной это усиление.

А что касается меня, то если бы мне предложили принять украинское гражданство, когда я играл в “Динамо”, то я бы, конечно, согласился. Без проблем.


- Почему далеко не у всех бразильцев выходило закрепиться в “Динамо”?


- Переезд в Украину - непростая ситуация. По сравнению с Бразилией в Украине все абсолютно иначе. Первый сложный момент, с которым сталкиваются футболисты, - это разные языки, разные алфавиты. Жизнь, культура и футбол - все другое.


Когда я ехал в Украину, думал только о том, что останусь там на пять лет. Я не обращал внимания на культурные различия, холод, новый язык, не жаловался, что мне что-то не нравится, а хотел играть в футбол. Понимал, что хочу играть за “Динамо”, выступать в Лиге чемпионов, побеждать в чемпионате Украины, претендовать на победу в Лиге Европы.


Многие бразильцы приезжают в Украину и ожидают тех же условий, такой же жизни, тепла и пляжей, как в Бразилии. Так нельзя, так не получится. Нужно адаптироваться в стране.


- Кстати по поводу пляжей… Правда, что вас звали в одесский “Черноморец” в 2014 году?


- Да, мне позвонил, кажется, директор “Черноморца” и предложил играть в их команде. Я поблагодарил за интерес и отказался. Думаю, что на тот момент это был не лучший вариант для меня.


- Какая сейчас ситуация в Бразилии в связи с коронавирусом, какие варианты продолжения чемпионата?


- Ситуация тяжелая, но лучше, чем была во Франции и Италии. В разных регионах Бразилии по-разному: есть города, в которых больше инфицированных, в других - меньше. В моем городе сейчас ситуация относительно спокойная, потому что когда пандемия только начиналась у нас, все соблюдали карантин, оставались дома. Если не ошибаюсь, в моем городе от коронавируса умерло 6 человек, а в штате Санта-Катарина - 25. Но проблемы могут начаться вскоре, потому что ваше лето - это бразильская зима. А в прохладную погоду вирус быстрее распространяется.


По поводу возобновления чемпионата Бразилии пока ничего не известно. В команде, конечно, все хотят вернуться к футболу, мы проводим онлайн-тренировки. Но, думаю, момент для продолжения соревнований пока не настал.


- Воспользуетесь возможностью напоследок передать что-то болельщикам и работникам “Динамо”?


- Хочу передать привет всем сотрудникам команды: докторам, массажистам, персоналу базы “Динамо”, с которыми я работал! Спасибо болельщикам за время, которое я провел в Киеве. Вперед, “Динамо”, мы с тобой!


Беседовала Елена Лукичёва, фото Андрея Лукацкого