23 квітня 2020 21:44

"Ужин с Кличко, сиртаки со Стоичковым, футболки от Маттеуса и Бессонова". Дима Коваленко - о звездах

В третьей части интервью самого успешного украинского легионера в MLS – о том, с кем сводила Дмитрия жизнь в соккере США: большие звезды, большие оригиналы, большие сумасброды.


«Футболки от Бессонова и Маттеуса – это реликвии для меня»

– Дима, хотелось бы поговорить с вами о кумирах, которые стали вам близкими. На кого равнялись, когда играли?

– Ну, вообще – и хочу этот привет через статью передать – мои кумиры это всё Динамо 80-х. Я помню, как подавал мячи на их матчах. На прощальном матче Блохина Бессонов подарил мне на память футболку – до сих пор хранится у родителей! Я был так благодарен, на них всех смотрел, как на богов!

Уже позже мне очень нравилась игра Лотара Матеуса. Он доигрывал в Нью-Йорк МетроСтарз, играл один из последних матчей против Чикаго Файр. Это было невероятно волнительно – от любимого футболиста получить футболку на память!

– В Чикаго Файр у вас было много одноклубников, один из которых – обладатель «Золотого мяча». Стоичков умел показать, кто он такой?

– И на поле, и вне поля!

– Он в США играл или доигрывал?

– Христо очень competitive! У него жесткий характер, он не понимает, что это – проиграть. В одном из матчей он сцепился с арбитром и дал ему в лицо. Штраф, дисквалификация – это все не имело значения, Стоичков считал, что нужно доказать, что он прав!

В футболе он – профи высшего уровня. Каким бы ни был соперник, он хочет победить. Он мне рассказывал, что как-то шейхи арендовали его буквально на один матч – на финал – где-то в ОАЭ или Катаре. Цена вопроса – десятки тысяч долларов. Команда – неизвестная ему, увидел впервые людей. И что же? Вышел, порвал всех, получил гонорар!

– Вы с ним сдружились, хотя разница в возрасте – больше десяти лет…

– Мы – славяне. Он со мной говорил на такой жесткой смеси английских, болгарских и русских слов. Просто его надо знать. Кто-то скажет – сумасшедший, но все мы немного больные. А сам по себе Христо – отличный человек. Расскажу, как однажды мы зашли в ресторан европейской кухни. Греческий, кажется. Заиграла музыка сиртаки. Стоичков так станцевал, что сорвал аплодисменты! Он не может что-то делать плохо, только лучше всех!

«У Аду была сумасшедшая техника, но плохие люди рядом»

– Как раз плюс/минус ваши сверстники составили великолепную сборную США, которая добиралась до четвертьфинала чемпионата мира. Откуда такая поросль? Какими были ваши одноклубники-янки?

– Понимаете, сказалось системное развитие футбола. Чемпионат мира 1994 года дал большой толчок в развитии, я был в стране, видел, как все заинтересовались соккером. Плюс, программы типа Project 40. Плюс, Лига развивалась, появлялось много звезд, рядом с которыми могли расти молодые.

Кого из сборников могу вспомнить? Ну вот в Чикаго это Карлос Боканегра. Цепкий, грамотный защитник – поиграл в четырех европейских лигах, в том числе – за Фулхэм, Ренн и Сент-Этьен, Рейнджерс. ДаМаркус Бизли – крайний хав с отличной скоростью. Он совсем юным попал в MLS. Позже играл за МанСити и Рейнджерс. Джош Вольфф – хороший, быстрый нападающий. С юного возраста много забивал. Мог вместе со мной оказаться в Вильярреале, но получил тяжелую травму. Позже все-таки в Германии попробовал себя. Это только если Файр вспоминать.

– В Ди-Си Юнайтед и Реал Солт-Лейк вы пересекались с ганским вундеркиндом Аду, который в 14 лет подписал профессиональный контракт и в национальной сборной США дебютировал, кажется, еще школьником. Почему Фредди так и не раскрылся в Бенфике и Монако, оставшись нереализованным талантом?

– Люди вокруг него были плохие – говорили одно, было другое. Родственники, агенты – все его использовали. А парень был очень перспективный – это правда. У него была сумасшедшая техника, никогда такой не видел. Но, подозреваю, что он был постарше, чем по паспорту…

– Самый крутой именно американский игрок, с которым вам приходилось играть?

– Да их много было. Из США сейчас много ребят едет в европейские чемпионаты, становится все больше хороших легионеров. В мои времена – пожалуй, Лэндон Донован. Он индивидуалист, его многие не любят, но в Гелэкси он был очень крут! Это лучший бомбардир и распасовщик MLS в истории. У него шикарный скилл в завершении атак. Думаю, он мог бы состояться и в Европе, хотя в Байере, Баварии, Эвертоне не зацепился.

– Сейчас на его рекорд в сборной США может замахнуться разве что Алтидор, которые крупно отстает от Лэндона (42 гола против 57).

– Ну, Джози – это физически мощный форвард. Играли вместе в Нью-Йорке. Напористый, тяжелый. Донован все же поизящнее, тоньше в исполнении.

– А кто был очень крут, но не раскрылся? Помимо Аду, которого мы уже вспоминали.

– Назову Бобби Конви, застал его совсем юным в Ди-Си Юнайтед. Считался очень перспективным, но, кажется, кроме Рэдинга, не заиграл в Европе.

«Всё решают деньги, потому США теряет много спортивных талантов»

– В Нью-Йорк Ред Буллз вы застали Джоркаеффа.

– Да, играл Юра! Чемпион мира и Европы, а такой скромный и хороший парень. Ему уже было под 40 лет, в команде был огромным авторитетом – и на поле, и в раздевалке. По-моему, он остался жить в Нью-Йорке с женой.

– Вот приходили в MLS игроки после АПЛ, как те же ваши одноклубники по Ред Буллз Рейна и Анхель, у них распальцовка оставалась или же уровень американского чемпионата не позволял надменности?

– Да ну, хорошие ребята. Клаудио и Хуан Пабло – после такой карьеры к ним у нас всех было уважение, а они правильно воспринимали задачи и требования тренеров. Игра есть игра – если ты не отдаешься полностью, тебя побеждают. Единственное, Рейна и Анхель ведь приехали уже в возрасте, им было легче, потому что в Британии тренировки по два раза в день, в США – по одному разу.

– MLS растет, привлекает суперзвезд калибра Бекхэма, Златана, Стоичкова. Но вот сборную США из личностей такого калибра в новейшую эру возглавлял один лишь Юрген Клинсманн. Каковы ваши впечатления от работы немца?

– Трудно сказать. Клинсманн все время говорил, что надо, чтобы больше сборников играли в Европе, где выше уровень, чем в MLS. Я с этим согласен. При нем сборная США вышла в 1/8 финала чемпионата мира, но на следующий не попала, провалив при Юргене начало отбора.

– Сейчас главный тренер – ваш бывший одноклубник по Гелэкси Грегг Берхалтер. Он может встряхнуть сборную США?

– Сборная ведь начинается с самых азов. Нет хороших детских тренеров. Всё решают деньги, потому что детские школы платные. В футболе добиваются успеха «голодные», а вот дети из бедных семей в академии не попадают, потому что нет денег. С ними никто не хочет работать, потому что они не платят. Много ребят пропадает. Здесь надо очень много менять, и тренер не в силах сделать что-то один.

– Откуда тогда берутся такие самородки, как Пулишич?

– Кристиан уехал очень рано. Может быть, мне тоже надо было пробовать перебраться в Европу сразу после университета, но тогда я не получил бы гражданства…

«Когда брал у Бекхэма очередной автограф для друзей, сказал ему, что открыл сувенирную лавку в Украине»

– Поначалу казалось, что приход Бекхэма в ЛА Гелэкси – это больше рекламный шаг. А смотри же ты: шесть, пусть и неполных сезонов, 126 матчей и 20 голов, два чемпионских перстня…

– Просто Дэвид – это действительно очень крутой футболист и знаменитый celebrity. Лига и Гелэкси знали, что делали. Его приход притащил за собой прессу, звезд и больше людей на стадионы. Приезжал он в Лос-Анджелес – великий город с огромной шоубиз-индустрией. За 50 млн. долларов в год я бы и на Луну, наверное, полетел, а тут – ЛА. Да и сам он ведь где-то в 32 года попал в MLS, в спортивном плане он оставался очень в порядке.

– Это окупилось?

– Ну, тут точнее экономисты скажут. Что интерес к соккеру вырос невероятно – это да. Что это привлекло громкие имена – тоже да. Он много сделал для футбола. И Бекхэм сам – хороший человек. Примерный семьянин, отец. Со всеми в команде у него равные отношения, отличный парень.

– Неужели статус главного «селебрити» футбола этому не мешал?

– Это, скорее, его образ жизни – постоянно фанаты, папарацци, охрана. В команде Дэвид не держался обособленно, он и работал на совесть, и играл с огоньком. У нас рядом были шкафчики в раздевалке, мы часто перекидывались шуточками. Он «травил» меня за прическу, бороду.

– Пош-Спайс на футболе приходилось видеть?

– Ну а как же! Виктория с детьми всегда приходила, у них была своя ложа. К ним часто заходили в гости голливудские знаменитости.

– Например?

– Ну это же Лос-Анджелес! Всех не перечислишь! Актеры, музыканты, политики – все ходят на спортивные мероприятия. Приходилось видеть губернатора Арнольда Шварценеггера. Однажды, после матча с Миланом, Бекхэм пригласил всех в ночной клуб. Встретили там актера Тома Круза.

– Слышал историю, как вы брали у Бекхэма «тонны» автографов для друзей…

– Ха-ха, Дэвид удивлялся, но подписывал! Я ему шутя говорил, что открыл на родине лавку сувениров и там потом продаю.

– Как публика воспринимала, что он из США уезжал в «командировки» в Милан?

– Бывало, что болельщики вывешивали плакаты «Go home», перечеркивали №23. Но вообще Бэкхем – очень позитивный парень. На него сложно злиться и обижаться. Да и он сам к Америке прикипел, сейчас совладелец команды Интер Майями. Как раз в этом сезоне у нее состоялся долгожданный дебют.

– Один из своих голов вы посвятили Бэксу…

– А он как раз восстанавливался после травмы. Я сам пережил под конец карьеры проблемы со здоровьем, понимал, что ему после 30-ти трудно возвращаться. Поэтому решил его поддержать таким образом.

«Играл против Месси, Роналдиньо и Роналду. Три имена – а ведь они лучшие игроки нашей эры»

– Отдельная часть заокеанской футбольной жизни – выставочные матчи против европейских грандов, которые охотно приезжают в межсезонье в США. Ваши лучшие воспоминания?

– Это отдельная тема! Повезло играть против Барселоны с Месси и Роналдиньо, против Реала с Криштиану Роналду. Вот назвал эти имена – а ведь они лучшие игроки нашей эры. Удалось сыграть против всех, пожалуй, топ-клубов!

– И что, они в самом деле стараются, или просто отбывают контрактные обязательства в товарищеских матчах?

– Ну, как – понятно, что это неофициальный матч. Но все равно спортсмены – люди амбициозные, они не любят проигрывать. Плюс болельщики гонят вперед. Они платят за билеты и хотят увидеть зрелище. Так что, наоборот, в таких матчах могут хорошо отвозить, да и голов обычно много.

– В каком матче на вашей памяти было самое большое число болельщиков?

– Трудно вспомнить… Вот, в 2009 году с Гелэкси играли против Барселоны. Было 93 тысячи зрителей. Уступили 1:2, но что за матч был!.. Бекхэм тогда забил просто шикарный штрафной – все аплодировали, включая соперников. У гостей Педро и Анри отличились голами. Я играл против Анри – ох и задачка это! Игрок трудный, каждый его поворот имел значение. После матча поговорили с Гвардиолой. Невероятные воспоминания.

С Миланом играли (тогда там Роналдиньо был), так Лос-Анджелес почетную ничью 2:2 разыграл.

Вспоминаю еще, как в 2003 году с Ди-Си Юнайтед играли – наша команда была в порядке и по международным меркам. В товарищеских матчах (в которых, по договоренности, всегда играют футболисты основы) мы обыгрывали Тоттенхэм и Блэкберн, я еще в показательной серии послематчевых пенальти забил вратарю сборной США Брэду Фриделю.

– Украинский легион в США – это не только соккер. С кем еще пересекались из наших за океаном?

– Ну вот с братьями Кличко знакомы, Виталик посещал матчи Гелэкси, а потом пригласил меня на бой против Криса Ареолы. Мы с ним побывали в ресторане, звал меня к себе в гости. Умный парень, видно, что его уважают такие знаменитости, как Шварценеггер, Тайсон и другие звезды, которые приходят на его бои. Как он там, в Киеве? Им, как мэром, довольны?

– В Лос-Анджелес Лейкерс играл Станислав Медведенко, тоже выигрывавший чемпионский перстень, но в NBA…

– Много слышал о Стасе, но, кажется, мы разминулись. Он ведь мой земляк, тоже с Левого берега Киева вроде бы.

Артур Валерко